Дело № 2-2764/2011
Решение
Именем Российской Федерации
28 сентября 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Шарабуряк Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симашина А.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
Установил:
Истец Симашин А.А. обратился в суд с иском и просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по возрасту в связи с лечебной деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с <дата> по <дата>, а с <дата> по <дата> с коэффициентом 1,5 в должности фельдшера. Обязать ГУ – УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить ему пенсию по возрасту в связи с лечебной деятельностью с момента обращения с заявлением к ответчику, то есть с <дата>.
Свои требования мотивирует тем, что <дата> обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии от <дата> истцу было отказано в досрочной трудовой пенсии из – за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчик не включил истцу в специальный стаж период его работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в должности фельдшера, мотивируя свой отказ тем, что «Разделом 1 Списка «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждения здравоохранения с таким наименованием как «в/часть», «ФГУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области» и не предусмотрена должность с таким наименованием как «фельдшер – дезинфектор». Истец считает данный отказ не законным и не обоснованным, поскольку в указанный период истец осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Истец Симашин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что в период с <дата> по <дата> проходил военную службу по призыву в должности фельдшера – дезинфектора. До призыва работал в должности <данные изъяты>. После прохождения военной службы вернулся работать на <данные изъяты> В период с <дата> по <дата> работал в должности фельдшера медицинской части Учреждения СИЗО <номер> УФСИН России по Московской области. В указанный период работа проводилась со спецконтингентом, во вредных условиях труда. В медицинской части изолятора работала пять фельдшеров. В должностные обязанности входило: прием заключенных, перевязки, уколы, сопровождение больных на госпитализацию. Просит включить спорный период работы в должности фельдшера медицинской части Учреждения СИЗО <номер> УФСИН России по Московской области в льготном исчислении один год за полтора, ссылаясь на справку, выданную ФКУ СИЗО-<номер> УФСИН России по Московской области и Постановление ВС РФ от 23.12.1992 года.
Ответчик представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании исковые требования Симашина А.А. не признал, пояснил, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О рудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правила исчисления периодов работы (деятельности) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действуют Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В соответствии со списками при досрочном назначении трудовой пенсии по стрости, указанным лицам, обязательным условием является выполнение работы в определенных должностях и в определенных учреждениях с учетом условий, предусмотренных в Правилах.
Период службы в ВС СССР с <дата> по <дата> в качестве фельдшера – дезинфектора в в/части <номер> не может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Служба в СА засчитывается в специальный стаж только в том случае, если она проходила в должностях и в учреждении, предусмотренных в Списках и Правилах. Исходя из справки выданной ГВК г. Серпухова <дата> и военного билета, невозможно определить в каком лечебном учреждении осуществлялась лечебная деятельность в должности фельдшера – дезинфектора, что не может служить подтверждением факта исполнения работы в должности и в учреждении, предусмотренных Списком и Правилами, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии. Период работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области не может быть принят в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по стрости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как Списками и правилами не предусмотрено такое учреждение как «ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области» и никогда не предусматривалось. У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ, а так же и оценивать такие факторы как характер или условия труда исходя из аналогии.
В суд представлены письменные объяснения по исковому заявлению, приобщенные к материалам дела (л.д. 22-23).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, проверив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Симашина А.А. подлежащими частичному удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Симашин А.А., <дата> рождения, <дата> обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по стрости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению спорных вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> в назначении пенсии истцу было отказано из-за отсутствия у него требуемого специального стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не были засчитаны периоды военной службы и работы с <дата> о <дата> в качестве фельдшера – дезинфектора в в/части <номер> и <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области (л.д. 13-15, 24).
Из материалов дела усматривается, что Симашин А.А., <дата> рождения, <дата> принят должность <данные изъяты> (приказ <номер> от <дата>); <дата> освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской армии (приказ <номер> от <дата>); <дата> принят на службу в уголовно – исполнительную систему Учреждение ИЗ – <номер> УИН Минюста России по Московской области (приказ УИН МО <номер> от <дата>); <дата> УИН Минюста России по Московской области преобразовано в УФСИН по Московской области (Указ Президента РФ от <дата>); <дата> Учреждение ИЗ – <номер> УИН Минюста России по Московской области переименовано в ФГУ ИЗ – <номер> УФСИН по Московской области (приказ ФСИН <номер> от <дата>); <дата> уволен из органов уголовно – исполнительной системы (приказ от <дата> <номер>) (л.д. 6-12).
Согласно справки ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области от <дата> <номер> Симашин А.А. с <дата> принят на службу в уголовно – исполнительную систему в учреждение ИЗ – <номер> УИН Минюста России по Московской области стажером по должности фельдшера медицинской части. С <дата> по <дата> проходил службу в должности фельдшера медицинской части. Уволен из органов уголовно – исполнительной системы <дата> по собственному желанию. За период с <дата> по <дата> дней без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком, курсов повышения квалификации не имел. За указанный период занимал штатную должность и работал полный рабочий день, полную рабочую неделю. Выслуга лет по состоянию на <дата> в должности фельдшера в календарном исчислении составляет 08 лет 02 месяца 13 дней, в льготном исчислении составляет 12 лет 00 месяцев 28 дней (л.д. 16-17).
Из справки ФБУ ИЗ – <номер> УФСИН России по Московской области от <дата>, усматривается, что Симашин А.А. проходил службу в учреждении ИЗ – <номер> УИН Минюста России по Московской области с <дата> по <дата> в должности фельдшера медицинской части (л.д. 29).
Согласно сообщения главного специалиста – эксперта ООППЗЛ от <дата> по наблюдательному делу ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН по Московской области в перечне рабочих мест, наименований и должностей, работникам которых в соответствии со Списком работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 года № 85 должность «фельдшер» не предусмотрена. Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 учреждение ФКУ СИЗО - УФСИН не предусмотрено (л.д. 30).
В материалы дела представлена должностная инструкция фельдшера медицинской части ФБУ «Следственный изолятор <номер> УФСИН по Московской области» старшего лейтенанта внутренней службы Симашина А.А., утвержденная заместителем начальника следственного изолятора по лечебно – профилактической работе ФБУ ИЗ – <номер> УФСИН России по Московской области <дата>, из которой видно, что фельдшер медицинской части находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника следственного изолятора по лечебно – профилактической работе (п. 4). Фельдшер медицинской части назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника УФСИН России по Московской области по представлению начальника следственного изолятора (п. 5). Фельдшер медицинской части обязан: соблюдать права подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждении; оформлять медицинскую документацию; оказывать амбулаторную и экстренную помощь лицам, из числа спецконтингента, содержащихся в учреждении; информировать заместителя начальника следственного изолятора по лечебно – профилактической работе о случаях травм среди спецконтингента; доводить до сведения и вручать под роспись документы лицам, содержащимся под стражей; осуществлять первичный медицинский осмотр спецконтингента вновь поступившего в учреждение; проводить медицинские осмотры лиц, убывающих на этап и прибывающих с этапа, с целью выявления телесных повреждений, острых и инфекционных заболеваний; оформлять медицинские карты лиц, из числа спецконтингента, содержащихся в учреждении; направлять больных для консультации или госпитализации в лечебные учреждения г. Серпухова; контролировать качество приготовления пищи в учреждении; осуществлять сопровождение лиц, из числа спецконтингента, содержащихся в учреждении, невменяемых, беременных женщин (вторая половина беременности) и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в спецбольницы и месту отбывания наказания; строго руководствоваться требованиями медицинской этики и деонтологии; контролировать проведение санитарно – гигиенических мероприятий в учреждении; своевременно и тщательно проводить анализ всех чрезвычайных ситуаций в медицинской части, случаев массовых инфекционных заболеваний, поздней госпитализации, несвоевременного и некачественного оказания медицинской помощи; соблюдать требования безопасности труда, а также правила пожарной безопасности; повышать свое профессиональное мастерство, как в системе служебной подготовки, так и самостоятельно (л.д. 66-71).
Согласно справки Военного комиссариата Московской области от <дата> <номер> Симашин А.А., <дата> рождения, проходил действительную военную службу по призыву (контракту) в Вооруженных силах СССР с <дата> по <дата> в войсковой части <номер> в должности фельдшера (л.д.77).
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991г.
Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Судом установлено, что в период с <дата> по <дата> истец проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, подп. «г» п.1 которого предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, период прохождения истцом военной службы в должности фельдшера с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный трудовой стаж. Поскольку изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж период работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области в льготном исчислении, суд приходит к следующему.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
В спорный период истец состоял на военной службе и работал в должности фельдшера. Указанный истцом период работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области подлежит зачету в стаж при решении вопроса о назначении истцу пенсии на общих основаниях. Однако истец просит назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в вязи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения по основаниям п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращении за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии истец обратился <дата>. В связи с возникновением спора по вопросу включения в стаж определенных периодов обратился в суд. Окончательно спор между сторонами разрешен в судебном порядке.
Поскольку за вычетом спорного периода работы с <дата> по <дата> в должности фельдшера в ФКУ СИЗО – <номер> УФСИН России по Московской области у истца отсутствует стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, не может быть удовлетворено требование Симашина А.А. о назначении пенсии.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Симашина А.А. удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж Симашина А.А., дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения период военной службы в Вооруженных силах СССР в войсковой части <номер> в должности фельдшера с <дата> по <дата>.
В остальной части исковые требования Симашина А.А. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус