Дело 2-1518/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной О.В. к ГУ-УПФ РФ №11 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица Воронина О.В. обратилась в суд, и просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, период работы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского санатория "<данные изъяты>", а так же период работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты>, и назначить пенсию с <дата>.
Свои требования мотивирует тем, что <дата> обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением комиссии от <дата> ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, так как ответчик не включил спорные периоды работы, мотивировав свой отказ тем, что не предусмотрены учреждения здравоохранения с такими наименованиями как "санаторий" и "больничное объединение" и не предусмотрено должности с таким наименованием как "палатная медсестра". Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в указанные периоды она осуществляла медицинскую деятельность по охране здоровья населения.
Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала, указала, что в период работы в должности палатной медсестры участвовала в операциях, подготавливала к ним больных, осуществляла послеоперационный уход, то есть фактически выполняла работу операционный медсестры.
Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области Попова Л.А. иск не признала и пояснила, что возражает по тем основаниям, что право на пенсию по старости медицинским работникам определяется ст. 27 п. 1 подп. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. в совокупности с п.2 данной статьи. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительству РФ предоставлено право утверждать Списки соответствующих должностей и учреждений. В настоящее время действуют Списки и Правила, утвержденные Правительством РФ от 29.10.2002г. № 781. В соответствии со Списками при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указанным лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Период работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры хирургического отделения больничного объединения <данные изъяты> невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как Списками не предусмотрено такое учреждение как "больничное объединение", так же невозможно применить льготное исчисление 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения не предусмотрена такая должность как "палатная медсестра" и не представлено никаких документов об участии истицы в операциях как предусмотрено Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. №464. Период работы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского санатория "<данные изъяты>" не представляется возможным для зачета в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как Списками и Правилами предусмотрены санатории (курорты) для лечения определенных заболеваний (туберкулеза, полиомиелита, ревматизма и т.д.), лечебно-оздоровительный профиль санатория не предусмотрен. Никаких документов подтверждающих профиль санатория не представлено. У ГУ УПФ №11 по г. Москве и Московской области нет права самим расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а так же оценивать такие факторы как характер или условия труда, исходя из аналогии, и устанавливать тождественность учреждения не предусмотренных в данных Списках.
Также представлены письменные объяснения (л.д. 18-19).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела видно, что Воронина О.В., <дата> рождения, <дата> была принята на должность палатной медсестры в хирургическое отделением б.о. <данные изъяты>, где проработала до <дата>; с <дата> по <дата> – медсестра в детском санатории "<данные изъяты>"; <дата> истица принята (должность) в поликлинику <номер> <адрес>, <дата> переведена на (должность), <дата> переведена на (должность), <дата> переведена переводом в ЦРБ на (должность), <дата> истица переведена на (должность), где продолжает работать до настоящего времени (л.д. 13-15).
<дата> истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Из протокола <номер> от <дата> усматривается, что истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку он составил ... лет ... месяцев ... дней, так как ей было отказано во включении в стаж периода работы с <дата> по <дата> в должности детского санатория "<данные изъяты>", а так же периода в льготном исчислении как 1 год и 1 год и 6 месяцев в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты>, из-за отсутствия в Списках таких наименований учреждения как "больничное объединение" и "санаторий", и такого наименования должности как "палатная медсестра" (л.д. 9-12).
Согласно ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии со ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации (в редакции Закона от 15.01.93 г.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно этому списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет. Причем, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации). Исчисление сроков выслуги лет среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится по правилам: один год работы за один год 6 месяцев ( в ред.Постановления Правительства РФ от 23.07.1993г. №701).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. № 1066, вступившим в законную силу с 1.11.99 г. утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, из которых следует, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет… засчитываются периоды работы до 1.11.99 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,… лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; (Статья 27 п. 1 п.п. 20). Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 27 п. 2).
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991г.
Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» не предусмотрено такое наименование как «санаторий», «больничное объединение».
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20.12.2005г. №25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняе6мых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций) (п.9), а при оценке пенсионных прав граждан необходимо учитывать требованияп.6 и 9 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ (п.13е)
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
Судом установлено, что истица в спорный период с <дата> по <дата> работала в должности палатной медсестры хирургического отделения б.о. <данные изъяты> в течение полного рабочего дня.
Согласно справке от <дата> Воронина О.В. работала в должности палатной медсестры 1 хирургического отделения больничного объединения <данные изъяты> с <дата> по <дата> За данный период времени Воронина О.В. в вечернее и ночное время в выходные дни (воскресенье) принимала участие в малоинвазивных операциях: переливание крови, перевязка гнойных больных (л.д. 52).
Должностные обязанности палатной медсестры не изменялись (л.д. 49-51).
Судом установлено, что истица в спорный период работала в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты>, работала в учреждение здравоохранения, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и исполняла обязанности, дающие право в соответствии с действовавшим в то время законодательством на получение пенсии по выслуге лет. Указанные обстоятельства подтверждаются справками МУЗ ЦРБ, записями в трудовой книжке истицы (36, 37).
Анализируя изложенное, суд приходит к следующим выводам.
С 01.11.1999 года предусмотрен Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, который содержит точный перечень наименований как подразделений, так должностей, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев. Перечень для льготного исчисления стажа предусматривает работу в должностях операционной медсестры, акушерки, в том числе и старших, то есть должности работа, в которых по характеру в течение полного рабочего дня с хирургической (операционной) деятельностью. Должность палатной медсестры в Перечне не предусмотрена.
Поэтому, подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев период работы истицы в должности палатной медсестры до 01.11.1999 года.
Кроме того, ответчик не включил истице период ее работы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского санатория "<данные изъяты>".
Согласно справке Администрации г. Серпухова от <дата> Воронина О.В. действительно работала в должности медицинской сестры пульмонологического отделения Детского санатория "<данные изъяты>" (л.д. 41).
В соответствии с представленной копией должностной инструкции медсестры пульмонологического отделения детского санатория в ее обязанности входит уход и наблюдение за больными, оказание доврачебной медицинской помощи, осуществление забора биологических материалов для лабораторных исследований и проведение простейших анализов, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием закрепленных за ней палат, точное и своевременное выполнение лечебных, диагностических и гигиенических назначений лечащих и дежурных врачей (л.д. 42-44).
Как видно из анализа представленных письменных документов, должностные обязанности истицы отвечают требованиям лечебно-профилактической деятельности, так как истица работала в учреждениях здравоохранения в должности медицинской сестры и имеет специальное образование.
Судом установлено, что истица работала медсестрой, палатной медсестрой и выполняла работу по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях, что подтверждается выпиской из трудовой книжки, справкой, ее должностными обязанностями. Отсутствие в действующем Списке такого «Наименования учреждения» как «санаторий», «больничное объединение» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии. Периоды работы истицы с <дата> по <дата> в должности медсестры детского санатория "<данные изъяты>", с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
При удовлетворении требований истца, суд не расширяет перечень должностей, работа по которым дает право для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, а устанавливает фактические обстоятельства по конкретному спору, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась <дата> В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенного периода обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для изменения срока, с которого истице должна назначаться пенсия. Суд считает, что пенсию истице следует назначить с того дня, когда истица обратилась за назначением пенсии, т.е. с <дата>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию досрочно, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы Ворониной О.В. с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры детского санатория «<данные изъяты>», а так же период работы в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период с <дата> по <дата> в должности палатной медицинской сестры больничного объединения <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» назначить Ворониной О.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Козлова Е.В.