№2-2760/2011 по иску Круглова М.И. к Администрации г. Серпухова об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-2760/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,

С участием адвоката Филатовой Н.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглова М. И. к Администрации г. Серпухова об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Круглов М.И. обратился в суд и, с учетом уточнения и увеличения исковых требований, просит признать незаконным постановление главы города Серпухова Московской области от <дата> <номер> "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условиях; обязать Администрацию г. Серпухова Московской области предоставить истцу за счет средств федерального бюджета как ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны, благоустроенное жилое помещение на основании договора социального найма, с расчетом 36 кв.м. на человека, то есть площадью не менее 72 кв.м.

Свои требования мотивирует тем, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, собственником которой является Круглов А.М. Истец является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом второй группы. В указанной квартире он проживает совместно со своей женой К.В., которая является так же участником ВОВ, а в настоящее время инвалидом 1-й группы и прикована к постели. Истец и его жена вынуждены проживать в квартире, которая принадлежит на праве собственности Круглову А.М., поскольку своего места жительства они не имеют, жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, у них нет. Таким образом, на протяжении длительного времени государство не обеспечило истца жилым помещением, в котором он с женой, как инвалиды и участники ВОВ, могли бы достойно дожить остаток своих дней, не притесняя и не нарушая своим существованием права других людей.

<дата> истец обратился в отдел учета и распределения жилой площади Администрации г. Серпухова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ". <дата> он получил отказ ответчика, так как не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. После этого, истец обращался в прокуратуру г. Серпухова, к Губернатору Московской области, Президенту Российской Федерации. С ответами всех инстанций, в которые он обращался, истец не согласен.

Истец полагает, что в соответствии с действующим законодательством, отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным. С учетом того, что на протяжении своей жизни было сделано на благо Родины, истца, как инвалида ВОВ, государство должно единоразово обеспечить отдельным благоустроенным жилым помещением в качестве социальной поддержки из средств федерального бюджета.

Истец и его представитель по доверенности адвокат Филатова Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика Администрации г. Серпухова Хоружик В.Г. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что отказ в принятии истца на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является обоснованным. Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления. При этом, установленные органом местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта Российской федерации могут существенно отличаться друг от друга, согласно ст. 50 ЖК РФ. Так, решение Совета депутатов г. Серпухова от <дата> <номер> "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10 кв.м. на каждого члена семьи. Указанная принятая норма правового акта дает практическое применение закрепленной в Конституции российской Федерации ст. 40 об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных или муниципальных жилищных фондов.

Представитель ответчика так же пояснил, что истец указывает на его совместное проживание с супругой в квартире Круглова А.М. (сына). Соответственно истец, проживая со своей супругой К.В. в квартире их сына не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, равно как и не может претендовать на предоставление за счет средств федерального бюджета благоустроенного жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения, так как жилая площадь на каждого члена семьи превышает учетную норму общей жилой площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, действующей на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области".

Так же представлены письменные пояснения по иску (л.д. 42-43).

Третье лицо Круглов А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что истец и его супруга являются его роджителями, проживают и зарегистрированы в квартире, собственником которой он является.

Выслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Материалами дела установлено, что Постановлением главы города Серпухова от <дата> <номер> Круглову М.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в составе семьи 1 чел. (более 10 кв.м. общей площади на одного человека) (л.д. 40-41).

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Суд считает, что отказ Администрации г.Серпухова от <дата> в постановке Круглова М.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным, поскольку заявитель не доказал, что он подпадает под какое-либо из оснований для постановки на учёт.

В соответствии со ст.127 ЖК РСФСР (действовавшей на момент регистрации и вселения Круглова М.И. в квартиру по адресу: <адрес>), граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством. Члены семьи собственника жилого дома, квартиры, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. По настоящему делу в материалы дела не представлено доказательств того, что Круглов А.М. (собственник указанной квартиры, третье лицо по делу) вселил Круглова М.И. временно и не как члена своей семьи.

Установлено, что истец обратился в Администрацию г.Серпухова с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жилой площадью в соответствии с Указом Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.н.» и ФЗ «О ветеранах». В постановке на учет было отказано (л.д. 15).

Из ответа заместителя городского прокурора г. Серпухова К. от <дата> следует, что им рассмотрено обращение истца об отказе администрации г. Серпухова поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилья, и установлено, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, так как принадлежащее истцу и его супруге жилое помещение имеет общую площадь ... кв.м., то есть по ... кв.м. на каждого, что превышает учетную норму, необходимую для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 13).

Начальником Организационно-правового управления Министерства ЖКХ Московской области разъяснено право Круглова М.И. обратиться в суд за защитой нарушенных жилищных прав (л.д. 14).

Истец Круглов М.И. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. (л.д. 24), инвалидом второй группы (л.д. 25). Его супруга, К.В. является инвалидом первой группы (л.д. 9).

Согласно выписки из домовой книги в квартире <номер>, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: К.В. и Круглов М. И. с <дата> (л.д. 53).

Собственником указанной двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м. является сын истца Круглов А.М. (третье лицо по делу), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 31).

Как усматривается из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата> в отношения Круглова М.И., К.В. отсутствуют сведения об имеющихся у них объектах недвижимости (л.д. 50-51). Кроме того, в отношении истца отсутствуют сведения в ЕГРП по г. Москве (л.д. 39).

Согласно справкам ГУП МО "МОБТИ" от <дата> К.В., Круглов М.И. не учтены в качестве собственников недвижимого имущества (л.д. 20-22).

В материалы дела истцом представлены выписка из домовой книги по предыдущему месту его жительства по адресу: <адрес>, где он был зарегистрирован с К.В. с <дата>, с <дата> в квартире так же были зарегистрированы семья его сына.

Как следует из справки ЖСК "<данные изъяты>" от <дата> Круглов М.И. является членом ЖСК с <дата> и занимает 2-х комнатную квартиру полезной площадью ... кв.м., в том числе жилой площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>. Пай выплачен полностью <дата>

Согласно договору купли-продажи указанную квартиру <дата> Круглов А.М. продал Г.

Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или Законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 26 октября 2005 г. № 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" установлена учётная норма общей площади жилого помещения равная 10 кв.м.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В соответствии со ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со ст.13 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов заключается в том числе и в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны из числа лиц:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010г.) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, указ распространялся бы на Круглова М.И. в том случае, если бы он нуждался в улучшении жилищных условий. Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Доводы представителя истца о том, что истец и его супруга могут быть лишены права пользования спорным жилым помещением в случае отчуждения жилого помещения его собственником, не являются основанием для удовлетворения требований истца, поскольку предусматривают иные правоотношения и иной предмет спора, а, кроме того, разрешения вопроса по существу на будущее, что не предусмотрено действующим законодательством и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора по существу.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Круглова М. И. о признании незаконным постановления Главы г. Серпухова Московской области от <дата> <номер> «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части отказа в принятии Круглова М. И. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании Администрации г. Серпухова Московской области предоставить за счет средств федерального бюджета благоустроенное жилое помещение на основании договора социального найма с расчетом 36 кв.м. на человека, площадью не менее 72 кв.м., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в 10-дневный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: