2-1439/2011 по иску Романова А.Г. к Администрации города Серпухова, Правительству Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязании постановке на учет



дело №2-1439/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 годагород Серпухов

Серпуховский городскойсуд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,

с участием:

истца Романова А.Г.,

представителя ответчика Администрации г.Серпухова - Паранина М.И.,

представителя ответчика Правительства Московской области – Горячевой Ю.И.,

рассмотревв открытом судебном заседании гражданское делопо искуРоманова А.Г.к Администрации города Серпухова, Правительству Московской области о признании незаконным отказа впостановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязаниипостановкена учёт,об обязании выдачи государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Истец Романов А.Г. обратился с иском к Администрации города Серпухова, Правительству Московской области и просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий; признать необоснованным отказ Администрации города Серпухова Московской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию города Серпухова Московской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию города Серпухова выдать ему государственный жилищный сертификат на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в размере <данные изъяты>. Свои требования мотивирует тем, что он является непосредственным участником испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, проходивших в <дата>. С <дата> по <дата> проходил воинскую службу в в/ч <данные изъяты> (Семипалатинский полигон) и был включен в Список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне <номер>, о чем имеется удостоверение установленной формы серии <номер> для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, то есть он является ветераном подразделений особого риска. В связи с тем, что во время вышеуказанной службы он подвергся облучению, Актом освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы <номер> от <дата> ему установлена инвалидность второй группы. Согласно Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан из подразделений особого риска», на него распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 указанного Закона, он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. На праве долевой собственности он имеет 1/2 долю в праве однокомнатной квартиры общей площадью 30,30 кв.м., в том числе жилой 17,90 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, т.е. на него приходится 15,15 кв.м. общей площади указанной квартиры. В даннойквартире он зарегистрирован один. На основании Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 №675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», решение проблемы обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Пунктом 2 указанного постановления были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках вышеуказанной Подпрограммы. Согласно пункту 5-еПравил, он имеет право на участие в Подпрограмме. Согласно пункту 16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв.м. Согласно пункту 16.1 Правил, данный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если, согласно пункту 16.1-вПравил, гражданином - участником Подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Если же участникомподпрограммыприняторешениенеотчуждатьжилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, то согласно пункту 16.2 Правил, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м. В целях реализации своего законного права на жилище он обратился в Администрацию города Серпухов Московской области с заявлением от <дата> <номер> по вопросу обеспечения его жильем, как проходившим службу в подразделениях особого риска, но ему было отказано в постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Затем истец обратился в Приемную Президента РФ, и <дата> из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан ему пришло письмо <номер> о том, что его обращение направлено на рассмотрение по компетенции в Правительство Московской области. <дата> из Министерства строительного комплекса Московской области ему был направлен ответ на его обращение, в котором мне был разъяснен порядок и условия получения государственного жилищного сертификата и социальной выплаты на приобретение жилья. В письме так же рекомендовано обратиться в Администрацию города Серпухов Московской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как это является обязательным условием для получения государственного жилищного сертификата и социальной выплаты на приобретение жилья. В ответе Администрации города Серпухова Московской области от <дата> <номер>, истцу отказано в постановке на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении - участника действий подразделений особого риска, в связи с тем, что он не встал на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, имеет 1/2 долю в праве однокомнатной квартиры общей площадью 30,30 кв.м., в том числе жилой 17,90 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и в вышеуказанной квартире он зарегистрирован один. Так как испытания ядерного оружия проходили в обстановке строжайшей секретности, он давал подписку о неразглашении государственной тайны сроком на 50 лет в органы государственной безопасности СССР. Из-за этого обстоятельства он не мог обратиться в органы, осуществляющие учет нуждающихся в жилом помещении, для улучшения своих жилищных условий, до 01 января 2005 года, как того требует Закон. На учете в отделе социальных выплат ГУ-УПФР № 11 по г.Москве и Московской области, как ветеран подразделений особого риска, имеющий группу инвалидности, он так же состоит только с <дата>. Кроме того, жилое помещение, в котором он проживаю, находится не в индивидуальной, а в общей долевой собственности с его сыном Р.. Его сын, хотя и не зарегистрирован в данной квартире, однако имеет на нее равные с ним права, и не планирует каким-либо образом от этих прав отказываться. Без его согласия он не может в полной мере реализовать свое право распоряжения принадлежащим ему недвижимым имуществом, в том числе не может безвозмездно передать принадлежащее ему на праве общей долевой собственности недвижимое имущество в собственность муниципального образования, как того требует п. 16.1 Правил, поскольку это нарушит законные интересы собственника другой 1/2 доли в праве. Считает, что отказ Администрации города Серпухова Московской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нарушает его законные права и интересы. Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Серпухова - Паранин М.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований заявленные требования на законе не основаны по тем основаниям, что истецРоманов А.Г. не подпадает под действие закона, поскольку существует постановление Совета депутатов от 26.10.2005 года о размере учётной нормы общей площади жилого помещения для принятия гражданна учёт нуждающихся в качестве нуждающихсяжилогопомещения, размер которой составляет 10 кв.м. начеловека. Истец Романов А.Г. проживает на жилой площади, которая равна 30,30 кв.м. Даже при учете того, что он собственник 1/2 доли указанной квартиры - органы местного самоуправления не могут признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, он должен был встать на учет до 01.01.2005 года.В 2001 году он получил справку о том, что он может пользоваться льготами, но он этим правом не воспользовался.

Представительответчика Правительства Московской области – Горячева Ю.И. в судебном заседании также возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что решение задач обеспечения жильём категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильём, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевойпрограммы«Жилище»на2002-2010годы». В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок организации работы по реализации на территории Московской области подпрограммы, в том числе, порядок оформления государственных жилищных сертификатов и постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления, установлен постановлением Правительства Московской области от 11 декабря 2009 года № 1095/52 «Об утверждении Положения об организации работы по реализации на территории Московской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечиваются граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Истец в своём заявлении указывает, что обратился в орган местного самоуправления по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий 22 ноября 2010 года. Таким образом, право истца на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в силу статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» могло бы возникнуть только в том случае, если бы он состоял на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В соответствии с частью 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В связи с тем, что Романов А.Г. является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры общей площадью 30,3 кв.м, в которой зарегистрирован он один, то для постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях нет оснований, и отказ Администрации города Серпухов от <дата> года (письмо <номер>) правомерен и основан на нормах законодательства. Правом на участие в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право гражданина Российской Федерации на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты в порядке, определённом Правилами, приобретают только лица, отвечающие требованиям, установленным в пункте 6 Правил. Из искового заявления Романова А.Г. усматривается, что эти требования не соблюдены, следовательно, истец не имеет права на участие в подпрограмме и получение государственного жилищного сертификата. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации гот 10 ноября 2009 года № 17-П было установлено право граждан Российской Федерации на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, вставших в органе местного самоуправления на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после <дата>. В настоящее время нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок обеспечения жильём граждан - участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц не приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда, поэтому правовых оснований у органа местного самоуправления по месту жительства истца по постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. Кроме того, подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище на 2011 - 2015 годы» определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета. В разделе II подпрограммы установлено, что право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильём которых за счёт средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством - граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. В силу того, что обеспечение жильём категорий граждан Российской Федерации, установленных федеральным законодательством, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, удовлетворение требований истца повлечёт за собой нецелевое расходование средств федерального бюджета и возникновение ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку эти требования не основаны на нормах законодательства.

Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Романов А.Г. является собственником 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано, о чем <дата> выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.10).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права, общая площадь квартиры истца составляет 30.30 кв.м. (л.д.10).

Согласно выписки из домовой книги, в указанной квартире Романов А.Г. зарегистрирован один (л.д.17).

Как усматривается из справки войсковой части <данные изъяты> от <дата> <номер>, Романов А.Г. был включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне <номер> (л.д.11).

Романову А.Г. <дата> выдано удостоверение Комитетом ветеранов подразделений особого риска РФ о том, что ему предоставлены льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «а» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 (л.д.8).

Согласно справки <номер>, Романов А.Г. имеет <данные изъяты> группу инвалидности (л.д.9).

Согласно сообщения заместителя главы администрации города Серпухова от <дата>, Романову А.Г. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях как ветерана Великой Отечественной войны. Ему разъяснено, что согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ВОВ 1941-1945 годов» на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ставятся инвалиды ВОВ, участники ВОВ, лица награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», члены семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, имеющих документ установленной формы, подтверждающий право на льготы в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Романовым А.Г. данные документы предоставлены не были (л.д.12).

Романовым А.Г. было направлено личное обращение в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (л.д.13). как видно из уведомления его обращение направлено на рассмотрение в Министерство строительного комплекса МО (л.д.14).

<дата> на имя Романова А.Г. из Министерства строительного комплекса МО поступил письменный ответ, из которого усматривается, что Романову А.Г. рекомендовано обратиться в Администрацию г.Серпухова (л.д.15-16).

На обращение Романова А.Г. в Администрацию г.Серпуховаответом от <дата>сообщено, что в соответствии с Постановлееим Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета граждан из подразделений особого риска вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года. Вышеуказанные граждане, вставшие на учет после 01.01.2005 г. обеспечиваются жильем на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством. Поставить Романова А.Г. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях не представляется возможным в связи с тем, что он является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры общей площадью 30,3 кв.м., где зарегистрирован он один (л.д.21).

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Суд считает,что отказ Администрации г.Серпухова в постановкеРоманова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным, поскольку заявитель не доказал,чтоона подпадаетпод какое-либоиз основанийдляпостановки на учёт.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26 октября 2005 г. № 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" установлена учётная норма общей площади жилого помещения равная 10 кв.м.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Такимобразом, исходяизустановленных судом обстоятельств того, что не имеется оснований к постановкена учёт нуждающихся в жилых помещениях, то неподлежит иисковое требование об обязаниивыдачи государственногожилищногосертификата.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

ИскРоманова А.Г.к Администрации города Серпухова, Правительству Московской области о признании незаконным отказа впостановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязаниипостановкена учёт,об обязании выдачи государственного жилищного сертификата, ОСТАВИТЬБЕЗУДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.

ПредседательствующийКоляда В.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200