№2-2146/2011 по иску Колодкина М.И. к КУИ г. Серпухова, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в МО о признании незаконной регистрации права собственности на земельный участок



Дело 2-2146/2011

Решение

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Шарабуряк Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колодкина М.И. к Комитету по управлению имуществом         г. Серпухова, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконной регистрации права собственности на земельный участок,

Установил:

Истец Колодкин М.И. обратился в суд с иском и с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконной регистрацию права собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес> для размещения гаража, исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией, признать действительным дополнительное соглашение к договору аренды земли <номер> от <дата>, предоставленное Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова от <дата>, взыскать с ответчиков расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>, расходы за составление искового заявления в суд в размере <данные изъяты>

Свои требования мотивирует тем, что является собственником гаража, застроенная площадь <данные изъяты> инвентарный номер <номер>, Лит. Г, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный гараж расположен на земельном участке кадастровый номер <номер> площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес> Данный земельный участок находится у истца на праве аренды. Дополнительным соглашением от <дата> срок аренды земельного участка установлен по <дата>. <дата> между истцом и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земли <номер> от <дата>, в соответствии с которым срок действия договора аренды земельного участка продлен на пять лет с <дата> по <дата> год. <дата> дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды земельного участка было представлено истцом для государственной регистрации. <дата> истец получил уведомление о приостановлении государственной регистрации дополнительного соглашения от <дата> к договору аренды земельного участка. Основанием для приостановления государственной регистрации послужило следующее: дополнительное соглашение подписано между физическим лицом, с одной стороны, и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова, с другой стороны, однако по сведениям из ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. таким образом, Комитет по управлению имуществом г. Серпухова как сторона договора и дополнительного соглашения к нему распорядился не принадлежащим ему объектом. В материалах регистрационного дела отсутствует документ, подтверждающий право муниципального образования «Город Серпухов Московской области» действовать от имени Российской Федерации. На момент заключения договора аренды спорного земельного участка в соответствии с кадастровым планом земельного участка от <дата> <номер> сведения о регистрации прав на указанный земельный участок отсутствуют, категория земель: земли поселений, разрешенное использование – для размещения гаража. На спорном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности гараж, он находится на территории г. Серпухова. Земельный участок относится к землям поселений.

Истец Колодкин М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что проживает по <адрес>, около указанного дома есть гараж, который построен с разрешения Главы Администрации г. Серпухова. Указанный гараж истец оформил в собственность. Земля, на которой находится гараж, предоставлена истцу в аренду. Договор аренды неоднократно продлялся. В 2011 году для регистрации права аренды документы предоставлены в регистрирующий орган, который право аренды на земельный участок регистрировать отказал.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, также полагают, что у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО (отдела в г. Серпухове) отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации законных оснований для распоряжения спорным земельным участком (л.д. 23).

Ответчик представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, надлежаще, возражений против исковых требований не представил.

Ответчик представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, надлежаще, возражений против исковых требований не представил.

Третье лицо представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 26).

Третье лицо представитель Отдела по г. Серпухову Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков Комитета по Управлению Имуществом г. Серпухова Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и третьих лиц представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Отдела по г. Серпухову Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, проверив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>

Собственником гаража, застроенная площадь <данные изъяты> инвентарный номер <номер>, лит. Г, расположенный по адресу: <адрес> является Колодкин М.И. (л.д. 10).

Уведомлением от <дата> <номер> государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приостановлена, в связи с тем, что дополнительное соглашение к договору аренды подписано между физическим лицом с одной стороны и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова Московской области, действующим в интересах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» - с другой. Таким образом, сторона договора и соглашения распорядилась не принадлежащим ей объектом (л.д. 11).

<дата> между Комитетом по управлению имуществом              г. Серпухова и Колодкиным М.И. заключен договор аренды земли <номер> согласно которому арендодатель на основании постановления главы города <номер> от <дата> предоставляет арендатору в аренду из состава земель поселений земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> расположенный в градостроительной зоне <номер> по адресу: <адрес> для размещения гаража. Срок действия договора с <дата> по <дата> год (л.д. 12-14).

В материалы дела представлен кадастровый план земельного участка от <дата> <номер>, на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> Разрешенное использование – для размещения гаража (л.д. 15-16).

Дополнительным соглашением от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата> срок действия указанного договора продлен на три года с <дата> по <дата> год (л.д. 17), дополнительным соглашением от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата> срок действия указанного договора продлен на пять лет с <дата> по <дата> год (л.д. 18-19), дополнительным соглашением от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата> срок действия указанного договора продлен на пять лет с <дата> по <дата> год (л.д. 21).

Согласно передаточного акта от <дата> заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова и Колодкиным М.И., арендодатель в соответствии с договором аренды земельного участка <номер> от <дата>, передал арендатору, а арендатор с <дата> принял из состава земель поселений земельный участок площадью <данные изъяты>., в границах плана с кадастровым номером <номер>, находящийся в ведении муниципального образования – город Серпухов, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения гаража (л.д. 20).

В материалы дела представлено дело правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, из которого видно, что Колодкину М.И. отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации (л.д. 84).

              В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

           Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

               На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

              Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

              Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

               В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

        Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

               Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

              Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

              В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

                 Судом установлено, что в 2002 году органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату, была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка. При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

              Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г.      № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

              В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

               Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

              Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

               Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.

              Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

                Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

              Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

               Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

               При рассмотрении данного гражданского дела суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

        Поскольку при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду под размещение гаража, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

               При этом суд так же учитывает, что ответчиками – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Территориальным управлением по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.

               Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового.

При таких обстоятельствах требования истцов обоснованны, закону не противоречат и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Колодкина М.И. удовлетворить.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>

Признать действительным дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> заключенное между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова и Колодкиным М.И..

        Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий судья:                   Е.Ж. Крутоус

-32300: transport error - HTTP status code was not 200