№2-3051/2011 по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании незаконным действий Главы Администрации Серпуховского муниципального района



Дело №2-3051/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С, при секретаре Жмыховой Е.Ю.,

С участием:

Ст.помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,

Представителя Администрации Серпуховского муниципального района - Шейко Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании незаконным действий Главы Администрации Серпуховского муниципального района

УСТАНОВИЛ:

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Серпуховского муниципального района Московской области в предоставлении документов, указанных в запросе исполняющего обязанности Серпуховского городского прокурора Кукушкина В.А. от 19.08.2011 <номер>; обязать Главу администрации Серпуховского муниципального района Московской области предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру надлежащим образом заверенные копии договоров купли-продажи, передаточных актов, платежных поручений, справок о поступлении в местный бюджет денежных средств по договорам от покупателя ООО «Ц.» относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

Свое заявление Серпуховский городской прокурор мотивирует тем, что Прокуратура Московской области поручила Серпуховской городской прокуратуре провести проверку исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству), в том числе в отношении распоряжения земельными участками. При этом была поставлена задача исследовать вопросы законности использования земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности (законность правовых актов, соблюдение порядка отчуждения и предоставления земель, организация и проведение торгов, использование земельных участков, плата за землю, осуществление земельного контроля и др.), законность перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Данная проверка проводилась во исполнение календарного плана работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на 2011 год.

В связи с поступившим вышеуказанным заданием 19.08.2011г. Главе Серпуховского муниципального района был направлен запрос о предоставлении в горпрокуратуру надлежащим образом заверенных копий договоров купли-продажи, передаточных актов, платежных поручений, справок о поступлении в местный бюджет денежных средств по договорам от покупателя ООО «Ц.». Информация запрашивалась относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

25.08.2011 года из Администрации Серпуховского муниципального района Московской области поступил ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района Слухая Е.В. (исх. <номер> от 24.08.2011г.), которым было отказано в предоставлении запрошенных документов.

В отказе также сообщалось, что под рейдерством понимается силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственника, осуществленное преступным путем. От ООО «Ц.» сообщений о захвате собственности (бизнеса) не поступало, передача земельных участков в собственность ООО «Ц.» проводилась в соответствии с действующим законодательством, денежные средства за приобретаемые участки поступили в бюджет Серпуховского муниципального района полностью.

Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства в ответе было указано, что администрация Серпуховского муниципального района не находит правовых оснований для предоставления запрашиваемых копий документов.

Серпуховский городской прокурор полагает данный отказ является незаконным по следующим основаниям.

Проверка, в ходе которой был направлен вышеуказанный запрос, проводилась во исполнение календарного плана работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на 2011 год и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2011 года № 16/20р «Об организации исполнения календарного плана работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на 2011 год».

Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции образован Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции».

Основными задачами данного Совета являются: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Для рассмотрения текущих вопросов деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции образован президиум Совета.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности указанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую    и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 статьи 22 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Таким образом, вышеуказанный отказ в предоставлении информации создает препятствия в деятельности федеральных органов власти по проведению мероприятий по противодействия коррупции, что нарушает интересы Российской Федерации.

Более того, действующее законодательство не предоставляет права органам местного самоуправления оценивать запросы органов прокуратуры на предмет наличия правовых оснований данных запросов. Органы прокуратуры при реализации возложенных на них обязанностей вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

В судебном заседании ст.помощник Серпуховского горпрокурора Кобозева О.А. поддержал заявление, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представители заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района – по доверенности Михайлова У.А., Шейко Н.В. в судебном заседании возражали против заявления, ссылаясь на то, что в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. В период с 12.08.2011 года по 15.08.2011 года Серпуховской городской прокуратурой была проведена выездная проверка по факту исполнения    Администрацией законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству).

По результатам проверки Серпуховской городской прокуратурой в адрес Администрации было внесено представление об устранении нарушений закона. Нарушений, относительно продажи ООО «Центр» земельных участков и произведенной оплаты за них, в предписании не имелось.

19.08.2011г. в адрес Администрации поступил запрос с требованиями предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру надлежащим образом заверенные копии договоров купли-продажи, передаточных актов, платежных поручений, справок о поступлении в местный бюджет денежных средств по договорам от покупателя ООО «Ц.» относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Основанием указанного запроса являлось вышеназванное задание Прокуратуры МО от 15.07.2011 <номер>.

В связи с указанным, Администрация считает, что копии документов были запрошены прокурором вне рамок задания прокуратуры МО по проверке исполнении законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству), так как во исполнении указанного задания Серпуховской городской прокуратурой была проведена проверка и внесено представление с указанием устранить нарушение закона.

Кроме того, Администрация считает ссылки заявителя на ФЗ «О противодействии коррупции» не применимыми к настоящим правоотношениям, так как заявителем в рамках проверки по заданию Прокуратуры МО устанавливались обстоятельства исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности, а не вопросы исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В 2010 году Серпуховской городской прокуратурой проводились проверки в отношении документации по вопросу предоставления ООО «Ц.» земельных участков, а также копии документов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> были предоставлены в Серпуховскую городскую прокуратуру 04.02.2011 года. Однако никаких замечаний и нареканий в виде представлении и протестов по изданию данных документов прокуратурой в адрес Администрации направлено не было.

               Оценив в совокупности представленные сторонами по делу доказательства в обоснование заявленных ими требований и возражений, суд считает, что требования Серпуховского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Заданием Прокуратуры Московской области «Об организации проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству)» во исполнение календарного плана работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию на 2011 год от 30.12.2010 № А4-18050, распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2011 № 16/20р «Об организации исполнения календарного плана работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции на 2011 год» и п.4 плана работы прокуратуры области на второе полугоде 2011г. прокуратурой области проводится проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству), в связи с чем Серпуховскому городскому прокурору в органах местного самоуправления необходимо проверить исполнение законодательства в сфере управления и распоряжения соответственно собственностью субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в том числе при организации учета и ведения реестра имущества; заключении сделок с ним; государственной регистрации прав; осуществлении прав акционера; контроле за поступлением средств и использованием имущества; приватизации соответствующего имущества; учете названного имущества и распоряжения им; защите имущественных и иных прав и законных интересов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при управлении соответствующим имуществом и его приватизации, а также в случаях рейдерских захватов государственного и муниципального имущества. С целью выявления и пресечения случаев незаконного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе с превышением установленной компетенции, особое внимание обратить на законность правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления в рассматриваемой сфере (л.д. 42-66)

    10.08.2011г. в адрес Главы Серпуховского муниципального районаШестуна А.В. и.о. городского прокурора было направлено уведомление опроведении    выездной      проверки      исполнения      законодательства,

    регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности в администрации Серпуховского района в период с 11.08.2011г. по 19.08.2011г. помощником Серпуховского городского прокурора Кузиной Н.М., в связи с чем просит оказать содействие в проведении проверки и предоставлении необходимых документов (л.д. 35).

19.08.2011г. исх.№ <номер> Городской прокуратурой в ходе проведения вышеуказанной проверки у Главы Серпуховского муниципального района на основании ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» запрошены надлежащим образом заверенные копии договоров купли-продажи, передаточных актов, платежных поручений, справок о поступлении в местный бюджет денежных средств по договорам от покупателя ООО «Ц.», которые надлежало представить в Серпуховскую городскую прокуратуру в срок до 25.08.2011г. Испрашиваемые документы надлежало представить относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (л.д. 7).

24.08.2011г. на указанный запрос за подписью и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района - помощником Главы района Слухай Е.В. дан ответ, что под рейдерством понимается силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственника, осуществленное преступным путем (мошенничество, подделка документов, вымогательство, разбой, силовой захват, взятие заложников, шантаж, подстрекательство и т.п.). Сообщений о захвате собственности (бизнеса) от ООО «Ц.» в администрацию района не поступало. Передача земельных участков в собственность указанного юридического лица проводилась в соответствии с действующим законодательством, денежные средства за приобретаемые участки поступили в бюджет Серпуховского муниципального района полностью. Таким образом, правовых оснований для предоставления в ваш адрес копий документов по купле-продаже указанных в запросе земельных участков в рамках проводимой проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности, администрация Серпуховского муниципального района не находит (л.д. 8).

            В материалы дела представлено письмо и.о.заместителя Главыадминистрации Серпуховского муниципального района - помощникаГлавырайона Слухай Е.В. от 04.02.2011 исх <номер> на имя и.о.Серпуховскогогородского прокурора, о направлении согласно запроса от 24.01.2011г. <номер> копий документов в отношении земельных участков с кадастровыминомерами    <данные изъяты>;

<номер>, в котором указано приложение на 29л. в 1 экз. (л.д. 69).

В материалах дела имеется копия Устава Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.62-97).

              В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 -27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Подведомственность дел суду общей юрисдикции определена ст.22 ГПК РФ, в которой закреплено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Учитывая, что возникший между сторонами спор не носит экономического характера, и оспариваемое представление прокурора не является ненормативным актом, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем довод представителя заинтересованного лица о необходимости прекращения производств а по данному делу в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции является несостоятельным.

Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В статье 6 вышеназванного закона закреплено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

           К полномочиям прокурора согласно статье 22 указанного Закона относится право на доступ к документам и материалам муниципальных органов, а также право требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций закреплены в статье 27 вышеназванного закона, согласно которой прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что по требованию прокурора руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны представить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором. Закон указывает, что данные требования выдвигаются в ходе проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры обращениям, проведения ревизий деятельности организаций, подконтрольных или подведомственных органам и учреждениям, к которым обращено требование прокурора.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп.) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При реализации возложенных на прокурора функций общего надзора, который включает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как государственными органами, органами местного самоуправления, так и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии     деятельности     подконтрольных     или     подведомственных     им организаций. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Не имеет правового значения довод представителя Администрации Серпуховского муниципального района о направлении 04.02.2011г. Серпуховскому городскому прокурору копий документов относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в связи с чем представитель заинтересованного лица полагает законным отказ в предоставлении прокурору по его запросу в рамках проводимой проверки копий всех повторно запрашиваемых документов, так как нормы действующего законодательства не содержат ограничения на повторный запрос в рамках осуществления прокурором функции надзора и контроля за органами местного самоуправления ранее полученных документов. Кроме того, в письме, копия которого представлена в суд, не только не указано копии каких именно документов были направлены прокурору, имеется также исправление в количестве направленных документов.

Внесение представления прокурором в адрес Главы Администрации Серпуховского муниципального района по результатам проведенной проверки представления об устранении нарушений закона, выявленных в ходе проверки, в котором не указано каких-либо нарушений при заключении договоров купли-продажи земельных участков с ООО «Центр» не может служить основанием для отказа в направлении по запросу прокурора запрашиваемых документов, поскольку меры принятие мер прокурорского реагирования на нарушение законов является прерогативой прокурора.

При таких обстоятельствах заявление Серпуховского городского прокурора о признании незаконным отказ администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов и обязать представить копии документов по договорам ООО «Ц.» относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>.

           Руководствуясь ст.ст. 194-198, 255-258 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации Серпуховского муниципального района в предоставлении документов, указанных в запросе исполняющего обязанности Серпуховского городского прокурора от 19.08.2011 года <номер>.

Обязать Главу администрации Серпуховского муниципального района предоставить в Серпуховскую городскую прокуратуру надлежащим образом заверенные копии договоров купли-продажи, передаточных актов, платежных поручений, справок о поступлении в местный бюджет денежных средств по договорам от покупателя ООО «Ц.» относительно земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>; в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                         И.С. Фетисова