№2-2614/2011 по иску Омельяненко Э.Г. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлении государственным имуществом, КУИ г.Серпухова о признании отсутствующим права собственности на земельный участок



Дело № 2-2614/2011

                                                        РЕШЕНИЕ

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        25 августа 2010 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи     Козловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания       Клочковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омельяненко Э.Г. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлении государственным имуществом, Комитету по управлению имуществом г.Серпухова о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

                                                         Установил:

    Истица Омельяненко Э.Г. обратилась в суд с иском и просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для огородничества.

Свои требования мотивирует тем, что в <дата> ей был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для огородничества, в связи с чем между истицей и Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова был заключен договор аренды земли <номер> от <дата> (л.д.7-10).

В установленном законом порядке договор был зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы по Московской области (№ регистрации <номер> от <дата>), данный договор не оспаривался, не оспорен, не признан недействительным в установленном законом порядке.

В последующем теми же сторонами относительно того же земельного участка, было заключено три дополнительных соглашения по продлению договора аренды земли, зарегистрированных в установленном порядке: дополнительные соглашения от <дата>, от <дата>, от <дата> (л.д.11-13).

С целью продления срока действия договора аренды земли, на основании Постановления <номер> от <дата>, теми же сторонами относительно того же земельного участка было заключено очередное дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды земли <номер> от <дата> (л.д. 15).

Истица обратилась в отдел по г.Серпухову ФСГРКК по Московской области с заявлениями о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земли в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес> и предоставила соответствующий комплект документов.

Государственная регистрация была приостановлена на один месяц по основаниям, изложенным в уведомлении за <номер> от <дата> (л.д.16).

Из указанного уведомления следует, что препятствием для государственной регистрации является то обстоятельство, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Арендодатель (Комитет по управлению имуществом г.Серпухова) не может представить документ подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации.

Истица считает, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, а соответствующая запись в ЕГРП возникла в результате несовершенства ведения реестра.

Отсутствие в настоящее время государственной регистрации сделки – дополнительного соглашения к договору аренды земли, в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, лишает истцу возможности надлежащим образом выполнить свои обязанности по сделке.

В сложившейся ситуации единственным способом защиты своего права является обращение в суд.

    Истица в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, ее представитель по доверенности Ф. заявленные исковые требования поддерживала в полном объеме.

    Представитель ответчика Комитета по Управлению имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считают обоснованными и подлежащими удовлетворению, также полагают, что у УФСГРКК по Московской области (отдел по г. Серпухову) отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации законных оснований для распоряжения спорным земельным участком. Следовательно, регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена без законных оснований и разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем зарегистрированное право стоит считать недействительным (л.д. 24).

    Представитель ответчика Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

    Представитель третьего лица Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (отдел по г. Серпухову) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений против исковых требований не представил.

      При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, представителей ответчиков Комитета по управлению имуществом г.Серпухова, Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом и третьего лица УФСГКК по Московской области (отдела по г.Серпухову) в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Выслушав представителя истца, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя истца, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок площадью ... кв.м., с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании договора аренды земли от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и Омельяненко Э.Г., последней предоставлен в аренду спорный земельный участок для огородничества (л.д. 7-8).

    Границы спорного земельного участка установлены и закреплены на местности, что подтверждается представленной кадастровой выпиской на земельный участок (л.д. 9-10).

    Постановлением Главы г. Серпухова от <дата> <номер> продлен срок действия указанного договора аренды от <дата> на сорок девять лет, с <дата> по <дата>, для огородничества (л.д. 14).

На основании данного постановления между Омельяненко Э.Г. и Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова заключено дополнительное соглашение от <дата> (л.д. 15).

    Уведомлением Управления Росреестра по МО была приостановлена государственная регистрация сделки – дополнительного соглашения к договору аренды в отношении спорного земельного участка, по тем основаниям, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации, а так же не имеется документа, подтверждающего право Муниципального образования действовать от имени Российской Федерации (л.д. 16).

              В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

           Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

               На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

              Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

              Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

               В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

               Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

               Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

              Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

              В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

                 Судом установлено, что в <дата> органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду для садоводства спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату. В <дата> была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером объекта <номер>, площадью ... кв.м., расположенного: <адрес>. При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

              Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

              В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

               Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

              Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

               Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.

              Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

                Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

              Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

               Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

               При рассмотрении данного гражданского дела судом не добыто и сторонами не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

              Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцу земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

               При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.

               Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Решение суда о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества, является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок к с ним записи о регистрации права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для огородничества.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для огородничества.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                               Е.В. Козлова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200