дело № 2-950/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 годагород Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,
представителя ответчика - ОАО «Моснефтепродукт» Платонова В.А.,
представителя третьего лица – 13 СР ДПС Зенкина М.Б.,
при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Моснефтепродукт» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском и с учетом уточненных исковых требований, просит обязать ОАО «Моснефтепродукт» разработать рабочий проект реконструкции примыкания объекта дорожного сервиса в срок до 01.06.2011г., а так же ликвидировать разрушение покрытия проезжей части внутренней территории АЗС <номер>.
Свои требования мотивирует тем, что городской прокуратурой совместно с 13 СР 2 СП ДПС (южный) ГУВД по МО проведена проверка требований безопасности дорожного движения на участке 96,000 - 98,000 км автомобильной дороги М2 «Крым». В соответствии с договором аренды земельного участка от 20.03.2000 №136 администрация Серпуховского муниципального района предоставила за плату во временное владение и пользование ОАО «Моснефтепродукт» земельный участок с кадастровым номером <номер> (2), общей площадью 3,0 га, расположенный в районе 97 км шоссе Москва - Симферополь под кемпинг «...» и автозаправочную станцию с пунктом техобслуживания. Согласно Уставу ОАО «Моснефтепродукт» одним из основных видов деятельности Общества является реализация нефтепродуктов путем доставки их покупателям через свои предприятия и автозаправочные станции. В соответствии с Уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории РФ от <дата> <номер> АЗС <номер> поставлена на учет в Межрайонной инспекции ФНС №6 по МО в качестве обособленного подразделения ОАО «Моснефтепродукт». По результатам проведенной <дата> выездной проверки установлено, что примыкающая к участку автомобильной дороги 97 км + 500 м (слева от Москвы в сторону области) АЗС <номер>, являющаяся объектом придорожного сервиса и принадлежащая ОАО «Моснефтепродукт», не обустроена в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, о чем составлен соответствующий акт выездной проверки. Так, подъезд на территорию АЗС <номер> и кемпинга, а также съезд с территории данной АЗС и кемпинга не оборудован переходно-скоростными полосами. При въезде на территорию данной АЗС отсутствуют дорожные знаки: 5.15.3 «начало полосы торможения», а также знак 7.3 «автозаправочная станция», при выезде с территории АЗС установлен дорожный знак 4.1.2 «движение направо» с нарушением требований ГОСТ Р 52289-04. На внутренней территории проезжей части АЗС <номер> имеются многочисленные повреждения, дефекты и выбоины. Так зафиксирована выбоина - длиной: 3 м, шириной - 1 м, глубиной -15 см; выбоина - длиной: 0,5 м, шириной: 0,5 м, глубиной: 10 см, выбоина – длиной 2,5 м, шириной – 2 м, глубиной 3 см и т.д. В нарушение норм закона, ОАО «Моснефтепродукт» не принимается надлежащих мер по обслуживанию и обустройству АЗС <номер>, в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, что не обеспечивает безопасность дорожного движения на прилегающем к данной АЗС участку автомобильной дороги, и тем самым, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц, использующих указанную дорогу.
Истец - представитель Серпуховской городской прокуратуры Кобозева О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Моснефтепродукт» Платонов В.А.в судебном заседании признал исковые требования в части ликвидации дефектов дорожного покрытия на внутренней территории АЗС, против исковых требований в части создании рабочего проекта возражал. Также Платонов В.А. пояснил, что указанная в исковом заявлении АЗС была введена в эксплуатацию в 1985г., в настоящее время является действующей, однако техническая документация утрачена. Кроме того, представитель ответчика указал, что истец ссылается на СНиП действующий с 1987г., т.е. после ввода в эксплуатацию АЗС. Решение о реконструкции заправки не принималось и никто не вправе обязать ответчика произвести реконструкцию принадлежащего ему объекта. Если руководствоваться СНиП, то полосы торможения и разгона должны располагаться на земле, находящейся в федеральной собственности. В СНиП говорится о проектировании, это разовое действие и не является правонарушением, поскольку данный проект должен был быть разработан при строительстве объекта, т.е. в 1985г., представитель ответчика просил применить последствия пропуска срока исковой давности.
Третье лицо - представитель 13 СР 2 СП ДПС (южный) ГУВД по МО Зенкин М.Б. в судебном заседании исковые требования Серпуховского городского прокурора поддержал в полном объеме, пояснил, что рабочим называется тот проект, который будет являться действующим в соответствии с нормами закона об Автомобильных дорогах и Градостроительными нормами. Что такое рабочий проект и как он должен быть разработан указано в СНиП от 1985г. Даже на дорогу имеется теперь не дислокация, а рабочий проект. Именно в проекте указывается, какие знаки должны присутствовать на спорном участке дороги. Условия расположения указанных знаков дают собственники дороги, потом делается проект, который должен быть согласован со всеми необходимыми организациями. У ответчика проекта не имеется, только договор аренды земельного участка. Постоянно проводятся проверки данной АЗС, по их результатам составлялись протоколы, выносились представления в отношении ответчика. При проверке обнаруживается масса нарушений: нет никакой документации, выезд с заправки идет на узел развязки, который закрыт сплошной линией, в связи с чем, выезжающие с заправки автомашины пересекают сплошную линию разметки, как организовано движение не понятно.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, проверив письменные материалы дела, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 09.11.2010г. была проведена проверка по адресу: 97 км + 500 м (слева от Москвы в сторону области) автомобильной дороги М2 «Крым», объект придорожного сервиса – АЗС ОАО «Моснефтепродукт» и кемпинг. В результате проверки установлено: подъезд на территорию АЗС <номер> и кемпинга, а также выезд с территории данной АЗС и кемпинга не оборудован переходно-скоростными полосами. При въезде на территорию данной АЗС отсутствуют дорожные знаки: 5.15.3 «начало полосы торможения», а также знак 7.3 «автозаправочная станция», при выезде с территории АЗС установлен дорожный знак 4.1.2 «движение направо» с нарушением требований ГОСТ Р 52289-04. В нарушение ГОСТ Р 50597-93 на внутренней территории проезжей части АЗС имеются многочисленные повреждения, дефекты и выбоины, так при въезде с полосы торможения на территорию АЗС имеется выбоина - длиной: 3 м, шириной - 1 м, глубиной -15 см; кроме того, на внутренней территории проезжей части АЗС и кемпинга имеется выбоина - длиной: 0,5 м, шириной: 0,5 м, глубиной: 10 см, выбоина – длиной 2,5 м, шириной – 2 м, глубиной 3 см и т.д. на внутренней территории проезжей части АЗС и кемпинга отсутствует горизонтальная разметка. При въезде и выезде на указанную территорию имеется крутой склон, однако в нарушение ГОСТ Р 52289-4 ограждение между данным въездом и выездом отсутствует (л.д.7).
Из постановления Главы Серпуховского района от <дата> <номер>, усматривается, что у АООТ «...» изъят земельный участок общей площадью 4,97 га, находящийся в аренде на основании постановления Главы Серпуховского района от <дата> <номер> «О предоставлении земельного участка и установлении границ в натуре АООТ «...» под кемпинг «...» и автозаправочную станцию с пунктом техобслуживания», от <дата><номер> «О предоставлении земельных участков и установлении границ в натуре по фактическому пользованию АООТ «...» под автозаправочные станции <номер>, <номер> в районе 96 км. скоростного шоссе Москва – Симферополь» и предоставлен ОАО «Моснефтепродукт» в аренду сроком на 1 год под автозаправочные станции <номер>, <номер>, кемпинг «...» и автозаправочную станцию с пунктом техобслуживания (л.д.14-15).
Постановлением Главы Серпуховского района от <дата> <номер> о внесении изменений в постановление Главы Серпуховского района от <дата> <номер> «Об изъятии земельных участков у АООТ «...» и предоставлении их ОАО «Моснефтепродукт», внесены изменения в п. 1 Постановление Главы Серпуховского района от <дата> <номер> «Об изъятии земельных участков у АООТ «...»: вместо слов сроком на 1 год, читать сроком на 3 года (л.д.16).
В соответствии с договором аренды земельного участка от <дата> <номер> администрация Серпуховского муниципального района предоставила за плату во временное владение и пользование ОАО «Моснефтепродукт» земельный участок с кадастровым номером 50<номер> (2), общей площадью 3,0 га, в том числе под кемпинг «...» - 2,4 га, под АЗС с пунктом техобслуживания – 0,6 га, расположенный в районе 97 км шоссе Москва - Симферополь (л.д.17-20).
В материалы дела предоставлен план <номер> (2) на участок земли, отведенный ОАО «Моснефтепродукт» под кемпинг «...» и автозаправочную станцию с пунктом техобслуживания в Серпуховском районе Московской области из которого усматривается, что площадь земельного участка составляет 3,0 га (л.д.21).
Дополнительным соглашением <номер> от <дата> к договору аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> (2) от <дата> <номер> срок действия договора продлен до <дата> (л.д.28).
Согласно постановлению Главы Серпуховского района от <дата> <номер> срок действия договоров аренды от <дата> <номер>, <номер> на земельные участки, предоставленные ОАО «Моснефтепродукт»: <номер> с кадастровым номером <номер>, <номер> площадью 1,97 га, расположенные в районе 96 км. скоростного шоссе Москва – Симферополь, предоставленный для размещения автозаправочных станций <номер>, <номер> продлен на пять лет (л.д. 33).
В материалы дела представлены свидетельство <номер> от <дата> ОКПО <номер> ОАО «Моснефтепродукт» (л.д. 34); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года в отношении ОАО «Мостефтепродукт» (л.д. 35); свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ в отношении ОАО «Мостефтепродукт» (л.д.36);выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «Моснефтепродукт» (л.д. 37-41); Устав ОАО «Моснефтепродукт» (л.д. 42-56), уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе не территории Российской Федерации ОАО «Моснефтепродукт» (л.д.57).
Из информационного письма об учете в Статрегистре Росстата от <дата> <номер>, усматривается, что ГМЦ Росстата подтверждает наличие в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов юридического лица ОАО «Моснефтепродукт» (л.д.58).
По информации предоставленной отделом архитектуры и градостроительства Администрации Серпуховского района, проектная документация и акт ввода кемпинга «...» и автозаправочной станции <номер> в отделе архитектуры отсутствует.
В материалы дела также представлена копия протокола об административном правонарушении <номер> от <дата> в отношении ОАО «Моснефтепродукт». Указанное правонарушение выразилось в нарушении норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно содержание объекта дорожного сервиса АЗС, создании угрозы для безопасности дорожного движения на данном участке дороги.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Федерального Закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального Закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального Закона обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального Закона строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
В соответствии со ст. 10 «Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420 размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий: объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения; выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги; размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Согласно ст. 11 указанных Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. «б» ст. 18 Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны не допускать нанесения вреда федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно требованиям «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233 переходно-скоростные полосы на дорогах I-III категорий следует предусматривать у автозаправочных станций.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 года эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам. Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту. Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Принимая во внимание изложенное, а также, учитывая наличие акта выездной проверки от 09.11.2010 г., которым установлено, что примыкающая к участку автомобильной дороги 97 км + 500 м (слева от Москвы в сторону области) АЗС и кемпинга, являющаяся объектом придорожного сервиса и принадлежащая ОАО «Моснефтепродукт», не обустроена в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а обратного не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования Серпуховского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что нормы СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» не могут применяться, поскольку они начали действовать уже после введения АЗС в эксплуатацию, а также содержат требования к размещению АЗС при планировании ее строительства, в связи с чем никто не вправе обязать ответчика принять решение о реконструкции заправки, суд считает несостоятельными, поскольку из анализа норм действующего законодательства, приведенных выше, следует, что действующие АЗС не должны создавать угрозу безопасности населения, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения. АЗС <номер> таким условиям не отвечает, что подтверждено представленными доказательствами, в связи с чем, для возможности ее дальнейшей эксплуатации она должна быть приведена в соответствие с установленными действующим законодательством требованиями для обеспечения безопасности дорожного движения на прилегающем к данной АЗС участку автомобильной дороги.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления ответчика о применении срока исковой давности по заявленным прокурором требованиям, поскольку нарушения законодательства, допущенные ответчиком, были установлены в ходе проверки 09.11.2010 года с участием инспектора дорожного надзора 13 СР 2 СП ДПС (южный) ГУВД по МО, в связи с чем, срок исковой давности прокурором пропущен не был.
Срок, обозначенный в иске до 01.06.2011г., суд полагает разумным и достаточным для разработки ответчиком рабочего проекта реконструкции примыкания объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, а также ликвидации разрушений покрытия проезжей части внутренней территории АЗС <номер>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Моснефтепродукт» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать ОАО «Моснефтепродукт» разработать рабочий проект реконструкции примыкания объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, расположенной на 97 км. + 500 м. (слева от Москвы в сторону области) в соответствии с действующими нормами и правилами в области безопасности дорожного движения в срок до 01 июня 2011 года.
Обязать ОАО «Моснефтепродукт» ликвидировать разрушение покрытия проезжей части внутренней территории АЗС <номер> в срок до 01 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:Г.В.Купцова