Дело № 2-929/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыткиной И.П., Лыткиной Т.А. к Комитету по Управлению имуществом г.Серпухова, Администрации г. Серпухова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании действительным соглашения о расторжении договора аренды земли, признании права собственности на земельный участок, признании недействительной записи в ЕГРП, исключении записи о праве собственности РФ на земельный участок,
Установил:
Истцы Лыткина И.П., Лыткина Т.А. обратились в суд и, с учетом уточнения исковых требований, просят признать действительным соглашение от <дата>, заключенное между Лыткиной Т.А. и КУИ г. Серпухова о расторжении договора аренды земли <номер> от <дата> в отношении земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; признать за ними право собственности на данный земельный участок, признать недействительной запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок; исключить из ЕГРП запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с постановлением <номер> Главы г. Серпухова от <дата> Л., Лыткиной Т.А. был предоставлен земельный участок с кадастровым <номер> площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем, был заключен договор аренды земли <номер> от <дата> (л.д. 8-10).
В установленном законом порядке договор был зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы по Московской области (№ регистрации <номер> от <дата>). Данный договор не оспаривался, не оспорен, не признан недействительным в установленном законом порядке.
Постановлениями главы г. Серпухова договор аренды неоднократно продлевался.
<дата> умер Л.
На указанном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества: незавершенное строительство (жилой дом) и хозблок, принадлежащие в настоящее время истцам (л.д.18-21).
Истцы обратились к Главе города Серпухова с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату, которое было удовлетворено и между сторонами заключены соглашение о расторжении договора аренды и договор купли-продажи от <дата> указанного земельного участка, для продолжения строительства индивидуального жилого дома (л.д. 24-28).
Истцы обратились в отдел по г.Серпухову Управления Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрации соглашения о расторжении о расторжении договора аренды, перехода права собственности. <дата> сообщением было отказано в государственной регистрации сделки. Как следует из сообщения, препятствием в государственной регистрации, является то обстоятельство, что продавец (Комитет по управлению имуществом г.Серпухова) не может представить документ подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации.
Отсутствие в настоящее время государственной регистрации сделки – расторжения купли-продажи земельного участка, арендуемого ранее наследодателем истцов, лишает истцов возможности надлежащим образом выполнить свои обязанности по сделке, а так же зарегистрировать свое право собственности на земельный участок.
В сложившейся ситуации единственным способом защиты своего права является обращение в суд.
Истцы Лыткина Т.А., Лыткина И.П. в судебном заседании поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Комитета по Управлению Имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, также полагают, что у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (отдела в г. Серпухове) отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации законных оснований для распоряжения спорным земельным участком.
Представитель ответчика Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений против исковых требований не представил.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г. Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков Комитета по управлению имуществом г.Серпухова, территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом и третьего лица УФСРКК по Московской области (отдела по г.Серпухову) в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истцов, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании договора аренды земли от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и Л., Лыткиной Т.А., последним предоставлен в аренду спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 8-10).
Границы спорного земельного участка установлены и закреплены на местности, что подтверждается представленной кадастровой выпиской на земельный участок (л.д. 11-12).
<дата> Л. умер (л.д. 17).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права истицы являются собственником хозблока и незавершенного строительства жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 18-21).
Постановлением Главы г. Серпухова <номер> от <дата> расторгнут договор аренды земли от <дата> <номер> и предоставлен Лыткиной И.П., Лыткиной Т.А. спорный земельный участок (л.д. 22-23).
Между сторонами по делу <дата> были заключены соглашение о расторжении договора аренды от <дата> и договор купли-продажи земельного участка <номер>, в соответствии с которым истцы приобрели спорный земельный участок, о чем составлен передаточный акт (л.д. 24-28).
Сообщением Управления Росреестра по МО была приостановлена государственная регистрация перехода права собственности по тем основаниям, что не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (л.д. 34).
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Судом установлено, что в <дата> органом местного самоуправления Лыткиной Т.А., Л. был предоставлен в аренду для продолжения строительства индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истцы в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату. <дата> была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером объекта <номер>, площадью ... кв.м, расположенного: <адрес>. При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».
Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.
Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.
При рассмотрении данного гражданского дела суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.
Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцам земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцам земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.
Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истцов не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действительным соглашение от <дата> о расторжении договора аренды земли <номер> от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Лыткиной Т.А. и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова.
Признать за Лыткиной Т.А. право собственности на 1/2 долю в праве на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Лыткиной И.П. право собственности на 1/2 долю в праве на земельный участок с кадастровым <номер> площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым <номер> расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер> площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Козлова Е.В.