№2-2229/2011 по иску Крутько Н.М. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области» о включении периодов работы в специальный стаж и об обязании назначения пенсии



Дело 2-2229/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

город Серпухов

19 июля 2011 года

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,

с участием:

истца Крутько Н.М.,

представителя ответчика ГУ «УПФ РФ №11 по г.Москве и Московской области» - Поповой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутько Н.М. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области» о включении периодов работы в специальный стаж и об обязании назначения пенсии,

установил:

       Истец Крутько Н.М. обратилась в суд с иском и просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы, с просит включить периоды своей работы с <дата> по <дата> - в должности <должность> детских ясли- сада    <данные изъяты>; с <дата> по <дата> - в должности <должность> ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>     - период     учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а также просит обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с <дата>. Свои требования мотивирует тем, что <дата> она обратилась в пенсионный отдел по г. Серпухову и Серпуховскому району ГУ УПФР №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173 -ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».    <дата> она получила отказ в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Согласно расчетам пенсионного фонда ее специальный стаж составила 22 года 07 месяцев 00 дней. Периоды работы с <дата> по <дата> - в должности <должность> детских ясли-сада    <данные изъяты> и с <дата> по <дата> - в должности <должность> ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии,    не были включены в специальный стаж, так как в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., не предусмотрены учреждения здравоохранения с такими названиями как: «детские ясли - сад», «ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии». Период работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>     - период     учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, не был включен, поскольку время учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитываются в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях. С решением пенсионного фонда не согласна, поскольку не включение пенсионным фондом в специальный стаж спорных периодов работы, в течение которых истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, является незаконным и нарушает её права в области пенсионного обеспечения. По первому периоду работы считает, что пенсионным фондом при рассмотрении вопроса о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости незаконно были применены нормы Постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подп.20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ ( п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). В настоящее время указанные списки и перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Спорный период работы в должности <должность> в учреждении детских ясли-сад приходился на период с 1988 года по 1995 год. В указанный период действовал Перечень учреждений, организацией и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» (далее - «Перечень от 17.12.1959 №1397»), в котором в числе лечебно- профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, перечислены детские ясли, детские сады и объединены ясли-сады. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-Ф3, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Спорный период работы в детских ясли- саде приходится на период до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий медицинским работником, которым работа в данном учреждении не включается в специальный стаж. Соответственно, с учетом изложенного считает, что период работы с <дата> по <дата> в должности <должность> детских ясли- сада <данные изъяты> (стаж работы составляет 6 лет 04 мес. 21 дн.), при котором истицей осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, подлежит включению в специальный стаж. По второму периоду работы - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 работа в учреждениях социального обслуживания в соответствующей должности, при которой выполняется работа по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включается в специальный стаж. В указанный спорный период истица работала в должности <должность> в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии (далее - «школа-интернат»). Отказ пенсионного фонда во включении данного периода работа в специальный стаж, поскольку данное учреждение не поименовано в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 №781, также считает незаконным. В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости. В перечне учреждений от 2002 года наряду с иными учреждениями социального обслуживания, предусмотрены также детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2009 №748н «Об установлении тождества отдельных наименований учреждений» установлена тождественность наименований учреждений: «специальная коррекционная школа-интернат для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»и «специальный (коррекционный) детский дом для детей -сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».    В соответствии со статьей 12 ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к учреждениям социального обслуживания относятся учреждения, в соответствии с уставами и положениями которых, указанные учреждения осуществляют предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации, оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Согласно Уставу школы- интернат (п.. п. 1.1, 1.15) направлением деятельности школы- интернат является не только реализация программ школьного и дополнительного образования, но и оказание комплексной медико- психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся (воспитанникам) с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ, создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечение охраны и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) и др. Воспитанники круглосуточно пребывают в школе- интернат, находятся на полном государственном обеспечении (п. 3.3 Устава). Согласно должностной инструкции <должность>, утвержденной директором школы- интернат, в указанной период мною осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, а именно: оказание постоянной, экстренной и неотложной медицинской помощи воспитанникам, проведение специальных диагностических исследований, проведение экспертиз нетрудоспособности воспитанников, осуществление контроля за нагрузкой детей и выполнением режима дня и др. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). С учетом вышеуказанного, школа-интернат относится к учреждения социального обслуживания, работа в которой при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения должна быть включена в соответствующих специальный стаж. Таким образом, считаю, что период работы с <дата> по <дата> - в должности <должность> в школе- интернат (стаж работы составляет 1 год 08 мес. 00 дн.) также подлежит включению в специальный стаж. По третьему периоду работы - в период прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное названным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое предусматривало включение время обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. В период прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> действовал КЗоТ РСФСР (статья 112), который предусматривал, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.Таким образом, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При включении спорных периодов работы в специальный стаж, его продолжительность составит 30 лет 11 месяцев 29 дней, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ №11 по г.Москве и Московской области» - Попова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований пояснила, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается, не зависимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно пункта 2 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях Правительство РФ имеет право утверждать Списки работ, профессий и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. В настоящее время действуют Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. В соответствии со Списками при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указанным выше лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Периоды работы в должности <должность> с <дата> по <дата> в детских ясли - сада <данные изъяты>; с <дата> по <дата> в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, не могут быть приняты в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, т.к. данные учреждения не относятся к государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения. У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ, а так же и оценивать такие факторы как характер или условия труда исходя из аналогии. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> не могут быть приняты к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии с п.4,5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением ПРФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Учеба на курсах повышения квалификации, согласно глав 19 и 26 Трудового Кодекса РФ, не относятся к дополнительным отпускам, а также не является выполнением работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а только повышением своих профессиональных навыков и умения, что не предусмотрено действующими нормативными актами.

         Выслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Из материалов дела видно, что спорными являются периоды с <дата> по <дата> - в должности <должность> детских ясли-сада    <данные изъяты>; с <дата> по <дата> - в должности <должность> ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной коррекционной школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> - период     учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

<дата> Крутько Н.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Протоколом в назначении пенсии ей было отказано по тем мотивам, что право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. у Крутько Н.М. не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет (л.д.11-13).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст.28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991г.

В материалы дела представлены: копия трудовой книжки на имя Крутько Н.М. (л.д.14-19,20-21); должностная инструкция <должность> (л.д.22-24); устав ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (л.д.25-53).

           Суд считает,    что не    подлежат    удовлетворению иски Крутько Н.М. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности    периодов работы в должности <должность> детских яслей-сада <данные изъяты>, а    также периода работы в должности <должность> ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Серпуховской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.    Такой    вывод следует    из того,     что    в указанные периоды истец    работала    в учреждениях, не относящихся    к учреждениям    здравоохранения,    что    является    обязательным условием.

Судом установлено, что истец в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>     - период     учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, работала в учреждениях здравоохранения, учреждение осуществляет лечебно-профилактическую деятельность.

         Ответчик не включил истице указанные периоды её нахождения    на курсах повышения квалификации. Суд считает, что эти периоды    должны включаться в стаж для назначения пенсии. В соответствии со ст.166 Трудового Кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Совокупность представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что время работы истицы в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, не включенные в специальный стаж, подлежат зачету в стаж, так как она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При таких    обстоятельствах необходимо включить в специальный трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности    периоды    нахождения    Крутько Н.М.    на курсах    повышения квалификации с    <дата> по <дата>     в    период    работы    на должности <должность> <данные изъяты> больницы    и с    <дата> по <дата>       в период    работы на должности <должность>    <данные изъяты> больницы.

Однако, поскольку    истец не имеет необходимого стажа лечебной деятельности, что предусмотрено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 28) о назначении пенсии. Следовательно, её требования в этой части не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь     ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Крутько Н.М. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области» о включении периодов работы в специальный стаж и об обязании назначения пенсии, УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО: включить в специальный трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности    периоды    нахождения    Крутько Н.М.    на курсах    повышения квалификации с    <дата> по <дата>     в    период    работы    на должности <должность> <данные изъяты> больницы    и с    <дата> по <дата>       в период    работы на должности <должность>    <данные изъяты> больницы.

Иск Крутько Н.М. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности    периодов работы в должности врача-педиатра детских яслей-сада <данные изъяты>, а    также периода работы в должности <должность> ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Серпуховской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии,    а также    иск     об обязании назначения с <дата> пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,    ОСТАВИТЬ    БЕЗ    УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий                                      Коляда В.А.