2-1993/2011 по иску Тютчева С.В. к КУИ г.Серпухова, Администрации г. Серпухова, ТУ ФА по управлению государственным имуществом по МО о признании недействительной записи в ЕГРП, исключении записи о праве собственности РФ на земельный участок



Дело № 2-1993/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 июня 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи         Козловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютчева С.В. к Комитету по Управлению имуществом г.Серпухова, Администрации г. Серпухова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании недействительной записи в ЕГРП, исключении записи о праве собственности РФ на земельный участок, признании действительным соглашения о расторжении договора аренды земли, признании права собственности на земельный участок,

                                                          Установил:

    Истец Тютчев С.В. обратился в суд и просит признать недействительной запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>; исключить из ЕГРП запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на данный земельный участок; признать действительным соглашение от <дата>, заключенное между Тютчевым С.В. и КУИ г. Серпухова о расторжении договора аренды земли <номер> от <дата> в отношении указанного земельного участка; признать за ним право собственности на данный земельный участок.

Свои требования мотивирует тем, что с <дата> истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м. на основании договора аренды земли <номер> от <дата> <дата> указанный договор был расторгнут по соглашению о расторжении между истцом и КУИ г. Серпухова. Постановлением главы г. Серпухова истцу в собственность за плату из земель населенных пунктов был предоставлен участок площадью ... кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный указанному по адресу. <дата> с КУИ г. Серпухова был заключен договор купли-продажи <номер> части прежде арендуемого им земельного участка с кадастровым <номер> площадью ... кв.м. по которому была произведена оплата.

Истец обратился в отдел по г.Серпухову УФСГРКК по Московской области с заявлениями о государственной регистрации расторжения договора аренды земли и перехода права собственности на земельный участок. Государственная регистрация была приостановлена по основаниям, изложенным в уведомлениях за <номер>.

Отсутствие в настоящее время государственной регистрации сделки – расторжения договора аренды на земельный участок с кадастровым <номер>, арендуемый ранее истцом, лишает его возможности надлежащим образом выполнить свои обязанности по сделке, а также зарегистрировать свое право собственности на земельный участок.

В сложившейся ситуации единственным способом защиты своего права является обращение в суд.

    Истец Тютчев С.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований.        Представитель ответчика Комитета по Управлению Имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения заявленных требований. В письменном отзыве указал, что оспариваемый земельный участок органы исполнительной власти РФ не вносили в перечни земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, и Правительство РФ не принимало решения об отнесении земельных участков к собственности РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".    С заявлением о регистрации права собственности Российской федерации орган, обладающий соответствующей компетенцией, в УФРС не обращался, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции о праве собственности на земельный участок, не принимались. Запись в ЕГРП не подтверждает наличие права Российской федерации на спорный земельный участок, поскольку доказательств его возникновения не имеется. Отсутствие оснований возникновения такого права свидетельствует о недействительности зарегистрированного права.

    Представитель ответчика территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

    Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г. Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

      При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, представителей ответчиков Комитета по управлению имуществом г.Серпухова, территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом, и третьего лица УФСРКК по Московской области (отдела по г.Серпухову) в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

    На основании договора аренды земли от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и Тютчевым С.В., последнему предоставлен в аренду земельный участок площадью ... кв.м., в том числе: ... кв.м. – для обслуживания объектов бытового обслуживания населения, ... кв.м. – для обслуживания здания, благоустройства прилегающей территории и стоянки служебного транспорта, ... кв.м. – организации платной стоянки легкового транспорта.

    Между Тютчевым С.В. и КУИ г. Серпухова <дата> были заключены соглашение о расторжении указанного договора аренды и договор купли-продажи земельного участка <номер>, в соответствии с которым истец приобрел спорный земельный участок, о чем составлен передаточный акт (л.д. 8-10).

Стоимость земельного участка, предусмотренного договором, истец оплатив в полном объеме, что подтверждается копией платежного поручения от <дата> (л.д. 11).

    Уведомлениями Управления Росреестра по МО была приостановлена, а затем отказано в государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды и перехода права собственности по тем основаниям, что не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (л.д. 13-17).

              В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

           Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

               На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

              Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

              Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

               В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

               Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

               Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

              Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

              В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

                 Судом установлено, что в 2002 году органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату, была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка. При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

              Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

              В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

               Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

              Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

               Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.

              Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

                Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

              Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

               Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

               При рассмотрении данного гражданского дела суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

              Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцу земельного участка в аренду для размещения объектов бытового обслуживания населения, для обслуживания здания, благоустройства территории и стоянки служебного транспорта; для организации платной стоянки легкового транспорта, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

               При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.

               Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер> площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Признать действительным соглашение от <дата> о расторжении договора аренды земли <номер> от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Тютчевым С.В. и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова.

Признать за Тютчевым С.В. право собственности на земельный участок с кадастровым <номер> площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                    Козлова Е.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200