№2-1763/2011 по иску Кусакина А.В. к войсковой части 3512 о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий



    Дело № 2-1763/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2011 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре Жмыховой Е.Ю.,

с участием:

Истца – Кусакина А.В.,

Представителя ответчика войсковая часть 3512 по доверенности – Зубова И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кусакина А.В. к войсковой части 3512 о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий

                                              У с т а н о в и л :

Истец Кусакин А.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий; просит восстановить его в списках.

Свои требования истец мотивирует тем, что является военнослужащим запаса, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, получивший заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. Вместе с семьей в составе 4 человек: истец, жена, сын <дата> рождения и дочь <дата> рождения, проживает в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена войсковой частью 3512 в декабре 1991 года без снятия с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол заседания ЖБК <номер> от <дата>).

В феврале 2011 года командование войсковой частью 3512 ознакомило истца с решением жилищно-бытовой комиссии об исключении его и членов семьи из списков военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании ст.53 и п.1 ч.2 ст.56 Жилищного кодекса.

08 декабря 2009 года была оформлена приватизация квартиры в долевую собственность женой истца – О. и его дочерью Р.. Истец и его сын А. от приватизации отказались. Копии свидетельств о государственной регистрации права в феврале 2010 года были переданы в жилищно-бытовую комиссию войсковой части 3512.

Спустя год жилищно-бытовая комиссия войсковой части 3512 вынесла решение о том, что отказ истца от участия в приватизации квартиры является намеренным ухудшением своих жилищных условий, что послужило причиной утраты оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.

С решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 истец не согласен и считает его незаконным и необоснованным.

Истец и его сын являются членами семьи собственников жилого помещения – жены и дочери, и также имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками согласно ст.31 п.1,2 Жилищного кодекса.

В судебном заседании истец Кусакин А.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в 1990 году был включен в списки нуждающихся в жилье в в/ч 3512 как не имеющий жилья. В декабре 1991 года ему была выделена двухкомнатная квартира общей площадью 48,5 кв.м., жилой площадью 29 кв.м. Ордер на квартиру был получен в мае 1992 года на состав семьи 4 человека. Жилая площадь на каждого проживающего на момент предоставления составляла 7,37 кв.м., что в соответствии с действовавшим на тот период жилищным законодательством являлось основанием для оставления истца в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Норма предоставления жилой площади согласно ст.38 ЖК РСФСР от 24.06.1983г. составляла 12 кв.м. на одного человека, и согласно Постановления Правительства Московской области, в редакции от 2004 года № 51/46 – 9-12 кв.м. общая площадь на каждого проживающего на момент предоставления составляла 12,12 кв.м., а норма предоставляемой общей площади согласно Федерального Закона «О статусе военнослужащих» - 18 кв.м.

Если военнослужащий был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении до вступления в силу ЖК РФ, то есть до 1 марта 2005 года, то его жилищные проблемы должны разрешаться по правилам, установленным в Федеральном Законе «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ. Согласно п.2 ст.6 указанного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

С 1992 года истец находился в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Раз в год эти списки подтверждались жилищными комиссиями войсковой части 3512 и утверждались командирами части. Только когда стали выделяться квартиры войсковой частью, стал подниматься вопрос о законности нахождения истца в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчик ссылается на Решение Совета депутатов муниципального образования «Серпуховский район» Московской области от 26.10.2005г. № 5/28, где норма площади жилого помещения при постановке на учет составляет 10 кв.м. общей площади жилья. Истца поставила на учет как не имеющего жилья, значит к нему не может быть применена данная норма.

Слухи о получении женой истца наследства являются неверными, так как она отказалась от наследства своей матери в пользу своей сестры.

В 2005 году истцом был написан рапорт о желании участвовать в федеральной целевой программе «Жилище», где было приложено обязательство о сдаче истцом и его семьей принадлежавшей двухкомнатной квартиры, которое было подписано истцом и его женой. В 2005 году дети истца были несовершеннолетние и не давали своего согласия. На момент выдачи Государственного жилищного сертификата сыну истца исполнилось <данные изъяты> лет и он должен был заверить свое согласие или отказ на сдачу квартиры у нотариуса.

В 2009 году истцу был выделен Государственный жилищный сертификат на 72 кв.м. общей площади. На руки сертификат получен не был, оставался в службе тыла войсковой части 3512, в банке счет на имя истца открыт не был. Он отказался от получения сертификата по причине подачи заявления на приватизацию квартиры. Им было написано заявление на имя командира войсковой части 3512 на замену сертификата на 72 кв.м. на сертификат, где размер общей площади жилого помещения, принимаемой для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для проживания. Замена государственного жилищного сертификата, а также отказ от реализации государственного жилищного сертификата не являются причиной снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявление на замену сертификата было зарегистрировано войсковой частью 3512 <дата>, но было оставлено без внимания со стороны командования войсковой части.

Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности за намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец уже состоял на учете, поэтому предпринимаемые им действия не являются следствием стремления повторно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Он проживает с семьей в той же квартире, является членом семьи собственников и имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками.

Представитель ответчика войсковая часть 3512 по доверенности – Зубов И.В. возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно выписке из протокола <номер> заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от <дата> Кусакину А.В., семья которого на момент предоставления жилья состояла из 3 человек, предоставляется двухкомнатная квартира общей площадью 48,5 кв.м. без снятия с учета. Из копии свидетельства о рождении Кусакиной А.А. следует, что она родилась <дата>, то есть после предоставления истцу двухкомнатной квартиры.

Согласно ч.1 ст.32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения.

Вместе с тем, согласно п. «А» ч.2 ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно ст.38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Следовательно, в данной ситуации норма жилой площади на 1 человека составляла 16,17 кв.м (48,5 : 3), что превышает установленную жилищным законодательством норму жилой площади.

Ссылка истца на нормы федерального закона «О статусе военнослужащих» несостоятельна, поскольку на момент предоставления двухкомнатной квартиры указанный закон издан не был, так как первоначальный закон «О статусе военнослужащих» был издан лишь 22.01.1993 года № 4338-1.

Тем не менее, истец Кусакин А.В. после предоставления ему двухкомнатной квартиры стал ей пользоваться по договору социального найма. Квартира ему была предоставлена из жилищного фонда администрации Серпуховского района согласно Постановления Главы администрации поселка Оболенск от 26.05.1992 года, в соответствии с которым истцу выделялась квартира.

По смыслу ч.2 ст.6 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г., снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктом 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Одним из таких оснований по смыслу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, либо находящихся в их собственности.

Согласно п.п. «Г» п.26 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.

Следовательно, лицо, имеющее в собственности жилое помещение соответствующих размеров, подлежит исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Серпуховский район» Московской области от 26 октября 2005г. № 5/28 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, истец пользовался квартирой по договору социального найма общей площадью 48,5 кв.м., даже с учетом последующего переоформления технического паспорта – 47,9 кв.м., с превышением учетной нормы площади жилого помещения ( 48,5 : 4 = 12,125 или 47,9 : 4 + 11,975) на 1 человека.

Ссылка истца на Федеральный закон «О статусе военнослужащих» несостоятельна, поскольку в них идет речь о норме предоставления, то есть минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Размер учетной нормы дает гражданину право встать на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищно-бытовых условий, а норма предоставления дает гражданину, уже стоящему на указанном учете и имеющему квартиру общей площадью менее учетной нормы, право на получение другой жилой площади по нормам предоставления. Поскольку истец, имея в собственности указанную квартиру, теоретически не подлежал принятию вновь на учет как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, так как имел квартиру общей площадью более учетной нормы, решением жилищно-бытовой комиссии к нему обоснованно была применена норма, предусмотренная п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, так как он, имея в собственности указанную квартиру, утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Помимо этого, из смысла п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ следует, что граждане, не нуждающиеся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются таковыми если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Согласно ст.55 ЖК РФ право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняются за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Таким образом, истец подлежал снятию с учета в качестве нуждающегося по договору соиального найма с превышением учетной нормы.

27.06.2009г. истец Кусакин А.В. получил государственный жилищный сертификат серии <номер> с предоставлением субсидии в размере <данные изъяты>. Однако, 20.08.2009г. войсковой частью получено заявление Кусакина А.В. от 01.08.2009г., из которого следовало, что заявитель, до получения жилищного сертификата принял решение о приватизации квартиры, которую занимает по договору социального найма. Кроме того, заявитель просит о замене сертификата из расчета разницы между имеющейся общей площадью и площадью, положенной ему по указанной норме. Однако, сертификат выдавался Кусакину А.В. только по тому, что он подал обязательство о сдаче квартиры, о чем имеется указание в заявлении от 01.08.2009г.

В соответствии с п.16.3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» в случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится».

Таким образом, истцу Кусакину А.В., подавшему 01.08.2009г. заявление в войсковую часть, отказавшись освободить квартиру по адресу: <адрес>, с намерением ее приватизации, в соответствии с п.16.3 Правил повторно жилищный сертификат не выдается.

В дальнейшем, после приватизации истцом квартиры и имея размер общей площади 11,975 кв. на 1 человека, подпадает под действие п.16.3 Правил, в которых указано, что право на получение сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения составляет не менее 18 кв.метров. В остальных случаях выдача сертификата возможна при исполнении им условий о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно ст.2 Закона Московской области от 26.07.2006 № 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» даже при наличии оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, гражданину может быть отказано в постановке на учет в случае, если ранее гражданину предоставлялись в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления бюджетные средства на приобретение, строительство жилья или земельный участок для строительства жилого дома, в то время как истец 29 июня 2009 года получал государственный жилищный сертификат, однако впоследствии отказался от его использования. Таким образом, Кусакин А.В., распорядившись жилищным сертификатом и сдав его, и не желая отчуждать свою квартиру, утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем был обоснованно исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов гражданского дела усматривается, что с 23 августа 1990 года Кусакин А.В. приказом командира войсковой части 3512 назначен на должность <данные изъяты> (л.д. 19).

1 октября 1990г. Кусакин А.В. подал рапорт командиру войсковой части 3512 о постановке на учет для получения жилого помещения в связи с проживанием в комнате общежития с семьей в составе: жена – О., сын – А.. В рапорте указано право на льготы как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году (л.д.2—21).

Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от 10.10.1990 года (протокол <номер>) Кусакин А.В. включен в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 22).

Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от 27 декабря 1991 года (протокол <номер>) освобожденная двухкомнатная квартира в <адрес> предоставлена семье военнослужащего Кусакина А.В., состоящей из 3 человек: жена – О., сын – А., <дата>рождения. Кусакин А.В. – участник ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. В связи с беременностью О. квартиру предоставить без снятия с очереди (л.д. 23).

Согласно Постановления Главы Администрации поселка Оболенск Серпуховского района Московской области от 26 мая 1992 года «О вселении в старый фонд», рассмотрев ходатайство в/ч 3512 о выделении двухкомнатной квартиры Кусакину А.В., выписку из протокола <номер> от 27.12.1992г., список вселяемых в дом <адрес>, администрация поселка Оболенск постановила: 1) утвердить кандидатуру вселяемого Кусакина А.В. в дом <адрес>; 2) Просить администрацию Серпуховского района выдать один ордер на жилое помещение Кусакину А.В., состав семьи 4 человека (л.д. 87).

Согласно выписки из послужного списка майора Кусакина А.В. с <дата> по <дата> выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в 30-км зоне Чернобыльской АЭС. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР ВЦ ИС от 5 июня 1986 года № 665-195 указанный период службы подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях – один месяц службы за три (л.д. 124).

Кусакину А.В. выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986г., подтверждающее его право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (л.д. 8).

Согласно справки <номер> МУП «УК» от <дата> Кусакин А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Состав семьи: жена – О., сын – А., <дата>.рождения, дочь – Р., <дата> рождения (л.д. 14).

В материалы дела представлены свидетельство о регистрации брака с О., после заключения брака которой присвоена фамилия <данные изъяты> (л.д. 7); а также свидетельства о рождении А. и Р., в которых отцом указан Кусакин А.В. (л.д. 46,47).

<дата> Кусакин А.В. и А. дали согласие, которое заверено нотариусом, на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на имя О. и Р.. Правовые последствия отказана от права на приватизацию известны (л.д. 347,38).

<дата> выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности, доля в праве 1/2, О. и Р. на квартиру общей площадью 47,9 кв.м., этаж <номер>, адрес объекта: <адрес> (л.д. 36, 37).

Из копии технического паспорта жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на 30 июля 2009 года, следует, что общая площадь жилого помещения составляет 47,9 кв.м., из них: жилая – 28,5 кв.м.; подсобная – 19,4 кв.м. (л.д. 81-85).

В материалы дела представлены копии жилищного дела майора Кусакина А.В. на получение Государственного жилищного сертификата, из которых видно, что Кусакин А.В. <дата> на имя командира войсковой части 3512 подал заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Московской области в составе семьи 3 человека, с согласием на исключение из очереди на улучшение жилищных условий (получения жилых помещений) после приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии. Одновременно поступило обязательство от Кусакина А.В., подписанное также женой О., об освобождении в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата со всеми совместно проживающими с ним членами семьи сдать жилое помещение по адресу: <адрес>, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Кусакин А.В. в соответствии с протоколом <номер> от 15 мая 2006г. включен в «Сводный список», желающих участвовать в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты». 25 июня 2009 года ему выдан Государственный жилищный сертификат серии <номер>, удостоверяющий, что Кусакин А.В. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в 2002-2010 года. В соответствии с условиями подпрограммы истцу предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты> для приобретения жилого помещения на территории Московской области, рассчитанная с учетом 3 совместно проживающих с ним членов семьи: супруга – О., сын – А., дочь – Р. Показатель общей площади жилого помещения – 72 кв.м. Сертификат действителен до <дата> (л.д. 109-154).

<дата> командиру войсковой части 3512 поступило заявление от Кусакина А.В. о замене Государственного жилищного сертификата серии <номер> (согласно п.4.6 Правил) на сертификат, где размер общей площади жилого помещения, принимаемой для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения, оставленного для проживания. Обязательство о сдаче и безвозмездном отчуждении жилого помещения просит считать недействительным (л.д. 50).

<дата> нереализованный государственный жилищный сертификат военнослужащего войсковой части 3512 серии <номер> и рапорт к нему Кусакина А.В. был направлен заместителю командира войсковой части 3272 по тылу (л.д. 96).

Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от <дата> Кусакин А.В. (состав семьи 4 человека) исключен из списков нуждающихся в жилье на основании ст.53 и ч.2 п.1 ст. 56 ЖК в связи с тем, что отказался от приватизации квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 48,5 кв.м (л.д. 15).

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд находит заявленные Кусакиным А.В. требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что истец Кусакин А.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в в/ч 3512 <дата>, то есть в период действия ЖК РСФСР, п.5 ч.1 ст.29 которого предусматривал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Во исполнение данного Постановления Совета министров РСФСР решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года № 1728/24 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области.

1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 12 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договора социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Аналогичная норма включена и в региональное законодательство. Согласно статье 6 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставлялось гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере 12 квадратных метров на одного человека.

Статья 50 ЖК РФ закрепляет, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решение Совета депутатов Серпуховского района МО от 26.10.2005 N 5/28 "Об установлении учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения" в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены учетная норма площади и норма предоставления жилого помещении, а именно: при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установить учетную норму площади жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади жилья (п.1.1); норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере от 15 кв. м до 18 кв. м общей площади (п.1.2).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Истцу Кусакину А.В. в период прохождения службы в войсковой части 3512 было представлено жилое помещение как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в связи с беременностью жены без снятия с очереди. Из Постановления Главы Администрации поселка Оболенск Серпуховского района Московской области от 26 мая 1992 года «О вселении в старый фонд» следует, что, несмотря на решение жилищно-бытовой комиссии о предоставлении истцу жилого помещения от 27.12.1992г., вопрос о выделении жилого помещения был решен, когда семья истца состояла уже из 4 человек. Указанное жилое помещение было передано в собственность членам семьи Кусакина А.В. в 2009 году. Истец продолжает проживать в указанном жилом помещении, являясь членом семьи собственников жилого помещения. При этом на каждого члена семьи приходится жилого помещения площадью 11,975 кв.м.

Статья 53 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик при принятии решения об исключении истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, закрепляет, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

         Суд не соглашается с позицией ответчика о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, так как он с 1991 года состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Отказ от приобретения в собственность жилого помещения путем приватизации не является следствием стремления повторно встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом судом учитывается, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) граждан, имеющих жилое помещение, принадлежащее участнику подпрограммы и (или) членам его семьи на праве собственности.

          Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г.

С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.

Согласно п.16.2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Доводы истца о том, что после получения двухкомнатной квартиры он был оставлен в списке очередников, так как не был обеспечен жилым помещением в соответствии с составом семьи, ответчиком не опровергнуты, и нашли свое подтверждение в представленных в материалы дела доказательствах.

         При этом, право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанного Постановления норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере: по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

    Поскольку семья истца Кусакина А.В. состоит из 4 человек, то норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи и должен составлять 72 кв.м., данная норма предоставления площади жилого помещения закреплена также в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», действовавшем на момент увольнения истца с военной службы.

Истец Кусакин А.В. обращался с заявлением к ответчику о замене государственного жилищного сертификата, предоставляющего за счет средств федерального бюджета социальную выплата в размере 2289600 рублей для приобретения жилого помещения на территории Московской области, на жилищный сертификат, по которому размер социальной выплаты определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания, что соответствовало положению п.16.2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, однако данный сертификат истцу не оформлялся, социальная выплата не производилась.

При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для снятия истца с очереди в 2011 году как намеренно ухудшившего свои жилищные условия, так как его жилищные условия не соответствовали нормам предоставления жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кусакина А.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от 11 февраля 2011 года (протокол <номер>) об исключении Кусакина А.В. (состав семьи – 4 человека) из списков нуждающихся в жилье.

Обязать командира войсковой части 3512 восстановить Кусакина А.В. (состав семьи – 4 человека) в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Серпуховский суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                            И.С.Фетисова