2-521/2011 по иску Голубева А.И. к Администрации Серпуховского муниципального района о признании и реализации права на первоочередное получение земельного участка



Дело № 2-521/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011г. Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьиКозловой Е.В.,

при секретаре судебного заседанияАсанбековой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубева А.И. к Администрации Серпуховского муниципального района о признании и реализации права на первоочередное получение земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Голубев А.И. обратился в суд с иском и, с учетом уточнения требований, просит признать и реализовать право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренное Федеральным законом № 181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов»; признать действия ответчика незаконными, а также об обязать Администрациию Серпуховского муниципального района предоставить земельный участок в размере ... кв.м. в собственность для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно, на льготных условиях, в административных границах <адрес>.

Свои требования мотивирует тем, что неоднократно обращался в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Решением и.о. заместителя администрации Серпуховского муниципального района от <дата> <номер> в реализации права на первоочередное предоставление ему земельного участка было отказано со ссылкой на отсутствие механизма обеспечения земельными участками инвалидов на законодательном уровне, а так же указанием на то, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в РФ осуществляется исключительно на торгах (аукционах). Также заявителю было предложено встать на учёт для улучшения жилищных условий. Считает, что решение ответчика не соответствует законодательству РФ, а именно указание на отсутствие механизма обеспечения земельными участками инвалидов на законодательном уровне не влечёт за собой прекращение или отмену права предусмотренного ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 от 24.11.1995 г., где инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства. Ответчик ссылается на действующее земельное законодательство, где предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется только на аукционах, что противоречит принципам первоочередности предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 года. Ответчик предлагает встать истцу на учёт для улучшения жилищных условий, хотя ст. 17 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 года данные нормы для признания права на первоочередное получение земли не предусматриваются.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Московской области – Михайлова У.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, не оспорила того обстоятельства, что заявитель Голубев А.И. является инвалидом II группы, в связи с чем на основании ст.17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» он имеет дополнительное право на предоставление земельного участка на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства.

Представитель ответчика так же пояснил, что Администрация возражает против заявленных требований, считает их не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, в порядке предоставления земельных участков для инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, не предусмотрены.

В соответствии с п.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ допускается предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, оговоренных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральным законодательством предусматривается единственный случай бесплатного предоставления земельных участков. Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусматривается бесплатное предоставление в собственность общероссийских организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых является общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственность указанных организаций.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается норма о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов. На первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем, указанная норма не подкреплена законодательным установлением льготного порядка предоставления земельных участков для указанных целей (бесплатно или за меньшую плату, без проведения торгов – в случаях предоставления земельных участков для целей жилищного строительства). статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное предоставление земельного участка. Кроме того, Законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ не установлена возможность и норма бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, являющихся инвалидами.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено представленными письменными доказательствами, <дата> заявитель Голубев А.И. обратился с заявлением в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области о предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка для индивидуального жилищного строительства (лд.28).

<дата> <номер> и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района был дан ответ, что в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства осуществляется исключительно на торгах (аукционах). Механизм обеспечения земельными участками инвалидов на законодательном уровне не разработан. Однако по смыслу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» речь идёт о предоставлении земельных участков инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятых в связи с этим на учёт. Голубев А.И. на таком учёте в администрации Серпуховского муниципального района не состоит (л.д.5).

В материалы дела представлена справка МСЭ <номер>, из которой видно, что Голубев А.И. является инвалидом 2 группы (л.д.6).

Заявитель проживает по адресу: <адрес>, совместно с двумя дочерьми и внучкой (лд.29).

Согласно сообщения и.о. заместителя Главы Администрации Серпуховского муниципального района от <дата>, в настоящее время свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> не имеется (лд.27).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного восстановления нарушенного права.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

В силу ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 28 ЗК РФ (в редакции от 10 мая 2007 года), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Федеральный закон от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в ст.2 определяет цену выкупа земельных участков, относящихся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, для собственников таких объектов недвижимости исходя из размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно ч.1 ст.33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В настоящее время таким актом является Положение о предоставлении земельных участков на территории г. Серпухова, утвержденное решением Совета депутатов г. Серпухова от 30.10.2002 года, № 266\38, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка, предоставляемый гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, составляет 450 кв.м., максимальный – 1200 кв.м.

Кроме того, указанным положением предусмотрен так же порядок предоставления земельного участка для строительства.

Какого либо нормативного акта, предусматривающего порядок предоставления земельных участков и нормы предоставления на территории Серпуховского муниципального района, не имеется.

Согласно ст. 1, 2 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" (принятого постановлением Мособлдумы от 28.05.2003 N 3/59-П), установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га; садоводства - 0,06 га; огородничества - 0,04 га; дачного строительства - 0,06 га, а так же максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства - 40,0 га; садоводства - 0,15 га; огородничества - 0,10 га; дачного строительства - 0,25 га.

Статьей 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно которому: предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно ст. 30.1. ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (принятого ГД ФС РФ 20.07.1995г.), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Оценив в совокупности представленные письменные доказательства, а так же объяснения, данные сторонами в судебном заседании, суд считает, что исковые требования истца об обязании Администрации Серпуховского района предоставить земельный участок в собственность, бесплатно, в размере ... кв.м., для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства, удовлетворению не подлежат, как не основанные как на нормах действующего законодательства, так и на представленных письменных доказательствах.

При этом суд считает несостоятельными доводы истца относительно того, что ответчиком неправомерно отказано в предоставлении истцу земельного участка, а так же не соблюден порядок такого предоставления, поскольку в судебном заседании не добыто, а истцом не представлено доказательств, подтверждающих указанные доводы.

Вместе с тем, для соблюдения порядка предоставления земельного участка гражданину на том или ином праве ( в собственность за плату, в собственность бесплатно, аренду), органами муниципальной власти, обращение гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка должно содержать указание на вид такого права, поскольку действующее законодательство предусматривает конкретный порядок предоставления земельного участка в том или ином случае.

Как усматривается из заявления истца, направленном на имя ответчика, вид права, на котором он просит предоставить ему земельный участок, не указан, как не представлено и данных о земельном участке, данных о проведении работ по формированию земельного участка, заявления о заключении договора о развитии застроенной территории, данных, свидетельствующих о наличии либо отсутствии какого-либо строения, расположенного на испрашиваемом земельном участке и находящемся в собственности истца,

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Вместе с тем, данных о наличии такого решения об отказе в предоставлении земельного участка истцом в суд не представлено, его наличие сторонами оспаривается, а направленное и.о.заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района письмо за <номер>от <дата> на имя истца, является разъяснением последнему действующего законодательства и порядка предоставления земельного участка.

Разрешая требования истца об обязании ответчика предоставить земельный участок для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства согласно Земельного Кодекса РФ, в размере ... кв.м., с проведением законных предварительных мероприятий, суд так же не находит оснований для их удовлетворения, поскольку не имеется данных о местоположении испрашиваемого земельного участка.

При этом доводы истца о том, что ответчиком нарушены его права на первоочередное получение земельного участка, не являются основанием для удовлетворения требований истца в этой части, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка на конкретных условиях истец к ответчику не обращался, данных о возможности размещения земельного участка на испрашиваемой территории не предоставлял, его права как землепользователя, ответчиком не нарушены.

Суд так же считает несостоятельными доводы истца относительно доказанности нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и наличия необходимости в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку данных о том, что истец в судебном или ином порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, последним в судебное заседание не представлено, ходатайств о содействии суда в истребовании таких доказательств не заявлено, наличие таких доказательств представителем стороны истца в судебном заседании оспаривалось.

Вместе с тем, представленные доказательства в виде справки о наличии инвалидности истца, а так же справка о составе семьи истца, не могут однозначно подтвердить доводы том, что истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указанные доказательства предусматривают иные правоотношения, между иными лицами и по иному спору, не являющемуся предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Голубева А.И. об обязании Администрации Серпуховского муниципального района предоставить земельный участок в размере ... кв.м. в собственность для индивидуального строительства и ведения личного подсобного хозяйства, бесплатно, на льготных условиях, в административных границах <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200