№2-374/2012 по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании незаконным отказа в предоставлении документов



Дело №2-374/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2012 года город Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

ст. помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А..

представителя заинтересованного лица - Главы Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. - Филатовой И.С.,

заинтересованного лица - и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощника Главы района Слухай Е.В.,

при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серпуховского городского прокурора о признании незаконным отказа в предоставлении документов,

У С Т А Н О В И Л :

Серпуховский городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощника Главы района Слухая Е.В. в предоставлении доступа к документам и информации, касающейся проведения проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков, предусмотренной п.17 плана работы Серпуховской городской прокуратуры на 2 полугодие 2011г.; обязать Главу администрации Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. предоставить доступ к документам и информации, касающейся проведения проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков.

Свое заявление мотивирует тем, что Серпуховской городской прокуратурой на основании результатов анализа соблюдения земельного законодательства администрацией Серпуховского муниципального района на второе полугодие 2011 года запланировано проведение проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков (п. 17 плана работы Серпуховской городской прокуратуры на 2 полугодие 2011 года).

15.11.2011г. городской прокуратурой во исполнение плана Главе Серпуховского муниципального района было направлено письмо, в котором сообщалось о проведении вышеуказанной выездной проверки и необходимости назначения должностного лица администрации Серпуховского муниципального района, с которым надлежит связываться при ее проведении. 17.11.2011г. года из администрации Серпуховского муниципального района Московской области поступил ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощника Главы района Слухая Е.В. (исх. <номер> от <дата>), которым сообщалось, что по вопросам планируемой проверки надлежит связываться с и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощником Главы района Слухаем Е.В. 24.11.2011г. в ходе выездной проверки в администрацию Серпуховского муниципального района горпрокуратуре было отказано в предоставлении документов, касающихся проводимой проверки. Отказ обосновывался тем, что конец календарного года является самым напряженным периодом в деятельности органов местного самоуправления, связанным с необходимостью полного освоения бюджетных средств и подготовкой отчета в различные инстанции. Учитывая данный факт, а также то, что отдел земельных отношений не располагает достаточным штатом сотрудников, администрация района не имеет возможности на время и подготовку необходимых документов и просит перенести проверку на начало следующего года. Данный факт подтверждается ответом, подписанным И.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощником Главы района Слухай Е.В. от <дата> <номер>. Данный отказ является незаконным, поскольку создал препятствия в деятельности федеральных органов государственной власти в проведении плановой проверки. Более того, действующее законодательство не предусматривает оснований переноса проверки по инициативе проверяемого субъекта и согласование с ним сроков проверки.

В судебном заседании ст.помощник Серпуховского горпрокурора Кобозева О.А. поддержал заявление, просила его удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Глава Серпуховского муниципального района Шестун А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Филатова И.С. в судебном заседании возражала против заявления, ссылаясь на то, что в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Поскольку проверка планировалась на конец года, который является самым напряженным периодом в деятельности органов местного самоуправления и в связи с загруженность сотрудников администрации, прокуратуру было направлено письмо с просьбой перенести проверку. Администрация Серпуховского муниципального района не отказывается предоставлять запрашиваемые прокуратурой документы и в настоящее время готова их предоставить. Также просила обратить внимание на то, что прокурором в письме не указано какие именно документы и за какой период необходимо представить для проверки. В связи с занятостью сотрудников было невозможно представить всю информацию, поскольку лишь определенные сотрудники могут работать с программой, в которой отражаются все данные по вопросам земли. Кроме того, каждый месяц до 5 числа в прокуратуру направляются копии постановлений, в связи с чем, прокурор имел возможность указать, какая информация ему требовалась. Считает, что оспариваемым отказом никаких норм закона нарушено не было.

Заинтересованное лицо - и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощник Главы района Слухай Е.В. в судебном заседании возражал против заявления, ссылаясь на то, что Администрация Серпуховского муниципального района не отказывается предоставлять запрашиваемые прокуратурой документы, однако в связи с тем, что проверка планировалась на конец года, то ее просили перенести, о чем в прокуратуру было направлено соответствующее письмо. В его отделе 4 сотрудника, двое из которых занимаются физическими лицами и двое – юридическими, остановить работу не представлялось возможным. Было необходимо составить и сдать отчет до 15.12.2011 года. Какие документы требовалось представить прокурору в момент обращения в Администрацию помощника прокурора К., им уточнено не было, было выдано письмо с просьбой перенести проверку.

Суд, выслушав участников процесса, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных ими требований и возражений, суд считает, что требования Серпуховского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п.17 плана работы Серпуховской городской прокуратуры на 2 полугодие 2011 года было запланировано проведение проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков (л.д. 7-14).

15.11.2011 года в адрес Главы Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. и.о. городского прокурора было направлено уведомление о проведении выездной проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков. В связи с чем в период с 17.11.2011 года по 30.11.2011 года направляется помощник Серпуховского городского прокурора К., в уведомлении указано об оказании указанному сотруднику содействие в проведении проверки и представлении необходимых документов. Одновременно в срок до 16.11.2011 года прокурор просил сообщить в городскую прокуратуру сведения (должность, Ф.И.О., контактный телефон) о должностном лице администрации, с которым надлежит связаться по вопросам, связанным с указанной проверкой (л.д. 15).

16.11.2011 года и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощник Главы района Слухай Е.В. письменно сообщил и.о. городского прокурора о том, что с ним следует связываться по вопросам планируемой проверки, указан контактный телефон (л.д. 16).

24.11.2011 года и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощник Главы района Слухай Е.В. письменно сообщил и.о. городского Серпуховского прокурора о том, что конец календарного года является самым напряженным периодом в деятельности органов местного самоуправления, связанным с необходимостью полного освоения бюджетных средств и подготовкой отчетов в различные инстанции. Учитывая данный факт, а также то, что отдел земельных отношений не располагает достаточным штатом сотрудников, которые могли бы быть в настоящее время отвлечены от выполнения своей основной работы, администрация района не имеет возможности уделить должное время и внимание для подготовки к проверке необходимых документов. В связи, с чем просил перенести ее на начало следующего года (л.д. 17). Указанное письмо было вручено лично помощнику горпрокурора К. <дата>, о чем имеется соответствующая отметка.

Распоряжением Главы Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер>, исполнение обязанностей заместителя Главы администрации, курирующего вопросы земельных и имущественных отношений, на период отсутствия Б. с <дата> возложено на помощника Главы района Слухай Е.В.

В материалах дела имеется копия должностных обязанностей заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится, не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В статье 6 вышеназванного закона закреплено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

К полномочиям прокурора согласно статье 22 указанного Закона относится право на доступ к документам и материалам муниципальных органов, а также право требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций закреплены в статье 27 вышеназванного закона, согласно которой прокурор:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

-принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

- использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что по требованию прокурора руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны представить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором. Закон указывает, что данные требования выдвигаются в ходе проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры обращениям, проведения ревизий деятельности организаций, подконтрольных или подведомственных органам и учреждениям, к которым обращено требование прокурора.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп.) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При реализации возложенных на прокурора функций общего надзора, который включает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как государственными органами, органами местного самоуправления, так и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

В статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что должностное лицо Администрации Серпуховского муниципального района Слухай Е.В., вопреки требованиям, установленным ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" не предоставил документы по требованию прокурора, в рамках его полномочий, в соответствии с действующим законодательством, суд считает, что действия данного должностного лица Администрации Серпуховского муниципального района являются неправомерными.

Доводы заинтересованных лиц о том, что их действиями не были нарушены положения действующего законодательства, поскольку в адрес прокурора 24.11.2011 года было направлено уведомление с просьбой перенести проверку на начало следующего года, суд считает несостоятельными, поскольку нормы действующего законодательства не содержат оснований переноса проверки по инициативе проверяемого субъекта и согласование с ним сроков проверки. Доводы о том, что прокурором не было указано какие документы и за какой период надлежит представить на проверку, суд также считает несостоятельными, поскольку указанная информация могла быть уточнена в момент обращения помощника прокурора К. в Администрацию Серпуховского муниципального района, что должностным лицом Администрации Серпуховского муниципального района Слухай Е.В. сделано не было.

При таких обстоятельствах, является обоснованным и подлежит удовлетворению заявление Серпуховского городского прокурора о признании незаконным отказа и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощника Главы района Слухай Е.В. в предоставлении доступа к документам и информации, касающейся проведения проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков и обязании Главы Серпуховского района представить доступ к вышеуказанным документам и информации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 255-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Серпуховского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным отказ и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района помощника Главы района Слухая Е.В. в предоставлении доступа к документам и информации, касающейся проведения проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков.

Обязать Главу администрации Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. предоставить доступ к документам и информации, касающейся проведения проверки соблюдения земельного и бюджетного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам, а также при распределении денежных средств, поступающих в бюджет от реализации земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Купцова Г.В.