№2-2366/2011 по иску Ахметова И.Н. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имущество о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок



Дело № 2-2366/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

При секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А.,

С участием представителя истца Ахметова И.Н. – по доверенности Великого С.Н.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова И.Н. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имущество о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании действительным договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском и с учетом уточнения и дополнения требований просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; признать недействительной и исключить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок; признать действительным соглашение о расторжении от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова и А. на предоставление из состава земель населенных пунктов данного земельного участка; признать действительным договор аренды земли <номер> от <дата>, заключенный между Ахметовым И.Н. и КУИ г. Серпухова Московской области в отношении указанного земельного участка; Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись <номер> от <дата> о регистрации договора аренды земли <номер> от <дата>;

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с постановлением Главы г.Серпухова <номер> от <дата> истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенный в градостроительной зоне <номер> по адресу: МО., <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома. В связи с чем между истцом и КУИ г.Серпухова был заключен договор аренды земли <номер> от <дата> В установленном законом порядке истец обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г.Серпухову с заявлением о государственной регистрации договора аренды земли и предоставил соответствующий комплект документов. Однако государственная регистрация была приостановлена по основаниям, изложенным в уведомлении <номер> от <дата>, а именно, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Арендодатель (КУИ г.Серпухова) не может предоставить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации. Но данный документ не может быть предоставлен, так как КУИ г.Серпухова, предоставляя земельный участок в аренду, действовал на основании абзаца 2 п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» и ст.51 Закона «об общих принципах местного самоуправления в РФ» которыми предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Земельный участок предоставлялся для продолжения строительства индивидуального жилого дома и на нем находится объект незавершенного строительства, зарегистрированный в УФСГРКК отдел по г.Серпухов с кадастровым номером <данные изъяты>, запись о регистрации <номер> от <дата> Право собственности на данный объект возникло у истца в связи с разделом имущества с бывшей супругой, при этом договор аренды данного земельного участка с ней был зарегистрирован в УФСГРКК отдел по г.Серпухов <дата> под номером <данные изъяты>. Учитывая, что на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, его нельзя передавать в аренду кому бы то ни было, кроме истца в соответствии с п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ. С момента предоставления в аренду земельного участка истец нес расходы по содержанию указанного земельного участка, поддерживал его в надлежащем состоянии, осуществлял обязательные платежи, вел работы по благоустройству. Отсутствие в настоящее время государственной регистрации договора аренды земли с кадастровым номером <данные изъяты> лишает истца возможности надлежащим образом выполнять свои обязательства по сделке и препятствует реализовывать права арендатора в отношении указанного объекта.

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель истца (по доверенности Великий С.Н.) в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнений и дополнений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Возражений по иску не представлено.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отдел по г.Серпухову (по доверенности Б.) в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Из копии договора аренды земли <номер> от <дата>, усматривается, что КУИ г.Серпухова предоставило А. в аренду из состава земель поселений земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенный в градостроительной зоне <номер> по адресу: <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома (л.д.17-19).

<дата> между КУИ г.Серпухова и А. заключено соглашение о расторжении к договору аренды земли <номер> от <дата>, в соответствии с которым по обоюдному согласию сторонами с <дата> расторгнут указанный договор аренды земли и по акту приема-передачи от <дата> А. передала, а КУИ принял спорный земельный участок (л.д.15, 16).

Постановлением Главы г.Серпухова от <дата> <номер> расторгнут с <дата> договор аренды земли от <дата> <номер>, заключенный с А. на предоставленный из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома, и предоставлен Ахметову И.Н. в аренду на три года с <дата> по <дата> из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома (л.д.7).

На основании указанного постановления между КУИ г.Серпухова и Ахметовым И.Н. <дата> заключен договор аренды земли <номер> и по передаточному акту от <дата> КУИ г.Серпухова передал, а Ахметов И.Н. принял из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для продолжения строительства индивидуального жилого дома (л.д.8-10, 11).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> за Ахметовым И.Н. зарегистрировано право собственности на незавершенное строительство-устройство фундамента и перекрытий, назначение: объект незавершенного строительства, по адресу: <адрес> (л.д.14).

Из кадастрового паспорта спорного земельного участка усматривается, что его правообладателем является Российская Федерация (л.д.12).

Уведомлением отдела по г.Серпухову Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области была приостановлена государственная регистрация договора аренды в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (л.д.13).

В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Судом установлено, что в 2011 году органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду для продолжения строительства индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в отдел по г.Серпухову Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Однако государственная регистрация была приостановлена по причине того, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации и не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 01.07.2006г.

Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

При рассмотрении данного гражданского дела суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

Поскольку при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду для продолжения строительства индивидуального жилого дома, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.

Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.

Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям ст.12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Суд, удовлетворяя требований истца, учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Ахметова И.Н. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имущество о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании действительным договора аренды, удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать действительным соглашение о расторжении от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата>, заключенный между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова и А. на предоставление из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенного в границах Муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>.

Признать действительным договор аренды земли <номер> от <дата>, заключенного между Ахметовым И.Н. и КУИ г. Серпухова Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для продолжения строительства индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты>, расположенного в границах Муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись <номер> от <дата> о регистрации договора аренды земли <номер> от <дата>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200