2-1772/2011 по иску Стихаенко С.В. к Администрации г. Серпухова об обязании выдать разрешение на строительство



дело № 2-1772/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 годагород Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

истицы Стихаенко С.В.,

представителя ответчика - Администрации г. Серпухова Лопаткиной Я.Г.,

при секретаре судебного заседания Мусатовой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стихаенко С.В. к Администрации г. Серпухова об обязании выдать разрешение на строительство,

У С Т А Н О В И Л :

Стихаенко С.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Серпухова, в котором просит признать отказ ответчика в выдаче ей разрешения на строительство жилого дома от <дата> недействительным и обязать ответчика выдать ей разрешение на строительство нового жилого дома по адресу: <адрес>. Свои требования истец мотивирует тем, что она является собственником земельного участка с жилым домом довоенной постройки по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации собственности <номер> и <номер>, решила улучшить свои жилищные условия и построить на участке новый дом. С <дата> истица неоднократно обращалась в Администрацию г.Серпухова за разрешением на строительство нового индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу. Все указанные документы предусмотренные п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в администрацию г. Серпухова истцом были предоставлены. Она имеет полное право в соответствии с Конституцией РФ, Градостроительным Кодексом и Земельным кодексом РФ реализовать свое право на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке. Однако, ей было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по следующим основаниям: «Согласно Правил землепользования и застройки города Серпухов Московской области не вышеуказанную территорию установлен градостроительный регламент-зона застройки многоквартирными жилыми домами переменной этажности высотой до 51 м ( Ж-6Б). В основных и условно разрешенных видах использования строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено». Истица считает данный отказ необоснованным и несоответствующим закону. Согласно свидетельству о праве собственности на указанный земельный участок, его разрешенное использование - «для индивидуального жилого дома». Градостроительный кодекс и Земельный кодекс РФ не содержат возможности ограничения собственника земельного участка, кроме в порядке установленном законом и с обязательной регистрацией такого обременения. Каких-либо обременений на указанный земельный участок не зарегистрировано, категорию или вид разрешенного использования никто не менял и не оспаривал. Никаких решений о строительстве в соответствии с градостроительным регламентом на земельном участке истца Администрация города в настоящее время не принимала. Так же решений об изъятии участка для государственных и муниципальных нужд принято не было. Нормативные акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия приоритет имеют нормы, установленные нормативным актом высшей силы - федеральным законом. Правила, установленные органом местного самоуправления, не вправе ограничивать истца в гарантированном Конституцией РФ праве собственности, владения и распоряжения имуществом, и в праве строить, улучшать свои жилищные условия. Таким образом, исходя из вышеизложенного, законных оснований для отказа в выдаче указанного разрешения у Администрации г. Серпухова не имелось.

В судебном заседании истец Стихаенко С.В. поддержала заявленные исковые требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - Администрации г. Серпухова Лопаткина Я.Г. исковые требования не признала на том основании, что требования истца основаны на ст. 254 ГПК РФ является ненадлежащим снованием для обращения в суд, поскольку тут применима ст. 51 Градостроительного кодекса. Решения, которое можно было бы оспорить, нет, ответ администрации с отказом таковым не является. Требование истца об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома ответчик считает не подлежащим удовлетворению. Исходя из ответа Администрации г.Серпухов от <дата> усматривается, что истице невозможно выдать разрешение на строительство в связи с несоответствием представленных ею документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Градостроительный регламент предусматривает зону застройки многоквартирными домами и в основных видах разрешенного использования строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено. Градостроительный регламент предусматривает, что каждый земельный участок может принадлежать только к одной территориальной зоне. Для земельных участков, расположенных в одной территориальной зоне устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для всех собственников и пользователей земельными участками. Данные правила применяются к объектам расположенным в градостроительной зоне. Истица может использовать свой участок по назначению, но строительство нового жилого дома не соответствует градостроительному регламенту. Жилой дом, принадлежащий истице расположен на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, который никто не изымал и изымать не собирается. Таким образом, ответчик считает, что право истца как собственника не нарушается оспариваемым отказом в выдаче разрешения на строительство, однако зона, в которой расположен жилой дом, предусмотрена для застройки многоквартирными домами и строительство нового индивидуального жилого дома противоречит градостроительному регламенту, в то время как истец может реализовать свое право, произведя реконструкцию жилого дома, разрешение на которое истцом получено. Поскольку истица обратилась к ответчику за разрешением на строительство нового жилого дома в зоне, не предусматривающей в соответствии с градостроительным регламентом такой вид застройки, требуемое истцом разрешение на строительство выдано быть не может.

Выслушав стороны, поверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истице на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от <дата> на праве собственности принадлежит жилой дом (свидетельство о гос. регистрации права – л.д.11) и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> (свидетельство о гос. регистрации права – л.д.12), расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно представленному в материалы дела извлечению из тех. паспорта указанный дом введен эксплуатацию в 1927г. (л.д.24-25).

<дата> Администрацией г.Серпухова истице выдано разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, срок действия указанного разрешения – десять лет (л.д.15).

<дата> Стихаенко С.В. обратилась в Администрацию г.Серпухова с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома по указанному адресу (л.д.5). В своем ответе от <дата> ответчик указал, что для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома истице необходимо предоставить документы, предусмотренные п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (л.д.6).

<дата> Стихаенко С.В. повторно обращалась в администрацию г.Серпухова с заявлением о подготовке Градостроительного плана земельного участка, расположенного по указанному адресу, предоставив требуемые документы (л.д.7).

<дата> Администрацией г. Серпухова был дан ответ, в котором сообщалось, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Серпухова, утвержденным решением Совета депутатов г.Серпухова от 26.05.2010г. №560/88, для вышеуказанного земельного участка установлен градостроительный регламент – зона застройки многоквартирными жилыми домами переменной этажности. В основных видах разрешенного использования строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено (л.д.8).

<дата> истица вновь обратилась с заявлением к ответчику с просьбой подготовить градостроительный план принадлежащего ей земельного участка и выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д.10).

<дата> ответчиком дан ответ истице, из которого усматривается, что выдать разрешение на строительство не представляется возможным, по причинам указным в предыдущем письме от <дата> (л.д.9).

В соответствии с п. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Располагая представленными сторонами доказательствами, оценивая их в совокупности, суд соглашается с доводами ответчика и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 263 ГК РФ право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с п.п. 1, 11 и 12 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в составе земель населенных пунктов в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В силу ч.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы изменения функционального использования земельных участков отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленным градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Исходя из ответа Администрации г. Серпухова от <дата> усматривается, что истице невозможно выдать разрешение на строительство в связи с несоответствием представленных ею документов требованиям градостроительного плана земельного участка (градостроительный регламент предусматривает зону застройки многоквартирными жилыми домами и в основных видах разрешенного использования строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено). Данный ответ обоснован положениями Правил землепользования и застройки г. Серпухова Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 26.05.2010 года № 560/88.

Ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 8 вышеуказанных Правил устанавливают, что градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков и обязательны для исполнения правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства независимо от форм собственности и иных прав на такие объекты недвижимого имущества, иными физическими и юридическими лицами в случаях, установленных Правилами, органами государственной власти, органами местного самоуправления при осуществлении планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации объектов

капитального строительства и иных действий, связанных с землепользованием и застройкой территории г. Серпухова.

Согласно ст. 5 Правил они применяются к отношениям, возникающим при планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и иным отношениям по вопросам землепользования и застройки, возникшим после вступления их в силу. К указанным отношениям, возникшим до вступления в силу Правил, настоящие Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу.

Земельные участки и объекты капитального строительства, образованные и созданные соответственно в установленном порядке до вступления в силу Правил, являются не соответствующими действующим Правилам в случаях, установленных ч.1 ст. 10 Правил. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, которые не соответствуют Правилам, осуществляется в порядке, установленном ст. 10 Правил.

В соответствии со ст. 10 Правил земельные участки или объекты капитального строительства, расположенные в границах города Серпухова, не соответствуют установленным гл. 13 указанных Правил градостроительным регламентам соответствующих территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом;

их размеры и параметры не соответствуют предельным (минимальным и (или) максимальным) значениям, установленным градостроительным регламентом;

виды их использования, размеры и параметры не соответствуют ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренным гл. 14 указанных Правил в соответствии с законодательством РФ.

В материалы дела представлена копия градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.26-33). Согласно Информации о градостроительном регламенте земельного участка, основные и условно-разрешенные виды разрешенного использования земельного участка не содержат такого вида как строительство индивидуального жилого дома, земельный участок располагается в зоне застройки многоквартирными жилыми домами переменной этажности высотой до 51 м.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что отказ Администрации г. Серпухова в выдаче истице разрешения на строительство индивидуального жилого дома основан на нормах действующего законодательства.

Доводы истицы о том, что данный отказ нарушает ее права на улучшение жилищных условий, поскольку дом, который расположен на принадлежащем ей земельном участке, является ветхим, суд находит несостоятельными, поскольку у истицы имеется действующее в настоящее время разрешение на реконструкцию принадлежащего ей жилого дома, выданное администрацией г. Серпухов <дата> со сроком действия на 10 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Стихаенко С.В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома от <дата> и обязании Администрации г. Серпухова выдать разрешение на строительство нового жилого дома по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:Купцова Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200