Дело №2-2727/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2011г. г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего суди Купцовой Г.В., с участием:
истицы Акимовой С.А.,
представителя ответчика ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области – Поповой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимовой С.А. о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Акимова С.А. обратилась в суд, и просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, периоды работы с <дата> по <дата> в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а также с <дата> по <дата> и назначить пенсию с <дата>.
Свои требования мотивирует тем, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением комиссии от <дата> <номер> истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Ответчик не включил в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры хирургического отделения больничного объединения <данные изъяты> и с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты>. Свой отказ ответчик мотивирует тем, что за период с <дата> по <дата> с учетом Списка должностей и Правил исчисления периодов работы для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> и за период с <дата> исчисление продолжительности стажа производится с учетом Списка должностей и учреждений, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>. Должность «выездной фельдшер» не предусмотрена. Такое наименование учреждения как «больничное объединение» и должности с таким наименованием как «палатная медсестра» не предусмотрены Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала. Данный отказ истица считает незаконным и необоснованным.
Истица Акимова в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, при этом указала, что в период работы в должности палатной медсестры участвовала в малых операциях, то есть фактически выполняла функции операционной и перевязочной медсестры при вскрытии абсцессов, перевязках и обработках гнойных ран, переливании крови, которые производятся в процедурном кабинете с участием палатной медсестры. При выполнении данных процедур задействовались палатные медсестры в силу того, что процедурные и перевязочные медсестры работают с 08.00 до 15.00 часов, во все остальное время суток, а также в выходные и праздничные дни их функции выполняют палатные медсестры. Акимова считает, что тот факт, что в Списках отсутствуют наименования должностей и учреждений, в которых она работала не должен служить поводом к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку независимо ее трудовая деятельность носит признаки, присущие должностям, соответствующим Спискам.
Представитель ответчика – ГУ УПФР № 11 по г. Москве и Московской области – Попова Л.А. иск не признала и пояснила, что возражает по тем основаниям, что право на пенсию по старости медицинским работникам определяется ст. 27 п. 1 подп. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. в совокупности с п.2 данной статьи. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительству РФ предоставлено право утверждать Списки соответствующих должностей и учреждений. В настоящее время действуют Списки и Правила, утвержденные Правительством РФ от 29.10.2002г. № 781. В соответствии со Списками при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указанным лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах. Период работы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры хирургического отделения больничного объединения <данные изъяты> невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как Списками не предусмотрено такое учреждение как "больничное объединение", так же невозможно применить льготное исчисление 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения не предусмотрена такая должность как "палатная медсестра" и не представлено никаких документов об участии истицы в операциях как предусмотрено Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. №464. Период работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты> невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, так как разделом «Наименование должностей» Списка не предусмотрено такое наименование должности как «выездной фельдшер». У ГУ УПФ №11 по г. Москве и Московской области нет права самим расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а так же и устанавливать тождественность учреждений не предусмотренных в данных Списках. Также представлены письменные объяснения (л.д. 31-32).
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела видно, что Акимова С.А., <дата> рождения, <дата> была принята на должность палатной медсестры в <данные изъяты> больничного объединения <данные изъяты>, где проработала до <дата>; <дата> принята на работу на <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, <дата> переведена на должность <данные изъяты>, <дата> переведена на должность выездного фельдшера, <дата> переведена на должность <данные изъяты>, где продолжает работать до настоящего времени (л.д.5-9).
<дата> истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Из протокола <номер> от <дата> усматривается, что истице отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку он составил <данные изъяты>, так как ей было отказано во включении в стаж периодов работы с <дата> по <дата> в льготном исчислении как 1 год и 1 год и 6 месяцев в должности палатной медсестры <данные изъяты> отделения больничного объединения <данные изъяты>, и с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты> из-за отсутствия в Списках таких наименований учреждения как "больничное объединение" и такого наименования должностей как "палатная медсестра" и «выездной фельдшер» (л.д. 9-12).
Согласно ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии со ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации (в редакции Закона от 15.01.93 г.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно этому списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет. Причем, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации). Исчисление сроков выслуги лет среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится по правилам: один год работы за один год 6 месяцев ( в ред.Постановления Правительства РФ от 23.07.1993г. №701).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1066, вступившим в законную силу с 01.11.1999г. утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, из которых следует, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет… засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,… лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; (Статья 27 п. 1 п.п. 20). Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 27 п. 2).
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г.
Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» не предусмотрено такое наименование как «санаторий», «больничное объединение».
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняе6мых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций) (п.9), а при оценке пенсионных прав граждан необходимо учитывать требованияп.6 и 9 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ (п.13)
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
Судом установлено, что истица в спорный период с <дата> по <дата> работала в должности палатной медсестры <данные изъяты> отделения больничного объединения <данные изъяты> в течение полного рабочего дня.
Согласно справке МУЗ <данные изъяты> Акимова С.А. работала в должности палатной медсестры <данные изъяты> отделения больничного объединения <данные изъяты> с <дата> по <дата> За данный период времени Акимова С.А. в вечернее и ночное время в выходные дни (воскресенье) принимала участие в малоинвазивных операциях: первичная хирургическая обработка, гемотрансфузия, вскрытие абсцессов, вскрытие фурункулов (л.д.53).
Судом установлено, что истица в спорный период работала в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты>, работала в учреждение здравоохранения, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и исполняла обязанности, дающие право в соответствии с действовавшим в то время законодательством на получение пенсии по выслуге лет. Указанные обстоятельства подтверждаются справками МУЗ ЦРБ, записями в трудовой книжке истицы (л.д.7, 53, 54).
Должностные обязанности палатной медсестры не изменялись (л.д.27-29).
Поскольку судом установлено, что истица работала палатной медсестрой и выполняла работу по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях, что подтверждается выпиской из трудовой книжки, справкой, ее должностными обязанностями, отсутствие в действующем Списке такого «Наименования учреждения» как «больничное объединение» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии. Периоды работы истицы с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры больничного объединения <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж.
Согласно справке МУЗ <данные изъяты> истица исполняла функции, присущие должностям, работа, в которых по характеру связана с хирургической (операционной) деятельностью. При этом, с учетом специфики работы в стационарном хирургическом отделении, где медицинские сестры перевязочных работают с 08.00 до 15.00 часов и только в рабочие дни, исполнение данных обязанностей палатной медсестрой носит круглосуточный характер в выходные и праздничные дни и с 15.00 до 08.00 в рабочие дни.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный период с <дата> по <дата> должен быть засчитан истице в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Кроме того, ответчик не включил истице период ее работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты> поскольку разделом «Наименование должностей Списка не предусмотрено такое наименование должности как «выездной фельдшер».
Согласно должностной инструкции фельдшера, работающего в составе выездной бригады утвержденной главным врачом МУЗ <данные изъяты> <дата> на должность фельдшера, работающего в составе выездной бригады назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело», имеющим диплом и сертификат (п. 1.1). Фельдшер, работающий в составе выездной бригады обязан: оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары (п. 2.2); вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи (п. 2.3); уметь пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно – легочной реанимации (п. 2.4); владеть техникой снятия ЭКГ (п. 2.5); обеспечивать переноску больного на носилках, в случае необходимости принять в ней участие (в условиях работы выездной бригады переноска больного на носилках расценивается как вид медицинской помощи в комплексе лечебных мероприятий) (п. 2.7) (л.д.24-26).
В материалы дела представлена должностная инструкция фельдшера, утвержденная главным врачом МУЗ <данные изъяты> <дата>, из которой видно, что в обязанности фельдшера входит: оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары (п. 2.2); введение больным и пострадавшим лекарственных препаратов по медицинским показаниям, осуществление остановки кровотечения, проведение реанимационных мероприятий в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи (п. 2.3); умение пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владение техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно – легочной реанимации (п. 2.4); владение техникой снятия электрокардиограмм (п. 2.5); обеспечение переноски больного на носилках, в случае необходимости принятие в ней участия (в условиях работы выездной бригады переноска больного на носилках расценивается как вид медицинской помощи в комплексе лечебных мероприятий) (п. 2.7) (л.д. 20-23).
Из справки уточняющей характер работы от <дата> <номер> усматривается, что Акимова С.А. с <дата> по настоящее время работает в МУЗ <данные изъяты> в структурном подразделении <данные изъяты> в должности с <дата> по <дата> - <данные изъяты>, с <дата> по <дата>- <данные изъяты>, с <дата> по <дата> – выездной фельдшер, с <дата> по настоящее время – <данные изъяты>. Выполняла в течение полного рабочего дня в количестве 1,0 ставки (л.д.34).
В материалах дела имеется акт по результатам документальной проверки сведений о характере работы Акимовой С.А. в МУЗ <данные изъяты> от <дата> <номер>, из которого видно, что истица с <дата> по <дата> работала выездным фельдшером. Согласно должностной инструкции выездной фельдшер и фельдшер <данные изъяты> непосредственно занят оказанием скорой медицинской помощи в течение полного рабочего дня (л.д.36).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование должностей » не предусмотрено такое наименование должности как «выездной фельдшер», однако учреждение, в котором работала истица в спорный период предусмотрено разделом Списка «Наименование учреждений».
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Ответчик не включил истцу в специальный трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> год в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты>.
Судом установлено, что в спорный период с <дата> по <дата>, работая в должности выездного фельдшера, Акимова С.А. занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, что подтверждается должностной инструкцией фельдшера, работающего в составе выездной бригады и другими материалами дела. Отсутствие в действующем Списке такого «Наименования должности» как «выездной фельдшер» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.
Совокупность представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что время работы истца в спорный период с <дата> по <дата>, не включенный в специальный стаж, подлежит зачету в стаж, так как она занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в городе.
Таким образом, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При удовлетворении требований истца, суд не расширяет перечень должностей, работа по которым дает право для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, а устанавливает фактические обстоятельства по конкретному спору, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась <дата> В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенного периода обратилась в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке. Необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения специальный стаж, с учетом спорных периодов имеется. Таким образом, основания для изменения срока, с которого истице должна назначаться пенсия отсутствуют. Суд считает, что пенсию истице следует назначить с того дня, когда истица обратилась за назначением пенсии к ответчику, то есть с <дата>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию досрочно, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы Акимовой С.А. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период с <дата> по <дата> в должности палатной медсестры <данные изъяты> отделения больничного объединения <данные изъяты>, а также период с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ <данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области» назначить Акимовой С.А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с <дата>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.В.Купцова