№2-3153/2011 по иску Сурковой Н.Ю. к ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж



Дело № 2-3153/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

при секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А.,

а также с участием истца Сурковой Н.Ю.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области - Комарьковой С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой Н.Ю. к ГУ УПФ РФ №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Истец Суркова Н.Ю. обратилась в суд с иском и просит включить ей в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности период с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера подстанции скорой медицинской помощи <данные изъяты>, с <дата> по <дата> курсы повышения квалификации, обязать ответчика назначить пенсию по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата>.

Свои требования мотивирует тем, что <дата> она обратилась в ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и МО с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением комиссии от <дата> ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчик не включил ей в специальный стаж период работы с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера подстанции скорой медицинской помощи <данные изъяты> и с <дата> по <дата> нахождение на курсах усовершенствования в МОМК <данные изъяты>. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в указанные периоды она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Истец Суркова Н.Ю. в судебном заседании отказалась от исковых требований в части требования об обязании назначить ей пенсию по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения <дата>, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области – по доверенности Комарькова С.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, пояснив, что у истца право на назначение ей пенсии возникнет только <дата> Также, с учетом того, что истцом были предоставлены дополнительные документы, был произведен перерасчет и был проиндексирован период нахождения истца на больничном листке по рождению ребенка с <дата> по <дата> и с учетом этого специальный стаж истца на дату <дата> составил 24 года 1 месяц 6 дней, с учетом спорных периодов. Таким образом, истцу не хватает 11 месяцев 25 дней. Также представлен письменный отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела (л.д.35-36).

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Суркова Н.Ю., <дата> года рождения <дата> принята на должность <данные изъяты> в войсковую часть <номер>, <дата> переведена на должность <данные изъяты>, <дата> уволена по собственному желанию; <дата> принята на должность <данные изъяты> терапевтического отделения в М. районную больницу <номер>, <дата> уволена по собственному желанию; <дата> назначена на должность <данные изъяты> в Центральную медико-санитарную часть <номер>, <дата> переведена на должность <данные изъяты> поликлиники МСЧ-<номер>, <дата> переведена на должность <данные изъяты> поликлиники МСЧ-<номер>, <дата> уволена в порядке перевода в ССМП г.С.; <дата> зачислена на должность фельдшера по приему вызовов Станции скорой медицинской помощи <данные изъяты>, <дата> переведена на 1,0 ставку выездного фельдшера, <дата> переведена на должность фельдшера в выездную бригаду, продолжает работать по настоящее время (л.д.6-11).

<дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Из протокола <номер> от <дата> усматривается, что истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Период работы Сурковой Н.Ю. с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «Станция скорой медицинской помощи» включить в специальный стаж невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. Должности с таким наименованием как «выездной фельдшер» не предусмотрено списками должностей № 1066 от 22.09.1999г. и № 781 от 29.10.2002г. Период учебы Сурковой Н.Ю. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> по <дата> включить в специальный стаж работы невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в соответствии с п. 5 которых предусматривается зачет в специальный стаж работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, где время учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не засчитывается в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях (л.д.12-16, 37).

Согласно ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В соответствии со ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации (в редакции Закона от 15.01.93 г.).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно этому списку врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет. Причем, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. № 1066, вступившим в законную силу с 1.11.99 г. утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, из которых следует, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет… засчитываются периоды работы до 1.11.99 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3.11.99 г. № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; (Статья 28 п. 1 п.п. 11) Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 28 п. 3).

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1.01.1991г.

Кроме того, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, установлен Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В соответствии с п.5 этих Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

Истцом в дело представлены должностная инструкция фельдшера, работающего в составе выездной бригады (л.д.18-22), должностная инструкция фельдшера (л.д.23-28), должностная инструкция выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи г.С. (л.д.29-31, 60-63), лицевые счета на <дата>, <дата> (л.д.69-72).

Согласно справке о характере работы, должностные обязанности Суркувой Н.Ю. в качестве выездного фельдшера станции (подстанции) скорой медицинской помощи полностью идентичны должностным обязанностям фельдшера, работающего в выездной бригаде, фельдшера. Запись в трудовой книжке Сурковой Н.Ю. от <дата> о том, что она переведена на должность фельдшера в выездную бригаду, сделана в связи с переименованием должности «выездной фельдшер» в должность «фельдшер, работающий в выездной бригаде» (л.д.32).

Согласно выписки из приказа <номер> от <дата> по ССМП МУЗ «ЦРБ» Суркова Н.Ю. была командирована на курсы усовершенствования в МОМК <данные изъяты> по циклу «Скорая и неотложная помощь» в период с <дата> по <дата> с сохранением средней заработной платы по месту основой работы (л.д.17).

Представителем ответчика в дело представлен расчет стажа Сурковой Н.Ю. (л.д.67).

Судом установлено, что спорным является период работы Сурковой Н.Ю. с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «Станции скорой медицинской помощи». В указанный период истец выполняла работу по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что подтверждается выпиской из трудовой книжки, должностными инструкциями выездного фельдшера. Отсутствие в действующем Списке должности как «выездной фельдшер» не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.

Таким образом, период работы истца с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «Станции скорой медицинской помощи» подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Довод ответчика о том, что списки расширительному толкованию не подлежат, основаны на разъяснении органов Пенсионного фонда РФ. Однако, при удовлетворении требований истицы, суд не принимал попытку расширить перечень учреждений, и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, а устанавливал фактические обстоятельства по конкретному делу, что находится в полном соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Ответчик не включил истцу период нахождения ее в командировке (на курсах повышения квалификации) с <дата> по <дата>

Суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации должны включаться в стаж для назначения пенсии, поскольку в соответствии со ст.166 Трудового Кодекса РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Требования в указанной части также подлежат удовлетворению.

Суд считает ошибочной ссылку ответчика в обоснование своего отказа на пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку данный пункт не предусматривает не включение периода нахождения работника в командировке в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, а устанавливает, в каком порядке засчитываются периоды работы. Имеется оговорка, что включаются и периоды временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, дополнительных отпусков. Отсутствие в данном перечне периода нахождения в командировке не свидетельствует о том, что этот период не включается в стаж для назначения пенсии, так как, находясь в командировке, работник выполняет поручение работодателя, т.е. работает.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное предоставление пенсии указанной категории граждан предусмотрено. Необходимый стаж у истицы имеется.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Сурковой Н.Ю. основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 8,12 ГК РФ, Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», и в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сурковой Н.Ю. удовлетворить.

Включить в специальный трудовой стаж Сурковой Н.Ю., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности выездного фельдшера МУЗ ЦРБ «Станции скорой медицинской помощи».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья: