О восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула



Дело № 2-123/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Кравченко М.Ю.,

с участием:

Старшего помощника Серпуховского городского прокурора – Кобозевой О.А.,

истца – Дробышева Ю.А.,

представителя ответчика Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности – Романова А.В.,

представителя третьего лица – Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по доверенности – Курова И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробышева Ю.А. к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконной и отмене Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, признании незаконным приказа начальника Серпуховского военного института, о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Дробышев Ю.А. обратился в суд за защитой трудовых прав и просит признать незаконной директиву начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ <номер> от <дата> в части исключения из штата Серпуховского военного института ракетных войск примечания 127 о возможности замещения воинской должности «начальник отдела кадров» гражданским персоналом; обязать начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ отменить директиву в части исключения из штата Серпуховского военного института ракетных войск примечания 127 о возможности замещения воинской должности «начальник отдела кадров» гражданским персоналом; признать незаконным приказ начальника Серпуховского военного института ракетных войск <номер> от <дата> в полном объеме, признав, что исключение из штата института примечания 127 о возможности замещения должности «начальник отдела кадров» гражданским персоналом не является сокращением штата организации и должностные обязанности начальника отдела кадров – военнослужащего и начальника отдела кадров – гражданского лица, являются идентичными; обязать начальника Серпуховского военного института ракетных войск восстановить истца на работе в прежней должности; взыскать с Серпуховского военного института ракетных войск заработную плату за время вынужденного прогула.

Свои требования истец мотивирует тем, что работал в Серпуховском военном институте ракетных войск в должности начальника отдела кадров с <дата> по <дата>. Приказом начальника института <номер> от <дата> был уволен по сокращению штата. В настоящее время работы не имеет. Истец считает, что в процессе увольнения грубейшим образом нарушены нормы действующего законодательства и его право на труд.

<дата> в ходе беседы о предстоящем увольнении истца из рядов Вооруженных Сил РФ начальник института предложил ему (Дробышеву) после увольнения продолжить работу в институте в должности начальника отдела кадров, на что истец дал согласие. По ходатайству начальника института, согласованному с начальником управления кадров Ракетных войск стратегического назначения (далее РВСН), командующим РВСН было направлено ходатайство на имя Министра обороны РФ о разрешении замещения воинской должности «начальник отдела кадров» гражданским персоналом. Министром обороны РФ <дата> такое решение было принято. Во исполнение решения Министра обороны РФ директивой начальника Генерального штаба ВС РФ в штат института были внесены соответствующие изменения, а именно: включено примечание 127, в соответствии с которым разрешается замещение воинской должности «начальник отдела кадров» в соответствии с решением Министра обороны РФ от <дата>, гражданским персоналом. С оплатой труда по приказу Министра обороны РФ 1993 года <номер>. Однако, в настоящее время директивной начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (далее ГОМУ ГШ ВС РФ) от <дата> <номер> из штата института исключено примечание 127, в соответствии с которым разрешается замещать воинскую должность «начальник отдела кадров» гражданским персоналом, без ссылки на решение Министра обороны РФ, который бы отменил свое решение от <дата>, что не может быть законным, так как Министр обороны РФ не отменял своего решения от <дата>.

Истец полагает, что начальник ГОМУ ГШ ВС РФ значительно превысил свои полномочия и неправомерно издал документ, так как Министр обороны РФ не давал ему полномочий отменять ранее принятые им решения. Следовательно, директива начальника ГОМУ ГШ ВС РФ не может быть признана законно изданной и подлежит отмене по решению суда.

В процессе увольнения истца был грубо нарушен Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которым расторжение трудового договора с работником по сокращению численности или штата работников организации является правомерным, если сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место; при рассмотрении вопроса об увольнении работника участвовал выборный орган первичной профсоюзной организации. Однако, реального сокращения должности «начальник отдела кадров» не было. До настоящего времени эта должность имеется в штате института, это свидетельствует о том, что обязательное замещение этой должности военнослужащим не является необходимым условием, так как по оценке командования института истец со своими обязанностями справлялся успешно, имея только поощрения от командования.

Истец указывает на то, что он является членом профессионального союза гражданского персонала ракетных войск стратегического назначения и космических войск с <дата>. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора начальник института не направил в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации по данному вопросу на день издания приказа отсутствовало.

В параграфе 1 приказа начальника института <номер> от <дата> истец освобожден от работы по совместительству на 0,5 ставки научного сотрудника со ссылкой на заявление от <дата>, однако такое заявление он (Дробышев) не писал.

В параграфе 2 этого же приказа об исключении истца из списков гражданского персонала института и увольнении по сокращению штата в справке имеется ссылка на указание начальника Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер>, которое не содержит информации о сокращении должности начальника отдела кадров.

Истец указывает, что в процессе его увольнения нарушены требования ст.ст. 81, 82, 273 ТК РФ. Приказ начальника института <номер> от <дата> издан с нарушениями и подлежит признанию судом незаконно изданным и подлежащем отмене.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что проходил службу в Вооруженных Силах РФ до <дата> в воинском звании полковника и занимал должность начальника отдела кадров военного института. <дата> он был исключен из списков как военнослужащий по достижению пенсионного возраста. <дата> с начальником института был заключен трудовой договор, по которому истец приступил к работе в должности начальника отдела кадров как гражданское лицо с <дата>. Должность начальника отдела кадров в штате института является должностью военнослужащего. Перед предстоящим увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ в июле 2008 года, начальник института предложил ему (Дробышеву) после увольнения продолжить работу в институте в должности начальника отдела кадров как гражданское лицо. С этой целью начальник института направил ходатайство Командующему Ракетных войск стратегического назначенияо разрешении возможности комплектования должности начальника отдела кадров военнослужащего гражданским лицом. Ходатайство было согласовано с начальником управления кадров РВСН как заинтересованным лицом. Командующий РВСН направил аналогичное ходатайство на имя Министра обороны РФ, на котором есть резолюция Министра обороны РФ «Согласен» и дата <дата>, то есть Министр обороны РФ принял решение о возможности замещения воинской должности начальника отдела кадров гражданским лицом. На основании решения Министра обороны от <дата> указаниями Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер> законно в штат института включено примечание 127, разрешающее замещение воинской должности начальника отдела кадров в соответствии с решением Министра обороны РФ от <дата> гражданским персоналом. Однако директива начальника Генерального штаба от <дата> <номер>, которая ввела в действие перечень изменений штата института, подписанная начальником ГОМУ, из штата института исключает примечание 127 без ссылки на решение Министра обороны РФ, который отменил свое решение от <дата>, что не может быть признано законным, так как Министр обороны РФ не отменял своего решения от <дата>. При издании начальником Серпуховского военного института ракетных войск приказа <номер> от <дата> были допущены нарушения, которые влекут отмену данного приказа, а именно: его (Дробышева) письменно не уведомили о сокращении должности начальника отдела кадров, хотя в этом не было необходимости, так как данная должность реально не сокращена. При принятии решения о расторжении трудового договора проект приказа и копии документов, являющиеся основанием для принятия указанного решения, не направлялись в выборный орган первичной профсоюзной организации, мотивированное мнение которого на день издания приказа отсутствовало. Ему (Дробышеву) письменно не был предложен перечень вакантных должностей в соответствии с его образованием и квалификацией. При принятии решения об исключении примечания 127 из штата военного института не был соблюден установленный в Министерстве обороны РФ порядок, так как ни начальник генерального штаба ВС РФ, ни начальник ГОМУ не имели полномочий на отмену решения Министра обороны РФ в части исключения указанного примечания из штата института, так как решение о включении в штат данного примечания принимал Министр обороны РФ, который своего решения не отменял и не передавал этих полномочий другим должностным лицам. Решение Министра обороны РФ оформляется в виде правовых актов, которым является Директива генерального штаба ВС РФ. После принятия Министром обороны РФ о включении в штат института примечания о разрешении замещать гражданским персоналом воинскую должность начальника отдела кадров наступила возможность заключить трудовой договор между истцом и начальником института. Изданная должностным лицом Министерства обороны РФ директива Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер>, в части исключения из штата института примечания 127, является нормативным правовым актом Министерства обороны РФ, содержащим нормы трудового права. В соответствии со ст.12 ТК РФ она не имеет обратной силы и может применяться только к отношениями, возникшим после введения ее в действие. Это означает, что если истец по какой-то причине прекратит трудовые отношения с начальником института, то на эту должность можно будет принять только военнослужащего офицера, имеющего определенный уровень образования. Директива Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер> в части исключения из штата института примечания 127 не может применяться к правоотношениям, наступившим до ее издания. Следовательно, данная директива не может являться основанием для издания приказа начальника института от <дата> <номер> и расторжения с истцом трудового договора по сокращению штата по инициативе работодателя.

Представитель ответчика Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности – Романов А.В. исковые требования находит не подлежащими удовлетворению, так как согласно приказа Министра обороны РФ <номер> ДСП «Об утверждении руководства по работе кадровых органов ВС РФ» должности начальников кадров должны замещаться, как правило офицерами, имеющими высшую оперативно-тактическую подготовку и опыт руководства воинскими частями. Гражданским лицом данные должности не могут замещаться. Гражданское лицо может замещать эту должность как исключение. В настоящее время должность начальника отдела кадров не исключена из штата института, а исключена возможность замещать данную должность гражданским лицом. На основании указаний начальника Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер> из штата Серпуховского военного института ракетных войск исключено примечание 127, которое разрешало замещение воинской должности начальника отдела кадров в соответствии с решением Министра обороны РФ от <дата>, гражданским персоналом. Данная директива <дата> была доведена до сведения истца. В приказе <номер> от <дата> о проведении организационных мероприятий в институте имеется список согласования и подпись истца, этот приказ в первом пункте предлагает провести организационные мероприятия и внести изменения в штат согласно перечня, прилагаемого к директиве от <дата>. Вторым пунктом приказ определяет дату начала мероприятий, а третьим - завершение мероприятий. В указании начальника Генерального штаба были определены сроки сокращения, <дата> эти мероприятия должны быть завершены, но в связи с тем, что документ поступил в институт <дата>, то отсчитали два месяца и установили сроки окончания проведения организационно-штатных мероприятий <дата>. Командование института рассматривает этот приказ как письменное уведомление истца о сокращении его должности. Было подготовлено <дата> ходатайство на имя начальника Штаба РВСН о включении в штат института пункта, в соответствии с которым разрешается содержание на воинской должности начальника отдела кадров гражданского персонала на основании решения Министра обороны РФ от <дата>. На данное ходатайство был получен ответ от <дата> начальника Штаба РВСН, в котором указано представленные предложения оставить без реализации, организационные мероприятия завершить в сроки, установленные указаниями штаба РВСН. На основании указания начальника Штаба РВСН в Серпуховском военном институте <дата> был подготовлен проект приказа об увольнении истца. В институте имеется профсоюзная организация, членом которой является истец, о чем руководство института знало. Сотрудник, которая исполняет обязанности начальника отдела кадров, и должна была подготовить список сокращаемых должностей, в том числе и должность начальника отдела кадров, и представить их на согласование председателю профсоюзной организации, не выполнила свои обязанности. Проект приказа не был согласован с профсоюзом по причине отсутствия председателя профсоюза на рабочем месте в день составления проекта приказа. Приказ об увольнении был подписан <дата>. При подготовке проекта приказа были допущены ошибки в указании номера указаний начальника Генерального штаба ВС РФ, а также имеется указание на заявление Дробышева Ю.А. об увольнении его с должности научного сотрудника, которое он написать отказался ввиду своего несогласия с увольнением с основного места работы. Истцу предлагалось выбрать любую вакантную должность. Истец, используя свое служебное положение, способствовал своему незаконному увольнению, так как в силу своих должностных обязанностей должен был направить поступившую директиву о сокращении его должности в профсоюзный орган, но не сделал этого. На директиве начальника Генерального штаба <номер> от <дата> начальнику института имеется резолюция для всех заместителей, в том числе и начальника отдела кадров. В соответствии с приказом <номер> от <дата>, определяющим проведение мероприятий по решению вопросов, связанных с предназначением подчиненных военнослужащих и гражданского персонала, подлежащих сокращению, определены конкретные задачи начальника отдела кадров. В ответе председателя профсоюзного комитета от <дата> Врио. начальника Серпуховского военного института указано, что контроль хода проведения организационно-штатных мероприятий осуществлял председатель профсоюзного комитета совместно с начальником отдела кадров, что позволило исключить случаи ущемления законных прав и интересов гражданского персонала. Всем работникам, чьи должности сокращены, были предложены рабочие места, и они были трудоустроены.

Представителя третьего лица – Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по доверенности – Куров И.В. исковые требования в части восстановления истца на работе находит подлежащими удовлетворению. Не согласен с требованиями о признании незаконной директивы Генерального штаба ВС РФ, которая издана легитимно. В 2008 году было обращение со стороны командующего РВСН к Министру обороны РФ о разрешении замещения воинских должностей гражданским персоналом, среди которых была и должность начальника отдела кадров. Министр обороны РФ разрешил замещать воинскую должность начальника отдела кадров гражданским персоналом, в связи с тем, что в 2008 году началось массовое сокращение офицерского состава более чем в 2,5 раза, поэтому разрешение замещения воинских должностей гражданскими лицами было необходимо, так как квалифицированные кадры уходили и для организации работы необходимы были подготовленные люди. В соответствии с приказом 160дсп должность начальника отдела кадров замещаться офицером с определенным уровнем образования. Разрешение на замещение данной должности гражданским лицом не делает должность начальника отдела кадров гражданской, данная должность лишь в какой-то период времени замещалась гражданским персоналом. Сама целесообразность замещения этой должности является прерогативой Командующего РВСН. Это разрешение было дано не в отношении конкретного лица, а в отношении должности. В 2010 году командующий принял решение продолжить замещение этой должности военнослужащим, о чем сделал соответствующее письменной предложение от <дата> <номер>. В соответствии с перечнем организационных мероприятий, проводимых в учебных заведениях Министерства обороны РФ в 2010 году, начальником ГОМУ Генерального штаба внесены изменения в штаты Серпуховского военного института ракетных войск, согласно которым исключено примечание 127 о возможности замещения воинской должности начальника отдела кадров гражданским персоналом. В соответствии с указанной директивой должность замещается только военнослужащим офицером с необходимым уровнем подготовки. Когда вносилось примечание 127 в штат института, то необходимо было только решение Министра обороны РФ, так как на тот момент в соответствии приказом <номер> решение о разрешении замещать воинские должности гражданскими служащими мог принимать только Министр обороны РФ. В настоящее время данный порядок изменился путем внесения изменений в тот же приказ 050, в соответствии с которым данное решение может принимать 3 лица: стат.секретарь первого заместителя Министра обороны, заместитель Министра по финансово-экономической работе, в настоящее время такой должности нет, и начальник аппарата Министра обороны, а так же начальник ГОМУ. Это относится в разрешению вопроса о замещении должности, резолюция Министра обороны «Согласен» на разрешении замещать должность военнослужащим гражданским лицом, не является обязательной, она носит согласительный характер. В дело представлены письменные возражения (л.д.148-150, 167-168).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела по представленным сторонами доказательствам, выслушав прокурора, полагавшего, что установлен факт нарушения работодателем процедуры увольнения истца, что влечет удовлетворение требований истца о восстановлении на работе, суд находит исковые требования Дробышева Ю.А. о восстановлении на работе в должности начальника отдела кадрови по совместительству на 0,5 ставки должности научного сотрудника 4 лаборатории (научно-исследовательской) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что Командующий Ракетными войсками стратегического назначения обращался с ходатайством к Министру обороны РФ с целью сохранения высококвалифицированных специалистов и экономии финансовых средств включить в штаты органов военного управления, соединений воинских частей и организаций Ракетных войск стратегического назначения примечание о разрешении замещать гражданским персоналом воинские должности, и в частности начальника отдела кадров Серпуховского военного института Ракетных войск, на котором имеется резолюция «согласен <дата>» (л.д.124-126).

Во исполнение решения Министра обороны РФ от <дата> и указаний Генерального штата Вооруженных сил Российской Федерации от <дата> <номер> внесены изменения в штаты воинских частей согласно прилагаемым перечням. В соответствии с чем в штат <номер> – Военный институт ракетных войск <адрес> (введено в действие с <дата>) включено примечание 127, которое разрешает замещение воинской должности «начальник отдела» (кадров), в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от <дата>, гражданским персоналом (л.д. 45-46).

<дата> Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» в лице начальника института и Дробышев Ю.А. заключили трудовой договор, в соответствии с которым истцу представляется работа по должности начальника отдела кадров. Договор вступает в силу с <дата>. Дата начала работы с <дата>. Договор заключен на неопределенный срок. В соответствии с п.9.3 данного договора о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (л.д.6-7).

Приказом начальника Серпуховского военного института ракетных войск <номер> от <дата> Дробышев Ю.А. с <дата> зачислен в списки гражданского персонала института и назначен на должность начальника отдела кадров (л.д.151).

Приказом начальника Серпуховского военного института ракетных войск <номер> от <дата> начальнику отдела кадров Дробышеву Ю.А. с <дата> разрешено совместительство по 0,5 ставки научного сотрудника НИЛ-4, как избранному по конкурсу (л.д.93).

<дата> начальником штаба Ракетных войск стратегического назначения представлены предложения начальнику Организационного управления ГОМУ Генерального штаба Вооруженных сил РФ по совершенствованию организационно-штатной структуры военно-учебных заведений РВСН, в соответствии с которым изменяется штатная численность постоянного состава военно-учебных заведений в соответствии с решением Министра обороны РФ от <дата> по выходу на оптимальное соотношение количества воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в ВС РФ. Согласно данных предложений из штата Серпуховского военного института исключается примечание 127 (л.д.127-136).

Врио начальника штаба Ракетных войск стратегического назначения предложено начальнику Серпуховского военного института РВСН во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от <дата> <номер> и в целях совершенствования организационно-штатной структуры военно-учебных заведений и воинских частей обеспечения учебного процесса ракетных войск стратегического назначения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты в соответствии с прилагаемыми перечнями, согласно которых необходимо внести изменения в штаты, и в частности, исключив примечание 127 (л.д.47-53, 137-138, 153).

<дата> начальником Серпуховского военного института ракетных войск издан приказ <номер> о проведении организационных мероприятий и внесении изменений в штат <номер> согласно перечня, прилагаемого к директиве начальника штаба РВСН от <дата> <номер>. Началом проведения организационно-штатных мероприятий считать <дата>. Проведение организационно-штатных мероприятий завершить <дата> (л.д.35-37).

В материалы дела представлена копия письменного сообщения в профсоюзный комитет Серпуховского военного института о сокращении должностей гражданского персонала с <дата>, в котором не указана должность начальника отдела кадров (л.д. 38-39).

<дата> начальником Серпуховского военного института ракетных войск направлено ходатайство начальнику Штаба ракетных войск стратегического назначения РФ о включении в штат института пункта, в соответствии с которым разрешается содержание на воинской должности начальника отдела кадров гражданского персонала на основании решения Министра обороны РФ от <дата>, либо исключить из штата института воинскую должность «начальник отдела кадров», включив должность начальника отдела кадров, комплектуемую гражданским персоналом (л.д. 18-19). В соответствии с решением командующего РВСН начальник штаба РВСН требует представленные предложения оставить без изменения, организационные мероприятия завершить в сроки, установленные указаниями штаба РВСН от <дата>0 года <номер> (л.д. 142).

Приказом начальника Серпуховского военного института ракетных войск <номер> от <дата> Дробышев Ю.А. на основании заявления от <дата> освобожден с <дата> от работы по совместительству на 0,5 ставки должности научного сотрудника 4 лаборатории (научно-исследовательской) в связи с увольнением.

На основании указания начальника Генерального штаба ВС РФ от <дата> <номер> Дробышев Ю.А. – начальник отдела кадров института с <дата> исключен из списков гражданского персонала института и уволен по сокращению штата по пункту 2 статьи 81 ТК РФ (л.д.8, 41-42).

Согласно записей в профсоюзном билете <номер> Российского профсоюза гражданского персонала ракетных войск стратегического назначения и космических войск, Дробышев Ю.А. с <дата> принят на учет данной профсоюзной организацией (л.д. 9).

В соответствии с выпиской из штата Серпуховского военного института ракетных войск должность начальника отдела кадров является воинской должностью. Пунктом 127 этого штата: Разрешается замещение воинской должности начальника отдела (кадров) в соответствии с решением Министра обороны РФ от <дата> гражданским персоналом. На основании ДР Штаба РВСН <номер> от <дата> пункт 127 отменен (л.д. 43).

В материалы дела представлен список вакантных должностей гражданского персонала Серпуховского военного института ракетных войск за период с <дата> по <дата>, из которого следует, что в указанный период имелись вакансии ведущего документоведа, документоведа, старшего преподавателя, преподавателя, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, инженера, специалиста по кадрам, начальника группы профотбора, инструктора по социальной работе и профилактике правонарушений, заведующего редакционно-издательским отделом, библиотекаря (л.д.121.200).

Согласно акта, составленного <дата>, начальнику отдела кадров Дробышеву Ю.А. перед подписанием приказа об увольнении, предложено занять любую из вакантных должностей гражданского персонала, подходящую по образованию и квалификации. В ходе беседы Дробышев Ю.А. от предложенных должностей отказался. От подписи отказался (л.д. 54).

В соответствии с актом, составленным <дата>, Дробышеву Ю.А. предложено занять любую из вакантных должностей гражданского персонала, подходящую по образованию и квалификации. В ходе беседы Дробышев Ю.А. от предложенных должностей отказался. От подписи отказался (л.д. 55).

В материалы дела представлены копия Устава Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.276-312), копия свидетельства о государственно регистрации юридического лица (л.д.156) и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.157), Положение о первичной профсоюзной организации Серпуховского военного института ракетных войск, утвержденное конференцией общественной организации <дата> (л.д.73-83), коллективный договор на 2008-2010 годы (л.д.211-275).

Оценив в совокупности представленные сторонами по делу доказательства в обоснование заявленных ими требований и возражений, суд находит исковые требования Дробышева Ю.А. о восстановлении его на работе обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.23 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> <номер> «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер>, от <дата> <номер>) при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В соответствии с ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст.82 ТК РФ закреплено, что при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.

В ст.373 ТК РФ указано, что при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается…

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Согласно ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований действующего трудового законодательства, истец не был уведомлен о предстоящем сокращении работодателем, которым является начальник Серпуховского военного института ракетных войск, персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнени.

Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика, что Дробышев Ю.А. был уведомлен о предстоящем увольнении, так как он ознакомился с поступившей в институт директивной, которой было исключено примечание 127 из штата института, которое допускало замещение должности начальника отдела кадров гражданским лицом. Предупреждение о предстоящем увольнении является документом, который адресуется работнику лично, с указанием его фамилии, имени, отчества и занимаемой должности. В тексте работнику сообщается о предстоящем расторжении трудового договора, указывается причина расторжения и дата увольнения. Однако, со стороны ответчика – Серпуховского военного института ракетных войск такого документа под роспись истцу не вручалось, акта об отказе в получении предупреждения, либо отказе в подписании его в суд ответчиком представлено не было. В Директиве указывается только об исключении из штата института примечания 127, а не предстоящем увольнении Дробышева Ю.А. с занимаемой должности в связи с сокращением должности гражданского лица.

В то же время ответчиком в лице начальника Серпуховского военного института ракетных войск не были предложены истцу имеющиеся вакансии, так как в суд не представлено письменных документов, подтверждающих, что истец отказался от предложенных ему вакантных должностей гражданского персонала, которые имелись в институте и могли быть предложены Дробышеву Ю.А. Представленные в суд акты в качестве подтверждения предложения истцу иных вакантных должностей, от <дата> и <дата>, подтверждают нарушение ответчиком в лице Серпуховского военного института процедуры увольнения Дробышева Ю.А. Так, в акте от <дата> указано, что истцу было предложено перед подписанием приказа об увольнении занять любую из вакантных должностей гражданского персонала, подходящую по образованию и квалификации, от предложенных должностей истец отказался, от подписи отказался. Однако, в данном акте, во-первых, не указаны должности, которые были предложены истцу, во-вторых, данный акт составлен в день увольнения Дробышева Ю.А., что является недопустимым. Второй акт от <дата> составлен вообще после увольнения Дробышева Ю.А. с занимаемой им должности начальника отдела кадров Серпуховского военного института ракетных войск.

Из представленного Дробышевым Ю.А. ответа председателя профсоюзной организации Серпуховского военного института ракетных войск следует, что проект приказа начальника института <номер> от <дата> о возможном расторжении с истцом трудового договора и увольнении по сокращению штата, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, как это требует статья 373 ТК РФ, в профсоюзный комитет не направлялись. В связи с этим профсоюзный комитет не мог выработать мотивированное мнение по данному вопросу и довести его до командования института. Начальник института в письменной форме в профсоюзный комитет не позднее чем за 2 месяца информацию о том, что должность «начальник отдела кадров» подлежит сокращению, не сообщал (л.д. 56).

Ответчиком в лице начальника Серпуховского военного института не представлено доказательств соблюдения процедуры увольнения Дробышева Ю.А., являющегося членом первичной профсоюзной организации, предусмотренной ст. ст. 81 и 373 ТК РФ. В соответствии с положениями п.26

Постановления Пленума ВС РФ от <дата> <номер> «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер>, от <дата> <номер>) в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

Довод представителей ответчика Серпуховского военного института о том, что председатель первичной профсоюзной организации <дата> отсутствовал, в связи с чем не было возможности получить его мнение, не может служить доказательством соблюдения процедуры увольнения истца.

Увольнение Дробышева Ю.А. из Серпуховского военного института ракетных войск с должности 0,5 ставки научного сотрудника НИЛ-4, как избранному по конкурсу, суд также находит незаконным, поскольку заявление об увольнении с указанной должности истцом не писалось. Такое заявление ответчиком в суд представлено не было. Иных оснований для увольнения с указанной должности в приказе начальника Серпуховского военного института ракетных войск не указано.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений ст. ст.81, 82, 180, 373ТК РФ и разъясненийПостановления Пленума ВС РФ от <дата> <номер> «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер>, от <дата> <номер>) по их применению, суд приходит к выводу, что при увольнении Дробышева Ю.А. работодателем было допущено существенное нарушение процедуры увольнения при сокращении штата, которое является основанием для признания увольнения незаконным.

Таким образом, увольнение истца произведено незаконно, а поэтому требование Дробышева Ю.А. о восстановлении на работе подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.396 ТК РФ и ст.211 ГПК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Как закреплено в статье 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Увольнение истца является незаконным, он подлежит восстановлению на работе с оплатой времени вынужденного прогула. Согласно представленных сторонами справок и платежных документов заработная плата истца в должности начальника отдела кадров и 0,5 ставки за период работы у ответчика составляет <данные изъяты>. после удержания НДФЛ – 13 % и взносов в профсоюз – 1%. Размер среднедневного заработка за фактически отработанное времяв должности начальника отдела кадров и 0,5 ставки должности научного сотрудника 4 лаборатории (научно-исследовательской) составит <данные изъяты>. Время вынужденного прогула составляет с <дата> по <дата>, то есть 41 день. Оплата времени вынужденного прогула за 41 день составит <данные изъяты>

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.62 Постановления Пленума ВС РФ от <дата> <номер> «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Поэтому оплата вынужденного прогула должна быть произведена за минусом суммы выходного пособия, выплаченного истцу при увольнении в размере <данные изъяты>., и составит <данные изъяты>, Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца.

В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Дробышева Ю.А. о признании незаконными Директивы начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ <номер> от <дата> в части исключения из штата Серпуховского военного института ракетных войск примечания 127 о возможности замещения вакантной должности «начальник отдела кадров» гражданским персоналом, так как данное решение принято в соответствии с действующими правовыми актами Министерства обороны РФ. К полномочиям начальника ГОМУ Генерального штаба ВС РФ относится утверждение штатов и перечней изменений к ним. Министром обороны РФ по предложению командования РВСН было разрешено замещение должности начальника отдела кадров Серпуховского военного института. При этом указанная должность всегда была воинской должностью. Генеральным штабом ВС РФ в пределах полномочий и в соответствии с приказом <номер> Министра обороны РФ были разработаны соответствующие указания, которыми примечание о возможности замещения воинской должности начальника отдела кадров Серпуховского военного института гражданским персоналом исключено. В связи с изданием указанной директивы была сокращена должность гражданского лица, что послужило соответственно основанием для увольнения истца по сокращению штата, несмотря на то, что как должность начальника отдела кадров осталась в штате Серпуховского военного института. При этом, должностные обязанности начальника отдела кадров, действительно, не могли измениться, так как изменились только требования к лицу, которое может замещать данную должность, а именно: исключена возможность замещения данной должности гражданским лицом.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход соответствующего бюджета в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Дробышева Ю.А. удовлетворить частично.

Восстановить Дробышева Ю.А. на работе в должности начальника отдела кадрови по совместительству на 0,5 ставки должности научного сотрудника 4 лаборатории (научно-исследовательской) Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Дробышева Ю.А. <данные изъяты> в счет возмещения оплаты за вынужденный прогул за период с <дата> по <дата>.

В части восстановления на работе и оплаты вынужденного прогула решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере <данные изъяты>.

В остальной части заявленные исковые требования Дробышевым Ю.А. к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Серпуховский военный институт ракетных войск» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:Фетисова И.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200