О понуждении к совершению действий по принятию неотложных мер к решению вопросов по теплоснабжению населения в отопительный период



дело № 2-142/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 годаг. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика – Администрации Серпуховского муниципального района - Михайловой У.А.,

представителей третьих лиц:

- сельского поселения Симарова Н.Н.,

- ГУ Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» Коваль Н.В.,

- ФГУ ДЭП-17 - Баранова В.В.,

при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского горпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серпуховского района о понуждению к совершению действий по принятию неотложных мер к решению вопросов по теплоснабжению населения в отопительный период,

У С Т А Н О В И Л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, и после уточнения исковых требований, просил обязать администрацию Серпуховского муниципального района принять меры к решению вопросов по своевременному и качественному теплоснабжению жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Родионовка, дома №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д» в отопительный период 2010/2011г.г. путем совершения одного из следующих действий:

- либо газификации вышеуказанных домов;

- либо путем организации установки электрических обогревательных котлов, либо котлов на ином виде топлива;

- либо путем заключения договора на обеспечение теплоснабжения в указанных жилых домах.

Свои требования истец мотивирует тем, что в д. Родионовка Серпуховского района расположены жилые дома № 1 «д», № 2 «д» и № 3 «д», где проживают 12 семей. Указанный населенный пункт входит в состав территории сельского поселения Васильевское. Теплоснабжение указанных домов в отопительный период 2009/2010 гг. осуществлялось ФГУП ДЭП-17, в хозяйственном введении которого находились указанные жилые дома, а также иные объекты коммунально-бытового назначения, расположенные в д. Родионовка. Как следует из письма Территориального управления Росимущества по Московской области от <дата> <номер> указанные жилые дома <дата> исключены из реестра федерального имущества. Основание – отчуждение в муниципальную собственность в соответствии с распоряжениями ТУ Росимущества по Московской области от <дата> <номер>, от <дата> <номер>. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) вопросы организации в границах поселения теплоснабжения относятся к вопросам местного значения поселения. Частью 4 ст.15 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Сельским поселением Васильевское, входящим в состав Серпуховского муниципального района, заключено соглашение о передаче Серпуховскому муниципальному району на период с 01.01.2010 по 31.12.2010 отдельных полномочий, в том числе по организации на территории поселения теплоснабжения населения, а также снабжения поселения топливом. Учитывая изложенное, обязанность по обеспечению населения сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района услугами теплоснабжения на период до 31.12.2010 возложена на муниципальное образование «Серпуховский муниципальный район Московской области», которое в отопительный период 2010/2011 обязано проводить необходимые мероприятия для обеспечения граждан проживающих в жилых домах №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д» в д.Родионовка, а также граждан, временно пребывающих по указанным адресам, качественной услугой теплоснабжения. Неисполнение принятых на себя обязательств является причиной нарушения прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг и на достойное жилье. Согласно п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Поскольку количество проживающих в домах № 1 «д», № 2 «д» и № 3 «д.» в д.Родионовка, права которых нарушены путем непредоставления коммунальной услуги – теплоснабжения, может изменяться в период противоправных действий ответчика, круг лиц, в интересах которых предъявляется в суд данное исковое заявление не может считаться определенным. Кроме того, данное исковое заявление направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных ответчиком, но также и на защиту интересов лиц, в отношении которых в будущем могут быть допущены вышеуказанные нарушения.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Михайлова У.А. в судебном заседании против заявленных исковых требований возражала, просила отказать в их удовлетворении и пояснила, что договор по теплоснабжению может заключаться только собственником имущества, на установление газовых котлов, у ответчика нет бюджетных денежных средств. Когда было вынесено распоряжение Росимущества, стало известно о спорных домах, данный вопрос ранее на обсуждение Администрацией не ставился. С 2008г., ведется переписка с вышестоящими органами, с тех пор возникла проблема со спорными домами. Под этими домами земельные участки находятся в федеральной собственности, и Администрация в данной ситуации не может быть ответственным лицом за эти дома. Вопросы теплоснабжения может решить только собственник, а Администрация может посодействовать. Ответчик не может совершать никаких фактических действий, поскольку на разрешение данной проблемы не выделено денежных средств. В случае удовлетворения судом исковых требований по настоящему гражданскому делу решение суда будет неисполнимо, так как Администрация не сможет ничего построить на земле не находящейся в муниципальной собственности. Так же в материалы дела приобщены письменные объяснения по иску, в которых ответчик указывает на то, что удовлетворение заявленных требований повлечет расходы для органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета на содержание имущества, не находящегося в муниципальной собственности. Нецелевое расходование средств местного бюджета является основанием для привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 285.1, 286 УК РФ. прокурор не доказал наличие уклонения от совершения действий, а именной бездействие лили действие которое незаконно совершил орган местного самоуправления. Указанные действия не относятся к полномочиям муниципального района, кроме того, бездействие можно оспорить тогда, когда законом и иным нормативно-правовым актом установлен определенный срок для совершения действий и указанные действия не совершаются. В соответствии с ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;

7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, как усматривается из представленных документов, в частности представленных Администрацией, на основании Решений Арбитражного суда Московской области Распоряжения ТУ Росимущества по МО от <дата> <номер> «о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием № 17, в собственность Серпуховского муниципального района», от 03.12.2009г № 626 признаны недействительными полностью. Данные решения Постановлениями 10 Арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения. На основании сообщения и.о. зам. Главы администрации Серпуховского муниципального района дома №№ 1д, 2д, 3д в д.Родионовка в Реестре муниципальной собственности не значатся. На основании вышеизложенного, Администрация Серпуховского муниципального района полагает, что является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям (л.д.91-93).

Представитель 3-го лица – Администрации с.п. Васильевское – Симаров Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признал и указал на то, что на текущий момент отопление в домах есть, однако администрация сельского поселения не может тратить бюджетные средства для разрешения возникшей ситуации, поскольку дома в муниципальную собственность не переданы, заключенные договоры не могут быть действительными. Со стороны Администрации сельского поселения прикладываются усилия для решения вопросов в отопительный период, завозится дизельное топливо. Однако, заявленные прокурором требования вызывают возражения. Ранее в судебном заседании Симаров заявлял, что было предложение построить в охраняемой зоне свою котельную, но сделать это не представляется возможным, так как нет земли, на которой было бы возможно осуществить постройку. Министерством ЖКХ МО было поручено осуществлять подачу тепла в спорные дома. В 2008-2009г.г. вопрос по отоплению решался, но данное имущество не было передано сельскому поселению, поэтому тратить денежные средства для решения проблемы нет возможности. В настоящее время дома отапливаются ДЭП № 17, котельная расположена на их территории, со своей стороны администрацией сельского поселения будут предприниматься шаги по оказанию помощи в данном вопросе. Для того, чтобы полноценно обеспечить коммунальными услугами спорные дома необходимо передать в муниципальную собственность котел, сети, дома, тогда, в случае прекращения существования ДЭП № 17 жители не остались бы без отопления. Сейчас, дома вернули в федеральную собственность, чтобы отапливать каждую квартиру, необходимо чтобы квартплата была порядка 7000 рублей, все эти расчеты есть. Жители не платят за коммунальные услуги, были попытки собирать финансовые средства на топливо, но поскольку проживают люди пожилые, то не возможно постоянно собирать за коммунальные услуги. Администрация сельского поселения пыталась решить об отоплении спорных домов, велась переписка с различными организациями. Этот вопрос следует решать с Росимущество, но до тех пор, пока вопрос остается открытым, попросили ДЭП № 17 отапливать эти дома.

Представитель 3-го лица – ФГУ ДЭП № 17 – Баранов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и пояснил, что когда был заключен договор на момент 2008-2009 года, имущество было передано в Серпуховскую муниципальную собственность, но не было принято, договор был заключен, ДЭП №17 свои обязательства выполнили, однако до сих пор не получили оплату за коммунальные платежи, этот вопрос решается в Арбитражном суде. Ранее в судебном заседании представитель ФГУ ДЭП №17 отметил, что жители спорных жилых домов являются заложниками неразберихи в то время, когда муниципальные власти пытаются переложить свои обязанности на плечи ДЭП №17, которое до 2007г. было наделено правом хозяйственного ведения и на этом основании осуществляло подачу тепла в спорные жилые дома, путем сжигания дизельного топлива на своем производственном участке. Сейчас заместитель министра ЖКХ обратился с просьбой, пока не разрешится этот вопрос, отапливать спорные дома и дал письменные пояснения, что будут приняты меры об обязании Администрации заключить договор и решить вопрос об оплате за оказанные услуги. ДЭП №17 является федеральным государственным предприятием и не может по желанию директора заниматься той или иной деятельностью, государство наделило данное предприятие полномочиями заниматься ремонтом и содержанием дорог, жилой фонд был изъят из состава имущества, переданного предприятию, и государственные органы не разрешили вопрос о праве на эти три дома, ДЭП №17, имеет в собственности отопительный котел, как таковых котельных нет, и не уполномочено оказывать коммунальные услуги, тепло в спорные дома подается по мере возможности и при наличии дизельного топлива, но не в том количестве, которое должно быть для нормального проживания жителей этих домов, поскольку эта услуга ни кем не заказана, договоров нет. ДЭП №17 неоднократно писали письма в Администрацию Серпуховского района и отражали готовность принять действия по отоплению указанных домов, если обязательства сторон будут основаны на договоре. Но Администрация Серпуховского района уклонились от решения вопроса по существу.

Представитель 3-го лица – ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» - Коваль Н.В. поддержала исковые требования, поскольку Инспекция стоит на защите прав и законных интересов граждан, в ее задачи входит решение данного вопроса с целью обеспечения проживания граждан в более комфортных условиях. Ранее в судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции пояснял, что в связи с обращением прокуратуры, специалистам Инспекции было поручено произвести замер отопления в домах № 1 «д», № 2 «д», № 3 «д» в д.Родионовка Серпуховского района. Были произведены выезды по спорным объектам 14.01.2011 года и 17.01.2011г. 14.01.2011года были произведены замеры температуры воздуха в квартирах спорных домов при внешней температуре +1 и было выявлено, что температура в квартирах была около 20 градусов, но поскольку нормативы измерения отопления необходимо выявлять при внешней температуре «минус», был повторный выезд по указанным домам - 17.01.11. Был произведен замер температуры в трех квартирах. В квартире № 2, которая расположена на 1 этаже, температура в помещении была +17, в квартире №5 температура в помещении была +18, это ниже необходимого норматива, поскольку квартира является угловой. И в квартире №7 температура в помещении была +18. Данные температуры были замерены с учетом того, что в комнатах были включены дополнительные электрообогреватели. Теплоносители не обеспечивает должной температуры в спорных помещениях, но, учитывая что никакого договора на оказание услуг не имеется, и в связи с тем, что котельная ФГУ ДЭП 17 не называется таковой, а также с учетом того, что тарифы на оплату услуг за отопление не утверждены и не прошли утверждение, оснований для отопления ФГУП ДЭП 17 спорных помещений нет, таким образом, жители могут остаться без отопления. В период с 05.10.2010года по 03.12.2010года отопление домов практически не производилось, с 02.11.2010года отопление подавалось по ночам с 7 вечера до 7 утра, исходя из этого, Государственная жилищная инспекция считает, что органы местного самоуправления не приняли все меры для обеспечения жителей д.Родионовка теплом. Ежегодно Инспекцией осуществляется контроль ввода жилищного фонда в эксплуатацию. Поднимался вопрос о том, что данный жилищный фонд не готовится третий год к отопительному периоду, причем ни дома, ни сети. Ежедневно до 15.00 часов Инспекцией подаются сведения в Правительство МО о наличии тепла в домах на территории МО, вопрос об обеспечении теплом спорных домов стоит на контроле в Министерстве ЖКХ.

Представитель 3-го лица – ТУ Росимущества в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного разбирательства извещен надлежаще.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя 3-го лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Свидетель Ф. будучи допрошена ранее в судебном заседании показала, что она является жительницей дома № 3 «д» в д.Родионовка Серпуховского района. В 2010г. отопительный сезон в домах начался в ноябре, в ноябре 2010года нам давали отопление только ночью. 17.11.2010г. жители спорных домов ездили в Министерство коммунального жилищного хозяйства, 29.11.2010г. ездили в аппарат Президента, и там дали документы о том, что в настоящем году отопительный сезон будет длиться без перебоя. Гражданам не у кого спросить по поводу предоставления коммунальных услуг, поскольку плату за коммунальные услуги не взимают, жильцы сами собирали денежные средства на солярку, чтобы топить котел. В ДЭП 17 говорят, что эти дома передали другому собственнику. В квартиры тепло подается, температура в квартирах около 18-20 градусов, в котельной держат определенную температуру, но поскольку солярки может не стать вообще – ФГУП ДЭП приходится экономить. Теплотрасса также в нехорошем состоянии, сейчас говорят, что в феврале топить не будут. Жильцам приходится использовать дополнительные отопительные рефлекторы, и поэтому часто не бывает света, ранее был кабель 380 вольт, а сейчас кабель 220 вольт, была ранее горячая вода в доме, сейчас каждый сделал себе отдельный свет, за электричество взимают оплату, а за остальные коммунальные услуги нет. Некоторые из проживающих в спорных домах поставили электрический обогревательный котел, и поэтому у них дома намного теплее. Из-за того, что в квартирах постоянная сырость, на стенах появился грибок. Если поменять общий кабель для того, чтобы провести и поставить один электрический котел, то все квартиры будут надлежаще отапливаться.

Свидетель Г. будучи ранее допрошена в судебном заседании показала, что проживает в д.Родионовка Серпуховского района в доме № 3 «д», кв. 7. Квартира расположена на 2 этаже. Сложная ситуация с отоплением наблюдается уже четвертый год. Ранее отопление домов производилось ДЭП № 17. С началом отопительного сезона тепло в дома не подается, на вопросы жильцы получают ответы, что их дома ни кого в собственности не числятся. В октябре у нас не было отопления вообще, хотя был самый холодный месяц. После обращения в прокуратуру отопление было включено, однако по устной информации, его могут отключить в любой момент. Пока тепло на улице, тепло в домах, а когда на улице холодно, в квартирах не надлежащая температура. Приходится использовать обогревательные приборы, что приводит к повышенному потреблению электроэнергии. Электричество подается от общего счетчика, оплата производится ДЭП №17. В квартире приходится находиться в теплых вещах. Подается отопление не в полной мере. Денежные средства за коммунальные услуги с жильцов не берут. Справки на субсидию не кому выдать, поскольку дома ни к кому не относятся. Мусор два года не вывозится.

Свидетели К.В. и К.С. ранее в судебном заседании дали показания в соответствии с которыми они являются жителями дома № 3 «д» в д.Родионовка. Перебои с отоплением начались с 2007г. Отопление домов начинается в конце ноября. Во время морозов приходится использовать масляные обогреватели, при этом удается достичь температуры воздуха приблизительно 17 – 18 градусов. Поскольку у дома нет хозяина, отопление ведется с перебоями, нет канализации, нет горячей воды, мусор не убирается. Нет возможности приватизировать квартиры. За отопление плата не взимается, производится жильцами только оплата электроэнергии. В доме проживают дети и лица пожилого возраста.

Выслушав стороны, свидетелей, представителей третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Распоряжением ТУ ФАУГИ по МО от <дата> <номер> прекращено право хозяйственного ведения ФГУ ДЭП №17 на относящееся к федеральной собственности имущество в состав которого входят жилые дома №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д» расположеннее в д.Родионовка Серпуховского муниципального района Московской области, указанное имущество передано в собственность Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.50-53).

<дата> между ФГУ ДЭП № 17 и администрацией сельского поселения Васильевское был заключен договор <номер> на отпуск и потребление тепловой энергии. Предметом договора являются услуги по теплоснабжению жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, Васильевский с.о., д.Родионовка, Мастерский участок № 3. Согласно условиям договора ДЭП № 17 обязана осуществлять теплоснабжение спорных домов, а администрация с.п. Васильевское обязана оплачивать отпущенную тепловую энергию по тарифам, утвержденным для соответствующих групп потребителей, обеспечить надлежащее техническое состояние систем теплопотребления и горячего водоснабжения, а так же обеспечивать готовность к эксплуатации системы теплоснабжения и горячего водоснабжения к началу отопительного сезона, вести учет количества потребляемого тепла. Цена отпускаемой тепловой энергии устанавливается по тарифу, определенному расчетом стоимости теплоэнергии, согласованный обеими сторонами и являющийся неотъемлемой частью договора. Оговорены случаи изменения цены отпускаемой тепловой энергии. Договор заключен на срок с 01.10.2008г. по 05.05.2009г. (л.д.107-113). Согласно акту, составленному на предмет расчетов за потребление тепловой энергии 20.10.2008г. произведен пуск системы отопления (котельной) производственной базы МУ-3, в том числе отопительной системы жилых домов, находящихся на территории базы в д.Родионовка Серпуховского района (л.д.105).

В соответствии с Уставом Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.126-161) сельское поселение Васильевское входит в состав Серпуховского муниципального района Московской области. Ст.8 п.4 устава закрепляет право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района, что не противоречит ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии Соглашением о передаче муниципальным образованием «Сельское поселение Васильевское Серпуховского муниципального района» отдельных полномочий муниципальному образованию «Серпуховский муниципальный район Московской области», заключенному 01.09.2009г., (п.п.1 п.1.2 Соглашения) полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» переданы муниципальным образованием «сельское поселение Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области» муниципальному образованию «Серпуховский муниципальный район Московской области». П.2.1. установлен срок действия соглашения с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. (л.д.7-12).

Распоряжением ТУ ФАУГИ по МО от <дата> <номер> внесены изменения в распоряжение ТУ ФАУГИ по МО от <дата> <номер>, в соответствии с которыми слова «… в собственность Серпуховского муниципального образования Московской области» заменены на слова «… в собственность сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области», а так же отменено распоряжение ТУ ФАУГИ по МО от <дата> <номер> «Об утверждении акта о приеме-передаче федерального имущества в собственность Серпуховского муниципального образования Московской области от федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия № 17» (л.д.49).

Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2010г. (дело № А41-9328/10) по делу по заявлению Администрации сельского поселения Васильевское к ТУ ФАУГИ в МО, ФГУ ДЭП №17, Администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании Распоряжения ТУ ФАУГИ в МО от <дата> <номер> «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от <дата> <номер> «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием №17, в собственность Серпуховского муниципального района Московской области» недействительным исковые требования удовлетворены. Указанное распоряжение признано недействительным, на ТУ ФАУГИ в МО возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района Московской области. Постановлением 10-го Арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010г. решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2010г. оставлено без изменения (л.д.17-36).

По информации ТУ Росимущество от <дата> <номер> жилые дома №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д», расположенные в д.Родионовка Серпуховского района Московской области исключены из реестра федерального имущества <дата> в связи с отчуждением в муниципальную собственность в соответствии с распоряжениями ТУ Росимущества по МО от <дата> <номер>, от <дата> <номер> (л.д.6).

По информации, предоставленной территориальным отделом № 15 ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» в адрес первого заместителя начальника ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» Кузьминова А.А. от 21.10.2010г., в спорных домах отсутствует отопление. Поставка тепла от котельной ФГУ ДЭП-17. дома ранее принадлежали ФГУ ДЭП-17. на данный момент данные дома не приняты в муниципальную собственность Администрацией Серпуховского района. В домах сжиженный индивидуальный баллонный газ, отсутствует договор на обслуживание газопровода со специализированной организацией. В подвале дома № 3 д стоит вода и канализация (л.д.97).

Жители вышеуказанных домов обращались в Серпуховскую городскую прокуратуру с заявлениями от 28.10.2010г. и от 23.11.2010г., в которых сообщается, что жилые дома, в которых они проживают, находятся без отопления в течение трех лет, теплоснабжение, по словам сотрудников ФГУ ДЭП № 17 и Администрации Серпуховского района не налажено в связи с тем, что дома не состоят на балансе ни у одной из этих организаций. Дома отапливаются только в ночное время суток котельной ФГУ ДЭП № 17, температура воздуха в жилых помещениях не превышает 150С. Руководство ФГУ ДЭП № 17 устно уведомило заявителей о том, что в скором времени отопление жилых домов будет прекращено, поскольку ФГУ ДЭП №17 не обязано обеспечивать теплом жителей домов №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д» в д.Родионовка, Серпуховского района (л.д.46-48).

07.11.2010г. Министерство ЖКХ Московской области обратилось к директору ФГУ ДЭП № 17 с просьбой ввести в работу котельную отапливающую муниципальный жилой фонд д.Родионовка с.п. Васильевское Серпуховского района. В свою очередь Министерством было обещано принять все меры по принуждению администрации Серпуховского района для заключения договора на поставку тепловой энергии и возмещению просроченной задолженности (л.д.104).

По информации, предоставленной территориальным отделом № 15 ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» в адрес первого заместителя начальника ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» Кузьминова А.А.:

- от 08.11.2010г., в спорных домах временно до 12.11.2010г. восстановлено отопление силами ФГУ ДЭП № 17. Данные жилые дома будут отапливаться до совещания в Министерстве ЖКХ МО, проводимого по данному вопросу. Поставка тепла от котельной ФГУ ДЭП № 17 (л.д.96);

- от 12.11.2010г. в спорных домах отсутствует отопление. В ночь на 11 и 12 ноября 2010г. отопление подключалось до утра (л.д.95).;

- от 02.12.2010г. в спорных домах температура теплоносителя ниже нормативного уровня, отопление подается круглосуточно. Со слов проживающих, батареи теплые. В жилых помещениях температура нормативного уровня (л.д.94).

10 ноября 2010г. состоялось расширенное заседание Штаба оперативного реагирования на внештатные ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики Московской области. Среди рассмотренных на заседании вопросов был вопрос об организации теплоснабжения в сельском поселении Васильевское Серпуховского муниципального района. По итогам совещания Администрации Серпуховского муниципального района поручено в рамках Федерального закона от 06.10.2006г. № 131-ФЗ обеспечить жилищно-коммунальными услугами дома №№ 1, 2, 3 в д.Родионовка сельского поселения Васильевское Серпуховского муниципального района в срок до 17.11.2010г. (л.д.98-99).

ФГУ ДЭП № 17 информировало Главу администрации Серпуховского муниципального района Московской области и Главу администрации Васильевского сельского поселения о том, что топливо, завезенное для обеспечения подачи тепла в жилые дома д.Родионовка заканчивается. Поскольку предприятие создано для обеспечения безопасного бесперебойного движения по федеральным автодорогам, которые финансируются из федерального бюджета, оно не имеет возможности и права отвлекать денежные средства на цели, не связанные с содержанием автодорог. В связи с этим высказывалась просьба обеспечить поставку топлива. Планировалось прекратить подачу тепла с 29.11.2010г. (л.д.101-102).

Из сообщения Администрации Серпуховского муниципального района Московской области следует, что жилые дома №№ 1 «д», 2 «д», 3 «д», расположенные по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Родионовка, по состоянию на 16.12.2010г. в Реестре муниципальной собственности Серпуховского муниципального района не значатся (л.д.44).

Администрация Серпуховского муниципального района обращалась с письмом от <дата> <номер> в адрес И.о. руководителя ТУ ФАУГИ по МО Лившица И.Л., в котором на основании решения Арбитражного суда Московской области от 17.12.2009г. в целях недопущения срыва отопительного сезона, просила поставить на баланс недвижимое имущество, расположенное в д.Родионовка Серпуховского района для обеспечения бесперебойного энергоснабжения, в том числе и отопления указанных жилых домов (л.д.58). Так же было направлено письмо от <дата> <номер>. в адрес Министра ЖКХ МО Соловьева А.Г., в котором сообщалось, что в соответствии с решением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2009г. энергоснабжение, в том числе и отопление жилых домов в д.Родионовка Серпуховского района с 17.12.2010г. должно обеспечиваться ТУ ФАУГИ по МО посредством передачи имущественного комплекса на баланс ФГУ ДЭП № 17 (л.д.59).

В материалы дела представлены акты замеров температурного режима (теплоносителя) в помещениях спорных жилых домов от 14.01.2011г. и от 17.01.2011г., составленные сотрудниками ТО-15 ГУ МО «Государственная жилищная инспекция», согласно которым в жилых помещениях составляет от 17 до 23,3 градусов (л.д.79-81).

В материалы дела приобщен устав ФГУ ДЭП № 17, утвержденный распоряжением Федерального дорожного агентства 13.03.2006г. № 120-р (л.д.114-125).

Ст. 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения.

Частью 4 ст.15 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Поскольку ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо указывает на обязанность местной администрации обеспечить население теплоснабжением независимо от того, в чьей собственности находятся жилые дома, учитывая, что д. Родионовка находится на территории Серпуховского муниципального района, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. О сложившейся ситуации с теплоснабжением указанных домов д. Родионовка Администрации района стало известно в 2008 году, вместе с тем никаких мер для разрешения сложившейся с отоплением ситуации, ответчиком принято не было, тогда как Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» вопрос организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов также относит к полномочиям органов местного самоуправления. Ссылка ответчика на то, что указанные жилые дома не значатся в реестре муниципальной собственности, в связи с чем Администрация района не может разрешать вопросы по теплоснабжению указанных домов, так как указанные расходы не заложены в бюджет, является несостоятельной, поскольку граждане, проживающие в указанных домах и являющиеся жителями Серпуховского района, имеют право на получение качественных коммунальных услуг, в том числе на обеспечение тепловой энергией, и отсутствие собственника данного жилого фонда не должно нарушать их прав, гарантированных Конституцией РФ. Указанные стороной ответчика обстоятельства не освобождают последнего от исполнения действующего законодательства, регулирующего вопросы местного значения, в том числе и вопросы по организации обеспечения услугами по теплоснабжению населения Серпуховского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Серпуховского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Серпуховского муниципального района принять меры к решению вопросов по своевременному и качественному теплоснабжению жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Родионовка, дома № 1-д, 2-д, 3-д в отопительный период 2010/2011 года путем совершения одного из следующих действий:

- разрешения вопроса о газификации вышеуказанных домов,

- путем организации установки электрических обогревательных котлов, либо котлов на ином виде топлива,

- путем заключения договора на обеспечение теплоснабжения в указанных жилых домах.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:Купцова Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200