Дело № 2-3175/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре Ладыгиной И.В., с участием: помощника Серпуховского городского прокурора Морозовой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серпуховского муниципального района, о признании сделки недействительной и применении последствии недействительности ничтожной сделки, У с т а н о в и л : Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серпуховского района, и просит признать недействительными торги, проведенные Администрацией Серпуховского муниципального района 05.07.2010 года по приватизации нежилого здания - бани, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б и земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенные по адресу: <адрес>; признать недействительным итоговый протокол заседания комиссии по организации и проведению приватизации муниципального имущества Серпуховского муниципального района от 05.07.2010 года; признать недействительным договор от <дата> <номер> купли- Свои требования прокурор мотивирует тем, что городской прокуратурой по заданию прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы противодействия незаконному захвату собственности (рейдерству), в том числе в отношении исполнения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, приватизации муниципального имущества, защите имущественных и иных прав и законных интересов местного самоуправления при управлении соответствующим имуществом и его приватизации. При проверке установлено, что в Администрации Серпуховского муниципального района по итогам проведенного 05.07.2010 аукциона по приватизации муниципального имущества: нежилого здания - бани, площадью <данные изъяты> и земельного участка, необходимого для его размещения, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, победителем была признана , что подтверждается итоговым протоколом от 05.07.2010. <дата> между Администрацией Серпуховского муниципального района и был заключен договор купли-продажи <номер>, согласно которому Администрация передала в собственность за плату в размере <данные изъяты> нежилое здание - баню, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б, расположенное по адресу: <адрес>. Денежные средства от по договору купли-продажи нежилого здания - бани поступили с местный бюджет <дата>, что подтверждается справкой КФНП Администрации Серпуховского муниципального района от <дата>. <дата> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о государственной регистрации права собственности на нежилое здание - баню за , запись внесена за <номер>. Также <дата> между Администрацией и был заключен договор купли-продажи земельного участка, из которого следует, что Администрация передала находящийся в государственной собственности земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность за плату в размере <данные изъяты>. Денежные средства от по договору купли-продажи земельного участка поступили в местный бюджет <дата>. <дата> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок за , запись внесена за <номер>. Администрацией при проведении аукциона по приватизации нежилого здания бани и земельного участка были допущены нарушения Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества». Реализуемое на торгах муниципальное имущество: нежилое здание - баня, площадью <данные изъяты>, и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, не было включено в приложение № 12 «Прогнозный план приватизации муниципального имущества Серпуховского муниципального района на 2010 год» к решению Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 23.12.2009 № 1/33 «О бюджете Серпуховского муниципального района на 2010 год». Начальная цена муниципального имущества: нежилого здания – бани и земельного участка, подлежащего приватизации должна быть определена в соответствии с законом об оценочной деятельности. <дата> Администрацией был заключен с ЗАО «И.» договор на оказание услуг по оценке <номер>, согласно которому ЗАО «И.» приняло на себя обязательство провести работы по определению рыночной стоимости нежилого здания – бани общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (без учета стоимости прав на земельный участок). В отчете ЗАО «И.» <номер> от <дата> указана рыночная стоимость объекта оценки на <дата>: нежилого здания – бани (без учета земельного участка) (с учетом НДС) в размере <данные изъяты>. В п.1.1 постановления Главы Серпуховского района от 01.06.2010 года № 804 «О внесении изменений в постановление главы серпуховского муниципального района от 28.04.2010 года № 603 «Об условиях приватизации нежилого здания – бани, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>» указано, что одновременно с приватизацией здания осуществляется продажа земельного участка, необходимого для его размещения и обслуживания, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>. Цена выкупа земельного участка <данные изъяты>. В информационном сообщении, опубликованном 04.06.2010 года в газете «Ока-Информ» указано, что 056.07.2010 года приватизации на открытом аукционе по составу участников подлежит нежилое 1-этажное здание – баня, общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>. Однако, в нарушение ч.3 ст.15 Закона № 178-ФЗ сведений о приватизации земельного участка, площадью <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, информационное сообщение не содержит. В итоговом протоколе заседания комиссии по организации и проведению приватизации муниципального имущества Серпуховского муниципального района от 05.07.2010 года указано, что победителем аукциона признано физическое лицо – , как предложившее максимальную цену за нежилое здание – баню <данные изъяты>, и содержится ссылка на п.3 ч.3 ст.12 Закона московской области от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в соответствии с которым определена выкупная цена земельного участка в размере <данные изъяты> (в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года). Ссылка на указанную норму закона является необоснованной, поскольку она касается только лица, в чьей собственности уже находится здание, строение или сооружение и не имеет отношении к приватизации земельного участка. Таким образом, определение начальной цены путем проведения оценки земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, не проводилось. В данном случае приватизация земельного участка по выкупной цене не допускается. Торги по продаже нежилого здания – бани, площадью <данные изъяты> с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, проведены с нарушением Закона № 178-ФЗ, следовательно торги от 05.07.2010 года, итоговый протокол от 05.07.2010 года следует признать недействительными и последующие сделки купли-продажи указанного имущества от 05.07.2010 года также следует признать недействительными, и применить последствия недействительности ничтожной сделки. Помощник Серпуховского городского прокурора Морозова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Администрация Серпуховского муниципального района по доверенности – Михайлова У.А. в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснив, что процедура проведения аукциона была законной. Оценка земельного участка проведена надлежаще, продажа бани и земельного участка произведены в соответствии с действующим законодательством. Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, уважительности неявки суду не представила. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика В соответствии со ст. 167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Серпуховского городского прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет"). Реализуемое на торгах муниципальное имущество нежилое здание – баня, площадью <данные изъяты> и земельный участок площадью <данные изъяты>, находящиеся по адресу: <адрес>, не были включены в приложение <номер> - «Прогнозный план приватизации муниципального имущества Серпуховского муниципального района на 2010 год» (л.д. 74-77) к Решению Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 23.12.2009 года № 1/33 «О бюджете Серпуховского муниципального района на 2010 год» (л.д. 29-39). В информационном сообщении о проведении торгов по продаже объектов муниципальной собственности, опубликованном 04.06.2010 года в общественно-политической газете Серпуховского района «Ока-Информ» № 29 (377) указано, что 05.07.2010 года состоится приватизация на открытом аукционе нежилого задания – бани, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 146-147) Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте. В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ № 178 «О приватизации государственного или муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов. Согласно Постановления Главы Серпуховского района № 603 от 28.04.2010 года необходимо осуществить приватизацию нежилого здания-бани общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, а также в соответствии Постановлением Главы Серпуховского района № 804 от 01.06.2010 года «О внесении изменений в постановление Главы Серпуховского муниципального района от 28.04.2010 № 603 «Об условиях приватизации нежилого здания – бани, общей площадью 201,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» одновременно с приватизацией здания осуществляется продажа земельного участка, необходимого для его размещения и обслуживания, площадью <данные изъяты>, с кадастровым <номер>. Цена выкупа земельного участка <данные изъяты> (л.д. 81,82). В ст.12 ФЗ № 178 «О приватизации государственного или муниципального имущества» указано, что начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. В п.3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона осуществляет следующие функции: обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащих приватизации акций, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества (далее именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены при подаче предложений о цене имущества в открытой форме. Как усматривается из материалов дела <дата> Администрацией Серпуховского муниципального района был заключен договор с ЗАО «И.» на оказание услуг по оценке (л.д. 83-85). Оценка нежилого здания – бани, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> была определена <данные изъяты> по состоянию на <дата> согласно отчету <номер>. Определение начальной продажной цены путем проведение оценки земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, и подлежащего приватизации, в нарушение положений действующего законодательства не проводилась (л.д. 87-145). Администраций Серпуховского района был проведен аукцион по приватизации нежилого здания - бани, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б и земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: <адрес>. Заседание комиссии по организации и проведению приватизации муниципального имущества Серпуховского района проводилось 05.07.2010 года. Согласно Итогового протокола заседания комиссии по организации и проведению приватизации муниципального имущества Серпуховского муниципального района от 05 июля 2010 года, по результатам итогов аукциона победителем признано физическое лицо – гражданка РФ Выкупная цена земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, была определена согласно п. 3 ч.3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 года «О регулировании земельных отношений в Московской области» в размере <данные изъяты>, что равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 01 января текущего календарного года. <дата> были заключены договор от <дата> <номер> купли-продажи нежилого здания – бани, инв.<номер>, лит.Б, расположенного по адресу: <адрес>, и договор от <дата> купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, между Администрацией Серпуховского района и Цена продажи имущества составляет <данные изъяты>. Цена выкупа земельного участка установлена в размере <данные изъяты> (л.д. 174-180). Согласно справки Комитета по финансам и налоговой политике администрации серпуховского муниципального района денежные средства от купли-продажи земельного участка и здания бани, расположенного в <адрес>, от поступили в бюджет Серпуховского муниципального района <дата> (л.д. 184). В соответствии с Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, в реестр внесены записи о государственной регистрации перехода права на земельный участок площадью <данные изъяты> для размещения и обслуживания нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилое здание –баню, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.185,185). В силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Оценив в совокупности представленные доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что проведение аукциона по приватизации находящегося в муниципальной собственности имущества: нежилого здания - бани, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б и земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: <адрес>, проведены с нарушением положений Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества», Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585, с учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что торги по продаже нежилого здания-бани, площадью <данные изъяты> с земельным участком подлежат признанию недействительными, и, следовательно, заключенные по результатам торгов договоры купли-продажи. В силу положений ст.167 ГК РФ при признании сделки недействительной стороны обязаны возвратить все полученное по сделке, а именно: обязана возвратить в муниципальную собственность нежилое здание - баню, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б и земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенные по адресу: <адрес>, а Администрация Серпуховского муниципального района обязана возвратить денежные средства в размере <данные изъяты> за нежилое здание – баню, и в размере <данные изъяты> за земельный участок. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить. Признать недействительными торги, проведенные Администрацией Серпуховского муниципального района <дата> по приватизации нежилого здания – бани, площадью <данные изъяты>, инв.<номер>, лит.Б и земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: <адрес>. Признать недействительным договор от <дата> <номер> купли-продажи нежилого здания – бани, инв.<номер>, лит.Б, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Серпуховского муниципального района и . Признать недействительным договор от <дата> купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Серпуховского муниципального района и . Применить последствия недействительности ничтожной следки по договору от <дата> <номер> купли-продажи нежилого здания – бани, инв.<номер>, лит.Б, расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Администрацией Серпуховского муниципального района и . Обязать Администрацию Серпуховского муниципального района возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>. Обязать возвратить Администрации Серпуховского муниципального района нежилое здание – баню, инв.<номер>, лит.Б, расположенное по адресу: <адрес>. Применить последствия недействительности ничтожной следки по договору от <дата> купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенному между Администрацией Серпуховского муниципального района и . Обязать Администрацию Серпуховского муниципального района возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>. Обязать возвратить Администрации Серпуховского муниципального района земельный участок, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Фетисова И.С.
представителя ответчика Администрация Серпуховского муниципального района по доверенности – Михайловой У.А.,
продажи нежилого - здания - бани, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Серпуховского муниципального района и ; признать недействительным договор от <дата> купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией Серпуховского муниципального района и : применить последствия недействительности ничтожной сделки по договору от <дата> <номер> купли-продажи нежилого - здания – бани площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района и ; обязать Администрацию Серпуховского муниципального района возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>; обязать возвратить Администрации Серпуховского муниципального района нежилое здание – баню, площадью <данные изъяты>, инв. <номер>, лит. Б, расположенное по адресу: <адрес>; применить последствия недействительности ничтожной сделки по договору от <дата> <номер> купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Серпуховского муниципального района и ; обязать Администрацию Серпуховского муниципального района возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>; обязать возвратить Администрации Серпуховского муниципального района земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.