№2-1682/2011 по иску Серпуховского гор.прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городское поселение Оболенск» Серпуховского муниципального района МО, МУП «Оболенское ЖКХ» и Министерству социальной защиты населения МО



                                                                                                                дело № 2-1682/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года                                                   город Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

представителя истца - ст. помощника Серпуховского горпрокурора Кобозевой О.А.,

представителя ответчика - Муниципального образования «Городское поселение Оболенск» Яковлева В.А.,

представителя ответчика МУП «Оболенское ЖКХ» Поляковой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городское поселение Оболенск» Серпуховского муниципального района Московской области, МУП «Оболенское ЖКХ» и Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании обеспечить свободный доступ инвалидам в жилой дом,

У С Т А Н О В И Л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и с учетом уточненных исковых требований просит обязать ответчиков обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, путем установления подъемника на лестнице входного крыльца подъездов № 1 и № 2 жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, поселок Оболенск, ул.Строителей дом 1.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе выездной проверки установлено, что входы в подъезды №1 и №2 жилого дома, расположенного по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1, не оборудованы подъемником, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения и инвалидов на колясках в дом, минуя лестничный марш. Таким образом, вход в жилой дом не обеспечивает свободный беспрепятственный доступ инвалидов на данный объект. Собственником жилого дома, находящегося по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1 является Муниципальное образование Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 12.10.2007г. Договором №1/11-06 У от 01.11.2006 на МУП «Оболенское ЖКХ» возложена функция по управлению домом, расположенного по адресу д.1 ул.Строителей пос.Оболенск, и по обеспечению коммунальными услугами, а также услугами по содержанию и ремонту общего имущества, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. В нарушение норм действующего законодательства ответчиками не созданы условия для свободного доступа инвалидов-колясочников в жилой дом. При отсутствии технического приспособления в жилом доме лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина. При отсутствии соответствующего технического приспособления в жилом доме лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, нарушено гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина.

Ст. помощник Серпуховского горпрокурора Кобозева О.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, а не только лиц, проживающих в указанном доме. Прокурор выступает в интересах граждан, которые будут проживать в данном доме, и тех, которые могут временно находиться в данном доме, например, приехав в гости к проживающим. Основанием для обращения прокурора в суд послужило обращение жителей поселка Оболенск Серпуховского района. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Что касается финансирования оборудования подъемников – это публичная обязанность осуществляется за счет средств местных бюджетов, в случае недостаточности этих средств, органы местного самоуправления вправе рассчитывать на финансовую помощь целевого назначения. Организация доступа инвалидов к социально значимым объектам должна быть возложена на собственника здания. В связи с изложенным, Серпуховский горпрокурор не предъявляет требований к Министреству социальной защиты населения, которое было привлечено к участию в деле по инициативе суда.

Представитель ответчика - городского поселения Оболенск Серпуховского муниципального района по доверенности – Яковлев В.А. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что иск заявлен необоснованно, поскольку на основании № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законодательства Московской области, на которое ссылается истец, меры социальной защиты инвалидов не относится к компетенции муниципальных образований, а являются прерогативой федеральных органов власти. Участие органов местного самоуправления может заключаться лишь в участии в разработке, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов. К тому же гражданин, чье право нарушено, не лишен права обратиться в органы жилищно-коммунального хозяйства, но такого обращения не было. В доме, расположенном по адресу: д.1 ул.Строителей пос.Оболенск, не проживают инвалиды-колясочники. Б., чье обращение представлено прокурором, не является инвалидом-колясочником, она самостоятельно передвигается, проживает в указанном доме на третьем этаже, имеет опекуна, который возит ее на автомашине. Обращений инвалидов или же просто граждан по поводу обустройства подъемника в указанном доме, в городское поселение не было. В настоящее время Б. является собственником принадлежащей ей квартиры, в связи с чем, также должна нести расходы, как и все остальные собственники квартир, по установке таких подъемников. Кроме того, установленный подъемник не восстановить права инвалидов, поскольку подъезды лифтовыми кабинами не оборудованы, на лестничных пролетах пандусы отсутствуют, лестничные площадки очень узкие и инвалидная коляска стандартных размеров на лестничном пролете при открытой двери на этаж не поместится.

Представитель ответчика - МУП «Оболенское ЖКХ» по доверенности – Малышева М.Е. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действительно на МУП «Оболенское ЖКХ» возложена функция по управлению домом, расположенным по адресу: пос.Оболенск, ул.Строителей д.1, и по обеспечению коммунальными услугами, а также услугами по содержанию и ремонту общего имущества, осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом. Однако, в данном доме не проживает категория граждан, относящееся к категории инвалидов-колясочников. Инвалид колясочник есть, но проживает он в пос.Оболенске в другом доме. Обращений граждан по поводу устройства подъемников в домах пос.Оболенск в МУП ЖКХ не было.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Московской области, привлеченного к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное объяснение по существу заявленных требований (л.д. 205), из которого усматривается следующее. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-каталки и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым зданиям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Из ч.1 ст. 5 Закона МО «Об обспении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Московской области» следует, что оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и использования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу данного закона. Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области при необходимости разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам. В связи с вышеизложенным, претензии к Министерству социальной защиты населения, как к ответчику в данном процессе, считают необоснованными.

Будучи допрошенным в качестве 3-го лица представитель Серпуховского районного отдела Управления социальной защиты населения Ланцева В.С. пояснила, что всего в Серпуховском районе зарегистрировано 28 инвалидов-колясочников, фамилии Б. среди них нет. Ни в районе, ни в городе старые дома не оборудованы приспособлениями для таких инвалидов, при необходимости оборудования действующих объектов, создаются федеральные программы, составляются сметы расходов. На сегодняшний день Серпуховский район в разработанных программах не значится.

Представитель третьего лица - Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными прокурором требованиями не согласен. Будучи ранее допрошенным, представитель Администрации Серпуховского муниципального района Михайлова У.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что прокурор не может обращаться в суд с исполнением решения суда на будущее время, и выходить в суд за защитой интересов инвалидов-колясочников, которые в доме не проживают. Прокурором не представлено доказательств того, что чьи-либо права нарушены. Не представлено суду также доказательств о возможности установления подъемников в доме, расположенном по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1.

Допрошенный в качестве специалиста главный инженер ООО «Гражданпроект» М., в судебном заседании пояснил, что по просьбе серпуховской горпрокуратуры им был произведен осмотр жилых домов в п. Оболенск на предмет установления возможности установки пандусов на лестницах в подъезды. В ходе проверки им было установлено, что в доме №1 пандусы отсутствуют, но установить их там и невозможно по причине высоты лестничной площадки. В данном случае имеется возможность установки подъемника. Для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность инвалида, при строительстве зданий необходимо соблюдать нормативы СаНПиН и СНиП, то есть в каждом подъезде должен быть установлен лифт для беспрепятственного доступа на любой этаж здания. Для определения того, какой именно подъемник необходимо обустроить, надо разработать проект. Даже если в указанном доме установить подъемник, то непонятно каким образом инвалид поднимется на нужный ему этаж, так как само здание внутри также для инвалидов-колясочников не обустроено. Здание изначально было общежитием, то есть зданием, приспособленным для временно проживания людей, а не для постоянного проживания, тем более инвалидов. В ходе проверки подъезды здания им не исследовались, какие работы следует провести, помимо установки подъемников, он пояснить не может. При переводе здания из категории «общежитие» в категорию «жилой дом» необходимо было разработать проект его реконструкции, чтобы дом удовлетворял всем действующим нормам. В данном случае целесообразности в установке подъемника в доме нет, так как инвалид-колясочник не имеет возможность подняться к себе в квартиру, даже расположенную на 1 этаже.

Допрошенный в качестве свидетеля С. пояснил, что работает водителем в МУП «Оболенское ЖКХ» и был свидетелем вручения повестки гражданке престарелого возраста, ее фамилия Б.. Она сама открыла дверь и вышла в подъезд, опираясь на палку. Никакой инвалидной коляски в коридоре ее квартиры, ни рядом с квартирой в подъезде он не видел.

Выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст.45 ГПК РФ, основанием для обращения в суд послужило обращение жителей поселка Оболенск Серпуховского района о принятии мер по контролю за ситуацией тарифного регулирования (л.д.106), также в прокуратуру поступали заявление П. о нарушении жилищных прав инвалидов (л.д.108-109) и письмо Б. о нарушении жилищных прав и незаконных действиях муниципальных и государственных органов власти (л.д.110-112).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником дома № 1 по ул.Строителей пос.Оболенск Серпуховского района Московской области является Муниципальное образование Городское поселение Оболенск Серпуховского муниципального района Московской области (л.д. 7).

03.12.2010 года в ходе выездной проверки установлено, что входы в подъезды №1 и №2 жилого дома расположенного по адресу: Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей, д.1 не оборудованы пандусом, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения и инвалидов на колясках в дом, минуя лестничный марш. Таким образом, вход в жилой дом не обеспечивает свободный беспрепятственный доступ инвалидов на данный объект (л.д.8, 9).

Из сообщений администрации Серпуховского района, администрации городского поселения Оболенск, отдела Серпуховского района управления социальной защиты населения по Московской области от 02.03.2011 усматривается, что обращений граждан с просьбами установки подъемников и пандусов на лестнице входного подъезда №1,2 по адресу: д.1 ул.Строителей поселок Оболенск Серпуховского района не поступало (л.д.140-142).

Согласно письма от 01.03.2011 отдел Серпуховского района управления социальной защиты населения по Московской области не обладает сведениями об инвалидах-колясочниках, проживающих в доме №1 по улице Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района. Инвалиды, состоящие на учете и проживающие в доме №1 по улице Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района, не заявляли о том, что они являются инвалидами-колясочниками (л.д.136).

В соответствии с Постановлением Главы городского поселения Оболенск № 3-П от 12.02.2009 года исключено из специализированного жилищного фонда с отнесением к жилищному фонду социального использование общежитие, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городского поселения Оболенск, расположенное по адресу: Московская область, Серпуховский район, пос.Оболенск, ул.Строителей дом 1 (л.д. 119).

Согласно письма ООО «Гражданпроект» № 08 от 27.01.2011г. в доме, расположенном по адресу: д.1 ул.Строителей пос.Оболенск пандус отсутствует и техническое выполнение невозможно, так как входная площадка находится на высоте 2-х метров от поверхности земли, и возможна установка подъемника (л.д.113).

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статья 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в соответствии с которыми жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст.42 вышеназванного закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Законом Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" предусмотрено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание (ст.4 Закона). К указанным объектам относятся жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда.

В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона разработка документации по планировке территории городов и других населенных пунктов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, без приспособления и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры в Московской области не допускается. Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу настоящего Закона. Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием объектов капитального строительства и реконструкции, начатым проектированием и (или) строительством, реконструкцией и не введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, производится в соответствии с принятыми решениями о реализации бюджетных инвестиций и (или) разработанной проектной документацией. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам.

Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснениями допрошенных в судебном заседании лиц, оценивая их в совокупности, суд находит исковые требования Серпуховского городского прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку для обустройства подъемников в подъездах № 1 и № 2 жилого дома № 1 в пос. Оболенск Серпуховского района Московской области необходимы технические условия, которые отражаются в соответствующем проекте на реконструкцию или капитальный ремонт жилого дома, так как при строительстве указанного жилого здания, бывшего ранее общежитием, технические условия, предусматривающие обустройство подъемников для инвалидных колясок, разработаны не были.

Судом принимается во внимание также, что данные технические условия в соответствии с Законом МО "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" и техническим регламентом при будущем строительстве жилых зданий и реконструкции или капитальном ремонте жилых зданий предусмотрено, что впредь все лестницы, лифты, подъемники в зданиях должны быть оборудованы специальными удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. Данные требования не распространяются на эксплуатирующиеся в настоящее время жилые дома, построенные до введения в действие вышеназванных законов.

Из акта обследования подъезда №2 дома №1 по ул. Строителей п. Оболенск, составленного комиссией МУП «Оболенское ЖКХ» ввиду отказа прокурора от представления такого доказательства, усматривается, что дом №1 представляет собой пятиэтажное здание с двумя подъездами. При входе в подъезды имеется лестница из 14 ступеней, высотой     210 см., расстояние от кромки верхней ступени до входа в подъезд 90 см.. В подъезде до площадки 1 этажа также ведет лестница, далее с площадки 1 этажа ведут лестничные марши. Каких-либо приспособлений для подъема людей с ограниченными способностями передвижения (пандус, электроподъемник, лифт) в обследуемом подъезде не имеется и проектом не предусмотрено. К указанному акту представлены фотографии подъезда (л.д. 212-213).

Серпуховским городским прокурором не представлено доказательств возможности проведения реконструкции или капитального ремонта дома № 1 по ул.Строителей в пос.Оболенск Серпуховского района и внутридомовых помещений.

Доводы прокурора о том, что заявленные требования направлены на обеспечения доступа инвалидам-колясочникам лишь в подъезды и на 1 этаж указанного дома, что восстановит, по мнению помощника прокурора Кобозевой О.А., поддержавшей в судебном заседании заявленные требования, права инвалидов, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Судом установлено, что указанный дом является пятиэтажным, имеет жилое назначение, следовательно, доступ инвалидам-колясочникам и другим маломобильным группам населения должен быть обеспечен на любой этаж указанного здания. Кроме того, судом установлено, что и на 1 этаж инвалиду-колясочнику подняться невозможно ввиду наличия лестничного пролета, не обустроенного пандусами. Вместе с тем, прокурором исковые требования уточнены не были.

При наличии обстоятельств, препятствующих доступу инвалидам-колясочникам к жилым помещениям здания, установление подъемника для беспрепятственного доступа в подъезд, права таких инвалидов не восстановит, а приведет нецелесообразному расходованию денежных средств, затраты на установление таких подъемников в указанном прокурором жилом доме будут необоснованными.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные Серпуховским городским прокурором исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании Муниципального образования «Городское поселение Оболенск» Серпуховского муниципального района Московской области, МУП «Оболенское ЖКХ» обеспечить свободный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, путем установления подъемника на лестнице входного крыльца подъездов № 1 и № 2 жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, поселок Оболенск, ул.Строителей дом 1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                                    Купцова Г.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200