дело № 2-3059/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2011 года город Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
представителя истца Барсуковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Михиной К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судзеловского В.В. к Территориальному управлению по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Комитету по управлению имуществом г.Серпухова о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества. Свои требования мотивирует тем, что <дата> на основании постановления Главы г.Серпухова от <дата> <номер> указанный участок был предоставлен в аренду отцу истца – С. На основании указанного постановления между С. и КУИ г.Серпухова был заключен договор аренды земли от <дата> <номер>. Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, никем не оспаривался и не признавался недействительным. <дата> С. умер. В соответствии с законодательством истец принял наследство после смерти своего отца. В 2011 году истец обратился в администрацию г.Серпухова о предоставлении ему в аренду вышеуказанного земельного участка. постановлением Главы г.Серпухова от <дата> <номер> договор аренды земли от <дата> <номер> признан расторгнутым, вышеуказанный земельный участок передан в аренду истцу. На основании данного постановления между КУИ г.Серпухова и истцом заключен договор аренды земли от <дата> <номер>. Однако имеющаяся в ЕГРП запись о правообладателе спорного земельного участка, в соответствии с которой право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией препятствует государственной регистрации заключенного между истцом и КУИ г.Серпухова договора аренды земли от <дата> <номер>, поскольку арендодатель не может представить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени Российской Федерации. Но данный документ не может быть предоставлен, поскольку КУИ действовал на основании положений закона, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разгарничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное е предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Так на территории г.Серпухова, в соответствии с положением утвержденным решением Совета депутатов г.Серпухова от <дата> <номер>, полномочия по заключению договоров аренды земли, находящиеся в черте г.Серпухова, возложены на КУИ г.Серпухова. правомерность заключения КУИ г.Серпухова указанного договора аренды земли от <дата> подтверждается тем фактом, что изначально спорный земельный участок был предоставлен в аренду отцу истца – С. и именно КУИ г.Серпухова заключал с ним договор аренда. Этот договор аренды прошел государственную регистрацию, пи этом у регистрирующего органа не возникло сомнений в полномочиях арендодателя по распоряжению земельным участком. В отношении спорного земельного участка не принимались ни какие-либо акты Правительства РФ, ни судебные решения, являющиеся основанием государственной регистрации прав собственности Российской Федерации. Также на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации. Все вышеизложенные обстоятельства, при отсутствии акта Правительства РФ о разграничении государственной собственности на землю противоречат требованиям законодательства РФ о разграничении государственной собственности на землю. Право собственности РФ на спорный земельный участок возникло в момент регистрации договора аренды земли от <дата> <номер>, поскольку регистратором была внесена запись о собственнике земельного участка – Российская Федерация, как наиболее близкая к определению «государственная собственность». Поскольку такого вида права не предусматривалось. В связи с тем, что государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права, наличие в ЕГРП записи о зарегистрированном праве федеральной собственности на земельный участок порождает противоречие между зарегистрированным и фактическим правом. Данная практика была изменена только после вступления в силу Инструкции в силу Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста от 06.08.2004г. №135. согласно п.10 указанной Инструкции «до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное». Следовательно, наличие в ЕГРП записи о зарегистрированном праве РФ в отношении земельных участков, которые были предоставлены в аренду физическим и юридическим лицам, следует рассматривать именно как право государственной собственности, а не как право федеральной собственности. С момента заключения договора аренды земли отец истца, а затем и он сам несли расходы по содержанию спорного земельного участка, поставили ограждение по границе, своевременно вносили арендную плату, использовали данный земельный участок для выращивания овощей. Отсутствие государственной регистрации заключенного истцом с КУИ г.Серпухова договора аренды земли от <дата> <номер> лишает его права на данный земельный участок.
В судебное заседание истец Судзеловский В.В. не явился, о месте и времени извещен надлежаще, его интересы представляла Барсукова Е.А., которая поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Комитета по Управлению Имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по заявленным исковым требованиям не представил (л.д.42).
Представитель ответчика – ТУ по МО ФАУГИ и представитель 3-го лица – УФСГРКК по МО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще. От представителя 3-го лица – УФСГРКК по МО поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по заявленным исковым требованиям не представил (л.д.44).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц с учетом требований ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что спорным является земельный участок с с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества.
<дата> между КУИ г.Серпухова и С. был заключен договор аренды земли <номер> (л.д.25-27), в соответствии с которым на основании постановлений Главы г.Серпухова от <дата> <номер> (л.д.30) арендатору был предоставлен в аренду из состава земель поселений земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный в градостроительной зоне №2 по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества. Договорные обязательства возникают с <дата> и действуют в течение 5 лет и прекращаются <дата> Прилагаемый Кадастровый план земельного участка (л.д.28-29) не содержит сведений о правообладателях в отношении спорного земельного участка.
На основании договора пожизненного содержания с иждивением с передачей земельного участка и размещенного на нем жилого дома от <дата> Судзеловскому В.В. (истцу) принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и находящийся на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.33, 34).
С. умер <дата>, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.24).
На основании постановления Главы г.Серпухова от <дата> <номер> был расторгнут с <дата> договор аренды земли от <дата> <номер> в отношении спорного земельного участка и предоставлен Судзеловскому В.В. в аренду на 5 лет, с <дата> по <дата> из состава земель населенных пунктов земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества (л.д.15).
Постановлением Главы г.Серпухова от <дата> <номер> внесены изменения в постановление Главы г.Серпухова от <дата> <номер>, в соответствии с которыми срок действия договора аренды земли указан с <дата> по <дата> (л.д.14).
<дата> между КУИ г.Серпухова и Судзеловским В.В. был заключен договор аренды земли <номер> (л.д.16-19), в соответствии с которым на основании постановлений Главы г.Серпухова от <дата> <номер>, от <дата> <номер> арендатору был предоставлен в аренду из состава земель поселений земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества. Договорные обязательства возникают с <дата> по <дата> Прилагаемый Кадастровый план земельного участка (л.д.28-29) не содержит сведений о правообладателях в отношении спорного земельного участка.<дата> В соответствии с передаточным актом земельный участок был передан Судзеловскому В.В. (л.д.20).
В соответствии с уведомлением о приостановлении государственной регистрации отдела по г.Серпухову УФСГРКК по МО от <дата> <номер> была приостановлена на 1 месяц государственная регистрация договора аренды в отношении спорного земельного участка, по тем основаниям, что по данным ЕГРП на данный земельный участок внесена запись о регистрации права собственности Российской Федерации. Документ, право муниципального образования «Город Серпухов Московской области» действовать от имени Российской Федерации, на государственную регистрацию не представлен (л.д.46).
Из имеющейся в материалах дела копии кадастрового паспорта спорного земельного участка усматривается, что собственность на него зарегистрирована за Российской Федерацией (л.д.21-23) из выписки из ЕГРП следует, что право собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка зарегистрировано <дата> (л.д.12).
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п.1 ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу с 01.01.2002г. и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 01.07.2006г.
Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, согласно п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
До разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.
При рассмотрении данного гражданского дела судом не добыто и сторонами не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при первичной государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок регистрирующим органом допущена ошибка, поскольку правовых оснований, предусмотренных законодательством для отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации не имелось. Орган местного самоуправления распорядился указанным земельным участком, находящимся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, издав постановление от <дата> <номер> о предоставлении его в аренду С., в то время как право собственности Российской Федерации зарегистрировано <дата> законным арендодателем спорного земельного участка по договору аренды являлся на момент его заключения и является по настоящее время КУИ г.Серпухова.
Исходя из вышеизложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Судзеловского В.В. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (прилегающий к домовладению), для огородничества.
Данное решение является основанием для внесения изменений в записи ЕГРП.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.