2-361/2011 О признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, об обязании в первоочередном порядке обеспечить жилой площадью, о компенсации



Дело № 2-361/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

при секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А.,

с участием истца – Егорова Д.В.,

представителя истца – Егорова Г.В.,

представителя ответчика Администрации города Серпухова – Лисиченковой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Д.В. к Администрации города Серпухова, Министерству Финансов РФ, о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, об обязании в первоочередном порядке обеспечить жилой площадью, о компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Егоров Д.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Серпухова, Министерству финансов РФ и просит признать его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязать Администрации г.Серпухова в первоочередном порядке обеспечить его жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам в г.Серпухове, обязать Министерство Финансов РФ компенсировать Администрации г.Серпухова денежные средства, необходимые для обеспечения его жилым помещением.

Свои требования мотивирует тем, что <дата> он отказался от доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру <номер> в доме <номер> по <адрес> при приватизации данной квартиры, а <дата> добровольно выселился из нее. Является /должность/ и относится к отдельной категории граждан, не имеет жилого помещения для постоянного проживания, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения и членом семьи собственника жилого помещения, не выезжал для постоянного места жительства из муниципального образования г.Серпухов. Считает, что, поскольку он проживает на территории муниципального образования г.Серпухов, вопросы обеспечения его жильем подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. Полагает, что надлежащими ответчиками по его иску являются Администрация г.Серпухова и Министерство Финансов РФ, ссылаясь на нормы ст.ст. 30, 35 Закона «О милиции», на Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006г. № 485-О, от 15.02.2005г. № 58-О. Также в обоснование требований ссылается на то, в настоящее время у Администрации г.Серпухова возникла обязанность обеспечить его жильем, поскольку с момента (<дата>) ухудшения им своих жилищных условий – выселения и снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>, по декабрь 2010г. прошло более пяти лет.

Обращает внимание на то, что в настоящее время им заявлен иск, по которому предмет, основания и стороны иные, нежели в рамках его иска к Администрации г.Серпухова о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилого помещения, по итогам рассмотрения которого <дата> Серпуховский городской суд Московской области своим решением отказал ему в удовлетворении требований к Администрации г.Серпухова о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилого помещения.

В судебном заседании истец Егоров Д.В. и его представитель Егоров Г.В. поддержали требования, завяленные в иске, а также основания предъявляемых требований, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации г.Серпухов (по доверенности Лисеченкова Л.В. иск не признала. В обоснование возражений указала, что в настоящее время у органов местного самоуправления не имеется законных оснований по предоставлению жилья сотрудникам милиции, так как это не относится к вопросам местного значения, а также, что они не наделены соответствующими государственными полномочиями Законом РФ «О милиции» в указанной части в соответствии с требованиями ч.4 ст. 49 ЖК РФЫ, ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. При этом ссылается, что Федеральным Законом от 13.12.2010г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» положение ст. 30 Закона РФ «О милиции» не введено в действие, так как указанным федеральным законом о бюджете не предусмотрено предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление соответствующих полномочий. Также отметила, что предмет и основания заявленного Егоровым Д.В. были уже предметом судебного разбирательства, по итогам которого принято решение об отказе в удовлетворении требований истца. При этом добавление еще одного ответчика – Министерство Финансов РФ, нельзя расценивать в качестве спора между совершенно другими сторонами, поскольку спор по требованиям о признании нуждающимся в получении жилого помещения и обязании предоставить жилое помещение в первоочередном порядке остался между Егоровым Д.В. и Администрацией г.Серпухова. Отметила, что истец, имея, по его мнению, новые основания для признания его нуждающимся и для обеспечения его жильем, не обращался в органы, в полномочия которых входит решение данных вопросов с соответствующим заявлением. Обращение в суд с данными требованиями преждевременно. Дополнила, что Егоров Д.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с таким заявлением в органы местного самоуправления не обращался, как того требуют нормы жилищного законодательства, требований о принятии его на учет в качестве нуждающегося, не заявляет.

Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен, возражений относительно заявленных Егоровым Д.В. требований не представлено.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Финансов РФ в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, его представителя, представителя Администрации г.Серпухова, допросив свидетеля Е., проверив материалы данного гражданского дела, а также исследовав материалы гражданских дел <номер>, <номер>, <номер>, суд приходит к выводу об отказе Егорову Д.В. в удовлетворении требований к Администрации г.Серпухова, Министерству Финансов РФ о признании нуждающимся в получении жилого помещения, об обеспечении жилым помещением и компенсации по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление осуществляется населением через органы местного самоуправления (муниципальные собрания, комитеты, местную администрацию и проч.).

Статья 14 ЖК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно п.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Органы местного самоуправления: осуществляют учет муниципального жилищного фонда; ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставляют малоимущим гражданам жилые помещения из муниципального жилого фонда; определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; признают непригодными для проживания жилые помещения муниципального жилищного фонда; согласовывают вопросы переустройства и (или) перепланировки жилых помещений; осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; ведают вопросами перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых в жилые; устанавливают учетную норму и норму предоставления жилья и др.

Органы местного самоуправления могут наделяться рядом государственных полномочий. Так, органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, имеющих право на социальный наем жилого помещения, из муниципального жилищного фонда (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

Статья 49 ЖК РФ устанавливает, что жилыми помещениями по договору социального найма обеспечиваются граждане, признанные в установленном порядке малоимущими. Жилые помещения предоставляются из муниципального фонда.

Что касается иных категорий граждан, имеющих право на социальное жилье, то они определяются федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ, которыми (законами, указом) может быть определен порядок обеспечения их жилыми помещениями - ч. 3 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, согласно которым, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона «О милиции № 1026-1 от 18.04.1991г. сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.

Основным требованием обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма является нуждаемость в жилых помещениях; признание нуждающимися осуществляется по установленным ЖК РФ основаниям (ст. 51).

Из материалов дела усматривается, что <дата> Отделом учета и распределения жилой площади Администрации г.Серпухова Московской области Егорову Д.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении поскольку не имеется оснований для признания его таковым (л.д.14).

Согласно ксерокопии паспорта на имя Егорова Д.В., последний был зарегистрирован по адресу: <адрес>, откуда был снят с регистрационного учета <дата> и на указанную дату зарегистрирован по адресу: <адрес> и снят с регистрационного учета по данному адресу <дата> (л.д.15).

Егоров Д.В. состоит на службе в Г. в /должность/ с 1994 года по настоящее время. За период службы муниципальной и служебной жилой площадью не обеспечивался, что подтверждается справкой Г. (л.д.16).

По данным Межрайонной ИФНС России <номер> по Московской области от <дата> <номер> сведения по недвижимому имуществу на имя Егорова Д.В. отсутствуют.

Решением Серпуховского горсуда от <дата> исковые требования Егорова Д.В. о признании факта распространения требований п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, признании нуждающимся в получении жилого помещения, улучшении жилищных условий, обязании предоставить по договору социального найма жилую площадь по установленным законодательствам нормам в виде отдельной квартиры или дома, благоустроенную применительно к условиям г.Серпухова, отвечающую установленным требованиям и находящуюся в черте г.Серпухова, взыскании денежных средств, оставлены без удовлетворения, поскольку на момент рассмотрения данного спора по существу истец сохранял за собой право пользования жилым помещением, размер которого не позволяет признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и получении жилого помещения (материалы гражданского дела <номер> л. 108-111).

Решением Серпуховского городского суда от <дата> удовлетворены исковые требования Егорова Г.В., Е. к Егорову Д.В. о расторжении договора безвозмездного пользования жилым помещении ем, о признании не сохранившим права пользования жилым помещением и выселении (л. 28-31 гражданского дела <номер>).

Решением Серпуховского горсуда от <дата> исковое заявление Егорова Д.В. к Администрации г.Серпухова о признании нуждающимся в получении жилого помещения, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, оставлено без удовлетворения, поскольку <дата> истец отказался от доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> при приватизации этой квартиры, добровольно выселился из этой квартиры (хотя по закону имел право бессрочного проживания в ней) и заключил договор безвозмездного пользования на другое жилое помещение, откуда в 2008г. был выселен по иску собственника (л.56-59 гражданского дела <номер>).

Из решения Серпуховского горсуда от <дата> следует, что Егорову Д.В. отказано в удовлетворении иска к Администрации г.Серпухова о признании нуждающимся в получении жилого помещения, признании необоснованным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, об обязании предоставить жилое помещение в виде квартиры или дома в первоочередном порядке (л.43-49 гражданского дела <номер>).

Основанием для предъявления рассматриваемых требований Егоров Д.В. указывает истечение 5-ти летнего срока преднамеренного ухудшения своих жилищных условий, который он исчисляет со дня его выселения и снятия с регистрационного учета по адресу: <адрес>, то есть с <дата>, как указано в паспорте на его имя.

Учитывая, что в ранее рассматриваемых исках Егорова Д.В. последним не заявлялось требования о признании нуждающимся по названным выше основаниям, а также не заявлялось требования к Министерству Финансов РФ в части обязания данного ответчика компенсировать Администрации г.Серпухова денежные средства, необходимые для обеспечения его жилым помещением, суд не соглашается с позицией представителя Администрации г.Серпухова в указанной части, но однако и в рамках заявленных Егоровым Д.В. требований к названным ответчикам по указанным в иске основаниям, не имеется оснований для удовлетворения требований истца. Суд не соглашаясь с требованиями Егорова Д.В. о том, что он в судебном порядке должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, исходит из того, что ЖК РФ установил порядок признания граждан нуждающимися. Согласно ч. 2 ст. 51 граждане имеют право выбрать, на каком основании встать на учет: как малоимущий гражданин или как относящийся к иной социальной группе. По своему выбору гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом учитываются положения ст. 53 ЖК РФ, которая устанавливает ответственность за преднамеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий. Такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом, суд учитывает, что в деле отсутствуют сведения о том, что Егоров Д.В. принят на учет в орган местного самоуправления по одному из указанных выше оснований или по всем основаниям, требований об обязании Администрации г.Серпухова принять истца на учет как малоимущий гражданин или как относящийся к иной социальной группе не заявлено, решение Администрации г.Серпухова в лице Начальника отдела учета и распределения жилой площади об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Егоровым Д.В. не оспорено.

Не имеется оснований и для удовлетворения требований истца в части предоставления жилья во внеочередном порядке, так как по общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Исключение составляют так называемые внеочередники, т.е. отдельные категории граждан, являющихся малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма. В частности со ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Вне зависимости от очередности гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Доводы истца о том, что в силу нормы ст. 30 Закона «О милиции», Администрация г.Серпухова обязана предоставить ему жилое помещение в первоочередном порядке, суд находит несостоятельными, поскольку Федеральным Законом от 13.12.2010г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрено предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление соответствующих полномочий, в связи с чем положение ст. 30 Закона РФ «О милиции» не введено в действие. При таких данных нет оснований и для удовлетворения требований Егорова Д.В. об обязании Министерство финансов РФ компенсировать Администрации г.Серпухова денежные средства, необходимые для обеспечения его жилым помещением. В деле отсутствуют сведения о том, что Администрация г.Серпухова в установленном законом порядке наделялась государственными полномочиями на обеспечение граждан, относящихся к категории определенной в ст. 49 ЖК РФ, жилыми помещениями по договору социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Егорова Д.В. к Администрации города Серпухова, Министерству финансов РФ, о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, об обязании Администрации г.Серпухова в первоочередном порядке обеспечить жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам в г.Серпухове, об обязании Министерство Финансов РФ компенсировать Администрации г.Серпухова денежные средства, необходимые для обеспечения жилым помещением, отклонить.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200