2-710/2011 по иску Власенко А.В., Власенко Л.В. к Комитету по Управлению имуществом г.Серпухова о признании действительным договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-710 /2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьиКозловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Калашниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власенко А.В., Власенко Л.В. к Комитету по Управлению имуществом г.Серпухова о признании действительным договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок, исключении записи о праве собственности РФ на земельный участок,

Установил:

Истцы Власенко А.В. и Власенко Л.В. обратились в суд с иском и просят признать действительным договор купли-продажи земельного участка, заключенный <дата>, между ними и Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признать за ними в равных долях, по 1\2 доле за каждым, право собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а так же исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись <номер> от <дата>.

Свои требования мотивируют тем, что их наследодателю В. <дата> был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем, между В. и Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова был заключен договор аренды земли <номер> от <дата> (л.д.16-17).

В установленном законом порядке договор был зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы по Московской области (№ регистрации <номер> от <дата>). Данный договор не оспаривался, не оспорен, не признан недействительным в установленном законом порядке.

На указанном участке расположен фундамент индивидуального жилого дома, принадлежащий в настоящее время истцам по делу на праве собственности, как наследникам В. (л.д.14,15).

Истцы обратились к Главе города Серпухова с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату, которое было удовлетворено и между сторонами заключен договор купли-продажи от <дата> указанного земельного участка, для завершения строительства индивидуального жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, а так же подписан передаточный акт (лд.21-23).

Истцы обратились в отдел по г.Серпухову Управления Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрацииперехода права собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, и предоставили соответствующий комплект документов.

Государственная регистрация была приостановлена по основаниям, изложенным в уведомлении за <номер> от <дата> (л.д.29).

Из указанного уведомления следует, что препятствием для государственной регистрации является то обстоятельство, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Продавец (Комитет по управлению имуществом г.Серпухова) не может представить документ подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации.

Отсутствие в настоящее время государственной регистрации сделки – расторжения купли-продажи земельного участка, арендуемого ранее наследодателем истцов, лишает истцов возможности надлежащим образом выполнить свои обязанности по сделке, а так же зарегистрировать свое право собственности на земельный участок.

В сложившейся ситуации единственным способом защиты своего права является обращение в суд.

Истец Власенко А.В., представляющий интересы истицы Власенко Л.В. по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Комитета по Управлению Имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, также полагают, что у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (отдела в г. Серпухове) отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации законных оснований для распоряжения спорным земельным участком.

Представитель третьего лица территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

Представитель третьего лица Управления федеральной регистрационной службы по Московской области отдел по г. Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика Комитета по управлению имуществом г.Серпухова, третьих лиц - территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом и УФРС по Московской области (отдела по г.Серпухову) в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, проверив представленные письменные доказательства, обсудив признание иска ответчиком, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает охраняемых законом прав и интересов иных лиц.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании договора аренды земли от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и В., последнему предоставлен в аренду спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (лд.16-17).

Границы спорного земельного участка установлены и закреплены на местности, что подтверждается представленными планом с описанием границ (лд.19), а так же кадастровой выпиской на земельный участок (лд.24-28).

Решением Серпуховского суда от <дата> за истцами по делу как за наследниками В. признано право собственности на незавершенный строительством жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, по 1\2 доли в праве за каждым (лд.14,15).

Постановлением Главы г. Серпухова <номер> от <дата> спорному земельному участку с находящимся на нем незавершенным строительством жилом доме присвоен почтовый адрес: <адрес> (лд.20).

Между сторонами по делу <дата> был заключен договор купли-продажи (купчей) земельного участка <номер>, в соответствии с которым истцы приобрели спорный земельный участок, о чем составлен передаточный акт (лд.21-23).

Уведомлением Управления Росреестра по МО была приостановлена государственная регистрация перехода права собственности по тем основаниям, что не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (лд.29).

В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Судом установлено, что в <дата> органом местного самоуправления наследодателю истцов был предоставлен в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, наследодатель истцов в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату. <дата> была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером объекта <номер>, площадью ... кв.м, расположенного: <адрес>.При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.

Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

При рассмотрении данного гражданского дела суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцам земельного участка, ранее предоставленного наследодателю истцов в аренду под строительство индивидуального жилого дома, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При удовлетворении исковых требований истцов суд так же принимает во внимание признание исковых требований ответчиком.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Принимая во внимание, что требования истцов основаны на законе, подтверждены представленными письменными доказательствами, не нарушают охраняемых законом прав и интересов иных лиц, признаны ответчиком в полном объеме, суд находит их не противоречащими действующему законодательству и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действительным договор купли-продажи земельного участка <номер> от <дата>, заключенный между Власенко А.В. и Власенко Л.В. с одной стороны и Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова с другой стороны, в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Власенко А.В. и Власенко Л.В. право общей долевой собственности (доли в праве: Власенко А.В. – 1\2, Власенко Л.В. – 1\2), на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для завершения строительства индивидуального жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, приобретенный на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка <номер> от <дата>, заключенного между Власенко А.В. и Власенко Л.В. с одной стороны и Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись <номер> от <дата> регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200