№2-3285/2011 по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ЗАО «ДИКСИ Логистик» о признании бездействия незаконным, об обязании проведения аттестации рабочих мест



дело №2-3285/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2011 года город Серпухов

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой А.А.,

с участием:

прокурора Кобозевой О.А.,

представителя ЗАО «ДИКСИ Логистик» - Суровой Ю.А.,

представителя Госинспекции труда в Московской области - Бессарабова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ЗАО «ДИКСИ Логистик» о признании бездействия незаконным, об обязании проведения аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Серпуховский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к ЗАО «ДИКСИ Логистик» и просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ЗАО «ДИКСИ Логистик», выразившееся в непроведении аттестации всех рабочих мест обособленного подразделения «Всходы» по условиям труда; просит обязать обособленное подразделение «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда. Свои требования мотивирует тем, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового
законодательства в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ-
Логистик», расположенном по адресу: <адрес>. Городской прокуратурой по заявлению председателя Московской областной общественной организации «Комитет гражданской безопасности» Ч. <дата> проведена совместная выездная проверка в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик». На момент проверки деятельность в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» осуществляют 439 человек, всего рабочих мест в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» - 415, в производственной деятельности участвует 1509 человек. Вместе с тем, аттестация рабочих мест по вредным условиям труда в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» не проведена. Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по охране труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации места. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Защита прав указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования просил иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика – ЗАО «ДИКСИ Логистик» - Сурова Ю.А. в судебном заседании возражений против удовлетворения исковых требований не представила, пояснила, что на момент проведения совместной проверки между ЗАО «ДИКСИ Логистик» и АНО «Институт прогрессивных технологий» был заключен договор на переаттестацию 51 рабочего места, который был исполнен. Аттестация остальных работников будет завершена в <дата>.

Представитель третьего лица Госинспекции труда в Московской области - Бессарабов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что аттестация проводится с целью защиты прав трудящихся. Потенциально опасных и вредных условий труда на ЗАО «ДИКСИ Логистик» мало, но проверка проводилась по коллективному заявлению работников, и на момент проверки водители не были аттестованы.

Выслушав прокурора, стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что городской прокуратурой по заявлению председателя Московской областной общественной организации «Комитет гражданской безопасности» Ч. (л.д.14-16) <дата> проведена совместная выездная проверка в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик», о чем составлен акт совместной выездной проверки (л.д.6-11).

Проверкой установлено, что на момент проверки деятельность в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» осуществляют 439 человек, всего рабочих мест в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» - 415, в производственной деятельности участвует 1509 человек. Вместе с тем, аттестация рабочих мест по вредным условиям труда в обособленном подразделении «Всходы» ЗАО «ДИКСИ Логистик» не проведена (л.д.12-13 – штатное расписание).

В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащих нормы трудового права.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Согласно п.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

В силу ст.220 ТК РФ в целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

В соответствии со ст.353 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Серпуховского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ЗАО «ДИКСИ Логистик» провести в обособленном подразделении «Всходы» аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с ЗАО «ДИКСИ Логистик» в местный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в десятидневный срок со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий Коляда В.А.