2-207/2011 Об обязании обеспечить свободный доступ инвалидам



Дело № 2-207/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2011 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Брагута Е.В..,

С участием:

Старшего помощника Серпуховского городского прокурора Кобозеваой О.А.,

Представителя ответчика Муниципального образования Городское поселение Оболенск по доверенности – Яковлева В.В.А.,

Представителя ответчика МУП «Оболенское ЖКХ» по доверенности – Малышевой М.Е.,

Представителя третьего лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности – Михайловой У.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, муниципальному унитарному предприятию «Оболенское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании обеспечить свободный доступ инвалидам

У с т а н о в и л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с искомв защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, муниципальному унитарному предприятию «Оболенское жилищно-коммунальное хозяйство» и с учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчиков обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, путем установления подъемника на лестнице входного крыльца подъездов № 1 и № 2 жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, поселок Оболенск, ул.Строителей дом 1.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе выездной проверки установлено, что входы в подъезды №1 и №2 жилого дома, расположенного по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1, не оборудованы подъемником, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения и инвалидов на колясках в дом, минуя лестничный марш. Таким образом, вход в жилой дом не обеспечивает свободный беспрепятственный доступ инвалидов на данный объект.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым домам).

В п.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Из положений ст.1,2 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» от 28.11.2011 №26/153 следует, что жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда относятся к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов. К таким приспособлениям относятся пандусы и поручни у лестниц при входах в здания или подъемные устройства.

Собственником жилого дома находящегося по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1 является Муниципальное образование Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2007г.

Договором <номер> У от <дата> на МУП «Оболенское ЖКХ» возложена функция по управлению домом, расположенного по адресу д.1 ул.Строителей пос.Оболенск, и по обеспечению коммунальными услугами, а также услугами по содержанию и ремонту общего имущества, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В нарушение норм действующего законодательства ответчиками не созданы условия для свободного доступа инвалидов-колясочников в жилой дом. При отсутствии технического приспособления в жилом доме лица. Не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина.

Факт невыполнения ответчиками указанных нормативно-правовых актов по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с установленными нормами и правилами, подтверждается актом выездной проверки от 03.12.2010г. Кроме того, согласно мнения специалиста ООО "Г" от <дата> <номер> в жилом доме по ул.Строителей д.1 (подъезды № 1 и № 2) пандусы отсутствуют и его установка невозможна в виду того, что входная площадка находится на высоте двух метров от поверхности земли, возможна установка подъемника.

При отсутствии соответствующего технического приспособления в жилом доме лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина.

Серпуховский городской прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, а не только лиц, проживающих в указанном доме. Прокурор выступает в интересах граждан,, которые будут проживать в данном доме, и тех, которые могут временно находиться в данном доме, например, приехав в гости к проживающим. Основанием для обращения прокурора в суд послужило обращение жителей поселка Оболенск Серпуховского района.

Представитель ответчика Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района по доверенности – Яковлев В.А. возражал против исковых требований, пояснив, что иск заявлен необоснованно, поскольку на основании № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законодательства Московской области, на которое ссылается истец, меры социальной защиты инвалидов не относится к компетенции муниципальных образований, а являются прерогативой федеральных органов власти. Участие органов местного самоуправления может заключаться лишь в участии в разработке, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов. К тому же гражданин, чье право нарушено, не лишен права обратиться в органы жилищно-коммунального хозяйства, но такого обращения не было. В доме, расположенном по адресу: д.1 ул.Строителей пос.Оболенск, не проживают инвалиды-колясочники. Б., чье обращение представлено прокурором, не является инвалидом-колясочником, она самостоятельно передвигается, проживает в указанном доме на третьем этаже, имеет опекуна, который возит ее на автомашине. Обращений инвалидов или же просто граждан по поводу обустройства подъемника в указанном доме, в городское поселение не было.

Представитель ответчика Муниципальное унитарное предприятие «Оболенское ЖКХ» по доверенности – Малышева М.Е. возражала против исковых требований, пояснив, что действительно на МУП «Оболенское ЖКХ» возложена функция по управлению домом, расположенным по адресу: пос.Оболенск, ул.Строителей д.1, и по обеспечению коммунальными услугами, а также услугами по содержанию и ремонту общего имущества, осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом. Однако, в данном доме не проживает категория граждан, относящееся к категории инвалидов-колясочников. Инвалид колясочник есть, но проживает он в пос.Оболенске в другом доме. Обращений граждан по поводу устройства подъемников в домах пос.Оболенск в МУП ЖКХ не было.

Представитель третьего лица Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности – Михайлова У.А. в судебном заседании возражал против исковых требований, пояснив, что иск не подготовлен и суду не представлено доказательств для его удовлетворения. Прокурор не может обращаться в суд с исполнением решения суда на будущее время, и выходить в суд за защитой интересов инвалидов-колясочников, которые в доме не проживают. Не представлено суду также доказательств о возможности установления подъемников в доме, расположенном по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений об уважительных причина неявки в суд не представил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, основанием для обращения в суд послужило обращение жителей поселка Оболенск Серпуховского района о принятии мер по контролю за ситуацией тарифного регулирования (л.д.106), также в прокуратуру поступали заявление П. о нарушении жилищных прав инвалидов (л.д.108-109) и письмо Б. о нарушении жилищных прав и незаконных действиях муниципальных и государственных органов власти (л.д.110-112).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственником дома № 1 по ул.Строителей пос.Оболенск Серпуховского района Московской области является Муниципальное образование Городское поселение Оболенск серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 7).

03.12.2010 года в ходе выездной проверки установлено, что входы в подъезды №1 и №2 жилого дома расположенного по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1 не оборудованы пандусом, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения и инвалидов на колясках в дом, минуя лестничный марш. Таким образом, вход в жилой дом не обеспечивает свободный беспрепятственный доступ инвалидов на данный объект (л.д.8,9).

Из сообщений администрации Серпуховского района, администрации городского поселения Оболенск, отдела Серпуховского района управления социальной защиты населения по Московской области от <дата> усматривается, что обращений граждан с просьбами установки подъемников и пандусов на лестнице входного подъезда №1,2 по адресу: д.1 ул.Строителей поселок Оболенск Серпуховского района не поступало (л.д.140-142).

Согласно письма от <дата> отдел Серпуховского района управления социальной защиты населения по Московской области не обладает сведениями об инвалидах-колясочниках, проживающих в доме №1 по улице Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района. Инвалиды, состоящие на учете и проживающие в доме №1 по улице Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района, не заявляли о том, что они являются инвалидами-колясочниками (л.д.136).

В соответствии с Постановлением Главы городского поселения Оболенск <номер> от <дата> исключено из специализированного жилищного фонда с отнесением к жилищному фонду социального использование общежитие, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городского поселения Оболенск, расположенное <адрес> (л.д. 119).

Согласно письма ООО "Г" <номер> от <дата> в доме, расположенном по адресу: д.1 ул.Строителей пос.Оболенск пандус отсутствует и техническое выполнение невозможно, так как входная площадка находится на высоте 2-х метров от поверхности земли, и возможна установка подъемника (л.д.113).

Суд заслушалв качестве специалиста главного инженера ООО "Г" М., который пояснил, что подъемники в жилые дома устанавливаются в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Для определения какой именно подъемник необходимо обустроить надо выполнить проект. Требованиями СаНПина предусмотрен доступ инвалида-колясочника к своей квартире, в соответствии с которыми недостаточно устанавливать только подъемник, необходимо также оборудовать два лифта в доме: грузовой и подъемный, с соответствующим заездом в лифт. Целесообразности в установке подъемника в данном доме нет, так как инвалид-колясочник должен иметь возможность подняться к себе в квартиру.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в соответствии с которыми жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст.42 вышеназванного закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Законом Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" предусмотрено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание (ст.4 Закона). К указанным объектам относятся жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда.

В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона Разработка документации по планировке территории городов и других населенных пунктов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, без приспособления и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры в Московской области не допускается.

Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу настоящего Закона.

Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием объектов капитального строительства и реконструкции, начатым проектированием и (или) строительством, реконструкцией и не введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, производится в соответствии с принятыми решениями о реализации бюджетных инвестиций и (или) разработанной проектной документацией.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства суд находит исковые требования Серпуховского городского прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку для обустройства подъемников в подъезда № 1 и № 1 жилого дома № 1 в пос.Оболенск Серпуховского района Московской области необходимы технические условия, которые отражаются в соответствующем проекте на реконструкцию или капитальный ремонт жилого дома, так как при строительстве указанного жилого здания, бывшего ранее общежитием, технические условия, предусматривающие обустройство подъемников для инвалидных колясок, разработаны не были.

Кроме того, судом принимается во внимание, что инвалиды, состоящие на учете и проживающие в доме № 1 по улице Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района, не заявляли в Серпуховское районное Управление социальной защиты о том, что они являются инвалидами-колясочниками. Из обращения Б. усматривается, что она, являясь ветераном Великой Отечественной войны, не обеспечена жилым помещением на 1-м этаже с отдельным выходом на улицу, оборудованным панду3сом для пользования коляской.

Судом принимается во внимание также, что данные технические условия в соответствии с Законом МО "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" и техническим регламентом при будущем строительстве жилых зданий и реконструкции или капитальном ремонте жилых зданий предусмотрено, чтовпредь все лестницы, лифты, подъемники в зданиях должны быть оборудованы специальными удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. Данные требования не распространяются на эксплуатирующиеся в настоящее время жилые дома, построенные до введения в действие вышеназванных законов.

Серпуховским городским прокурором не представлено доказательств необходимости и возможности реконструкции или капитального ремонта дома № 1 по ул.Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района, и внутридомовых помещений, так как согласно пояснения специалиста обустройство подъемников для инвалидов-колясочников только при входе в подъезд дома нецелесообразно, поскольку для дальнейшего передвижения инвалида-колясочника должен быть обустроен въезд в подъезд дома, для чего должен быть расширен вход и обустроена площадка. Также необходимо обустройство лифтов для возможности подняться на соответствующий этаж дома, на котором проживает инвалид-колясочник, или человек, к которому приехал инвалид. Соответственно сами жилые помещения в доме должны быть обустроены для возможного передвижения в них инвалидов-колясочников, что предусматривает более широкие входные проемы в квартиру и в служебные помещения самой квартиры.

При этом, в случае проведения в указанном доме реконструкции или капитального ремонта должны быть приняты во внимание все виды работ, проведение которых необходимо в соответствии с проектом, и возможность проживания в доме граждан, занимающих жилые помещения, либо предоставления им на время проведения указанных работ иного жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные Серпуховским городским прокурором исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, муниципальному унитарному предприятию «Оболенское жилищно-коммунальное хозяйство» об обязании обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, путем установления подъемника на лестнице входного крыльца подъездов № 1 и № 2 жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, поселок Оболенск, ул.Строителей дом 1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:И.С.Фетисова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200