№2-2486/2011 по иску Майорова С.В. к муниципальному образованию «Город Серпухов Московской области», КУИ г.Серпухова, ТУ ФА по управлению государственным имуществом по МО о признании недействительной записи в ЕГРП и признании права собственности



Дело № 2-2486/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года                               г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

представителя истца Майорова С.В. – Подлегаева Ю.П.,

при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майорова С.В. к муниципальному образованию «Город Серпухов Московской области», Комитету по управлению имуществом г.Серпухова, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании недействительной записи в ЕГРП и признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать недействительной запись в ЕГРП о регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым <номер>, из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты>, расположенный на землях, находящихся в ведении муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, исключить данную запись из ЕГРП, а также признать за истцом право собственности на вышеуказанный земельный участок.

Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка <номер> от <дата> истец, купил спорный земельный участок в границах плана, прилагаемого к данному договору, расположенный на землях, находящихся в ведении муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для индивидуального жилого дома. Согласно справке ООО «К.» от <дата> на указанном земельном участке при проведении землеустроительных работ, располагался жилой дом инвентарный <номер>, лит. А, а. При этом с <дата> указанный земельный участок находится у истца в аренде. Постановлением Главы г.Серпухова от <дата> <номер> постановлено указанный договор расторгнут с предоставлением указанного земельного участка Майорову С.В. в собственность за плату - для индивидуального жилого дома. Свои обязательства по оплате за этот участок истец исполнил. Как видно из кадастрового паспорта на этот земельный участок от <дата>, правообладателем последнего числится Российская Федерация - от имени которой действует Комитет по управлению имуществом г. Серпухова. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от <дата> <номер>, было установлено, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. По мнению регистрационного органа при заключении договора купли-продажи земельного участка <номер> от <дата> муниципальное образование «Город Серпухов Московской области», в интересах которого действовал КУИ г.Серпухова, распорядилось не принадлежащим ей объектом. Однако, по мнению истца, регистрация прав собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была произведена ошибочно. Истцу в <дата> органом местного самоуправления был предоставлен в аренду спорный земельный участок для индивидуального жилого дома, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов. В отношении спорного земельного участка не принимались соответствующие акты Правительства Российской Федерации, или судебные решения о разграничении государственной собственности на земли. На данном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации. На момент предоставления спорного земельного участка в аренду истцу, распоряжение земельным участком было осуществлено в соответствии с положением п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Спорный земельный участок на момент предоставления его в истцу и до настоящего времени находится в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, право собственности Российской Федерации было зарегистрировано с нарушением установленного законодательством порядка, правом распоряжаться этим земельным участком обладает орган местного самоуправления - администрация г. Серпухова через свои полномочные органы, которым является КУИ г.Серпухова. Разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В соответствии со ст.2 ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие. Государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременении (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки. Истцу известно, что Правительством Российской Федерации не издавался акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения. Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцу земельного участка в аренду, КУИ г. Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, то истец вынужден прибегнуть к судебной защите.

Истец Майоров С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, его интересы представлял Подлегаев Ю.П., который в судебном заседании поддержал требования и доводы, изложенные в исковом заявлении и настаивал на удовлетворении иска.

Представители ответчиков Администрации г.Серпухова и Комитета по Управлению Имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в пр5дсавленных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по заявленным исковым требованиям не представлено.

Представитель ответчика территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений против исковых требований не представил.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г. Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>. согласно кадастровой выписке от <дата> правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, от имени которой действует КУИ г.Серпухова Московской области (л.д.13-15).

Согласно справке ООО «К.» от <дата> при проведении землеустроительных работ на спорном земельном участке располагался жилой дом – инв.<номер>, лит.А, а (л.д.16).

<дата> между КУИ г.Серпухова (арендодатель) с одной стороны и Майоровым С.В. и М. (арендаторы) – с другой был заключен договор аренды земли <номер> (л.д.17-19), в соответствии с которым арендаторам был предоставлен в аренду из состава земель поселений земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный в градостроительной зоне <номер> по адресу: <адрес> для индивидуального жилого дома. Договорные обязательства возникают с <дата> и действуют в течение 49 лет и прекращаются <дата> Прилагаемый Кадастровый план земельного участка (л.д.20) не содержит сведений о правообладателях в отношении спорного земельного участка.

На основании постановления Главы г.Серпухова от <дата> <номер> был расторгнут с момента государственной регистрации перехода права договор аренды земли от <дата> <номер> в отношении спорного земельного участка и предоставлен Майорову С.В. из состава земель поселений земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес> в собственность за плату для индивидуального жилого дома (л.д.21-22).

<дата> между КУИ г.Серпухова с одной стороны и Майоровым С.В. и М. – с другой было заключено соглашение о расторжении к договору аренды земли <номер> от <дата> (л.д.25), в соответствии с которым договор аренды в отношении спорного земельного участка был расторгнут. В соответствии с Актом приема-передачи арендаторы передали, а КУИ г.Серпухова принял спорный земельный участок в соответствии с вышеупомянутым соглашением (л.д.26).

<дата> между КУИ г.Серпухова с одной стороны и Майоровым С.В. – с другой был заключен договор купли-продажи земельного участка <номер>, предметом которого явился спорный земельный участок (л.д.11). в соответствии с п.1.2. договора право продавца на продажу данного земельного участка подтверждено земельным законодательством РФ. Плата по договору составила <данные изъяты>. В соответствии с передаточным актом земельный участок был передан Майорову С.В. (л.д.12). Согласно приложенной к договору кадастровой выписке о земельном участке от <дата> собственником указанного земельного участка является Российская Федерация, от имени которой действует КУИ г.Серпухова Московской области, на земельном участке расположено <данные изъяты>этажное жилое строение и два нежилых строения (л.д.13-15).

В соответствии с уведомлением отдела по г.Серпухову УФСГРКК по МО от <дата> приостановлена на 1 месяц государственная регистрация перехода права собственности и права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, между домами <номер> и <номер> по тем основаниям, что не представлено документа, подтверждающего право муниципального образования «Город Серпухов Московской области» действовать от имени Российской Федерации, являющейся собственником вышеуказанного земельного участка (л.д.24).

     В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

    Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

    Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

    Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

    Ст.8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

    В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

    Судом установлено, что в <дата> органом местного самоуправления Майорову С.В. и М. был предоставлен в аренду спорный земельный участок для индивидуального жилого дома, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов.

    При регистрации данного договора аренды был указан правообладатель: «Российская Федерация», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако, законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».

    Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

    В соответствии со ст.2 ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

    Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 01.07.2006г.

    Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.

    Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

    При рассмотрении данного гражданского дела судом не добыто и сторонами не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.

    Поскольку при принятии решения о передаче в собственность истцу земельного участка в аренду, КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительной запись в ЕГРП о регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить запись в ЕГРП о регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать право собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> за Майоровым С.В..

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                    Г.В.Купцова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200