№2-1349/2012 по заявлению Главы города Серпухова Московской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области



дело 2-1349/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года город Серпухов

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.Ю.,

с участием:

прокурора Кобозевой О.А.,

представителя заявителя Главы города Серпухова Московской области и Администрации г.Серпухова - Лопаткиной Я.Г., Горчаковой М.В.,

представителей заинтересованных лиц - Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области, Главы Серпуховского муниципального района, Администрации сельского поселения Васильевское, Главы сельского поселения Васильевское, Главы, Совета депутатов и Администрации сельского поселения Калиновское, Главы и Совета депутатов сельского поселения Данковское, Совета депутатов, Главы и Администрации сельского поселения Дашковское - Мурашова С.Е., Мусаелян А.А.,

представителя заинтересованного лица Министерства по делам территориальных образований Московской области - Коняшкиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы города Серпухова Московской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области,

установил:

Глава города Серпухова Залесов П.Н. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 28.11.2011 года №9/57 «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «городской округ Серпухов». Свои требования мотивирует тем, что Законом Московской области от 17.01.2005г. №11/2005-ОЗ (с изменениями от 06.12.2006г. №220/2006-ОЗ) «О статусе и границе городского округа Серпухов» утверждены границы городского округа Серпухов. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону. Основанием картографического описания послужил Акт согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова и Серпуховским районом, подписанный 10.12.2004 года Главами города Серпухова и Серпуховского района. 28.11.2011 года Советом депутатов Серпуховского муниципального района Московской области было принято решение №9/57 «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «городской округ Серпухов». Из решения следует, что Совет депутатов Серпуховского муниципального района согласовывает уточнение границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «городской округ Серпухов Московской области», в собственной редакции по схеме, описанию границ и координатам точек в соответствии с приложениями к решению. О принятом Советом депутатов Серпуховского района решении Администрации г.Серпухова стало известно 11.01.2012 года из официального сайта Серпуховского района, на котором размещен только текст решения. Приложения к решению на сайте отсутствуют, так как ссылки на приложения не открывают печатную или графическую версию приложений, а выдают «ошибку» с указанием на то, что приложения могли быть удалены или вовсе не размещены на сайте. Администрация города Серпухова считает решение незаконным и необоснованным, поскольку оно противоречит закону. 16.04.2011 года в Администрацию г.Серпухова поступило письмо Министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области с просьбой согласовать Акт согласования границ между муниципальными образованиями «Серпуховский муниципальный район Московской области» и «городской округ Серпухов Московской области». К письму прилагается указанный Акт. Данный Акт соответствовал Закону Московской области, был согласован Администрацией г.Серпухова и 05.05.2011 года направлен Главе Серпуховского района, о чём в письме от 06.05.2011 года сообщалось Министру по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области. На письмо Администрации г.Серпухова Главой Серпуховского района 17.05.2011 года были направлены предложения по корректировке границ между г.Серпуховым и Серпуховский районом. В ответ Главой г.Серпухова направлено письмо с пояснениями, что границы между г.Серпуховым и Серпуховским районом установлены Законом Московской области и пересмотра не требуют. Границы, утвержденные действующим Законом Московской области, и границы, согласованные решением, не соответствуют друг другу, что видно из приложения к указанным актам. Из оспариваемого решения видно, что после уточнения границ к землям Серпуховского района отошли участки земель г.Серпухова, обозначенные в Законе МО следующими точками: участок 1 – точки, 2, 3, 4, 5, 6; участок 2 – точки 36, 37; участок – точки 39, 40, 41, 42; участок 4 – точки 45, 46, 47; участок 5 – точки 50, 51, 52, 53; участок 6 – точки 60, 61, 62. Решение также противоречит Закону МО от 28.02.2005г. № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований». Из картографического описания границ, прилагаемого к указанному Закону усматривается, что границы между г.Серпуховым и Серпуховским районом соответствуют границам, утвержденным Законом Московской области и не соответствуют границам, согласованным решением. Фактически своим решением Совет депутатов Серпуховского района изменил границы Серпуховского района и г.Серпухова, чем нарушил порядок установления или изменения границ муниципального образования. Решением Совета депутатов Серпуховского района не утверждается и не изменяется схема территориального планирования Серпуховского муниципального района. При принятии решения органами местного самоуправления Серпуховского района не были соблюдены требования Закона №131-ФЗ. Закон Московской области об утверждении границ г.Серпухова уже существует, никем не отменен и действует на сегодняшний день, а решение Совета депутатов Серпуховского района противоречит данному закону. Оспариваемым решением нарушаются права заявителя на местное самоуправление. Изменение границы г.Серпухова осуществляется законом Московской области по инициативе населения, органов местного самоуправления города Серпухова, а также органов государственной власти Московской области, федеральных органов государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством. Также нарушается право распоряжения земельными участками (так как Решением часть территории г.Серпухова отходит к территории Серпуховского района). Решением нарушаются и права граждан, проживающих в г.Серпухове, предусмотренные Уставом г.Серпухова, законодательством о местном самоуправлении, земельным и градостроительным законодательством.

Представители заявителя Главы города Серпухова Московской области и Администрации г.Серпухова - Лопаткина Я.Г., Горчакова М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц - Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области, Главы Серпуховского муниципального района, Администрации сельского поселения Васильевское, Главы сельского поселения Васильевское, Главы, Совета депутатов и Администрации сельского поселения Калиновское, Главы и Совета депутатов сельского поселения Данковское, Совета депутатов, Главы и Администрации сельского поселения Дашковское - Мурашов С.Е., Мусаелян А.А. в судебном заседании возражали против заявленных требований, пояснили, что оспариваемым решением они высказали своё мнение, это форма волеизъявления народа. В дальнейшем Совет депутатов Серпуховского муниципального района намерен согласовать границы с городом. Принятое решение не имеет юридической силы, в кадастровую палату оно было направлено просто для сведения.

Представитель заинтересованного лица Министерства по делам территориальных образований Московской области - Коняшкина Ю.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что в соответствии с федеральным законом №131 работа по координации границ должна быть завершена. Их министерством были направлены акты согласования, Администрация г.Серпухова подписала акт согласования, Администрация Серпуховского муниципального района выразила свои пожелания по границам в форме спорного решения, которое для сведения было направлено в их адрес. Однако, пока границы не будут согласованы, они не будут приняты.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе их опубликования.

По настоящему гражданскому делу заявителем оспаривается решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области №9/57 от 28.11.2011 года, согласно которому Совет депутатов Серпуховского муниципального района согласовал уточнение границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «городской округ Серпухов Московской области» согласно приложений №1, №2, №3. При вынесении оспариваемого решения Совет депутатов Серпуховского муниципального района сослался на Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения Советов депутатов сельских поселений, входящих в состав Серпуховского муниципального района, Устав муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области». Советом депутатом Серпуховского муниципального района также было решено опубликовать оспариваемое решение в газете «Ока-информ» и на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Как видно из материалов дела в Приложении №2 к Решению Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 28.11.2011г. №9/57 указано описание уточненной границы Серпуховского муниципального района и городского округа Серпухов (л.д.6-7). В Приложении №3 к Решению Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 28.11.2011г. №9/57 указаны координаты поворотных точек уточненной границы Серпуховского муниципального района и городского округа Серпухов (л.д.7об.-11).

Судом установлено, что Решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 28.11.2011 года №9/57 было опубликовано в газете «Ока-Информ» №46 от 01.12.2011 года (л.д.104). Газета «Ока-информ» решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 23.03.2011 года №4/49 определена печатным средством массовой информации Серпуховского муниципального района (л.д.115).

В соответствии с действующим законодательством установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его существования определены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Частью 2 статьи 10 названного Федерального закона предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.

В соответствии со ст.11 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: территория городского округа не входит в состав территории муниципального района, границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти в установленном законом порядке. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В соответствии со ст.24 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязателен учет мнения населения при изменении границ, связанном с переходом территории от одного к другому муниципальному образованию.

В силу пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

В части 3 статьи 85 данного Федерального закона оговорено, что при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 указанной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года.

В соответствии с абзацем первым части 3 статьи 84 главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьёй и статьёй 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производится с соблюдением требованием соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются.

Законом Московской области от 17.01.2005 года №11/2005-ОЗ (с изменениями от 06.12.2006 года №220/2006-ОЗ) «О статусе и границе городского округа Серпухов» утверждены границы городского округа Серпухов. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.

Законом Московской области от 28.02.2005 года №78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» утверждены границы Серпуховского муниципального района. Картографическое описание с графическим рисунком прилагаются к данному закону.

Из материалов гражданского дела видно, что Министр по делам территориальных образований Московской области в ходе завершения работ по приведению границ муниципальных образований в соответствие с земельным и градостроительным законодательством, обратился в 2011 году к главам городского округа Серпухов и Серпуховского муниципального района с просьбой обеспечить согласование приложенного акта согласования границ между муниципальными образованиями (л.д.18). Указанный акт был согласован Главой города Серпухова и 05.05.2011 года отправлен на согласование Главе Серпуховского муниципального района. На данное обращение Глава Серпуховского муниципального района ответил предложением по изменению существующих границ.

Согласно п.2 ст.131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Согласно ч.4 ст.12 указанного Федерального закона изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Из содержания и смысла оспариваемого решения Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области №9/57 от 28.11.2011 года «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов»» следует, что представительный орган Серпуховского муниципального района, учитывая мнение населения своего населения, согласовывает изменение смежных границ с соседним муниципальным органом - городским округом Серпухов. Однако, как видно из материалов гражданского дела, соответствующего обращения со стороны представительного органа городского округа Серпухов к Совету депутатов Серпуховского муниципального района не имелось, в связи с чем представительный орган не вправе был принимать решение в такой редакции. Суд не соглашается с доводом представителя о том, что указанное решение якобы выражает только мнение и намерение представительного органа района на изменение границ. Как уже было указано судом ранее, из содержания оспариваемого решения следует, что такое намерение уже выразили оба муниципальных образования, а не одно, о чём утверждает представитель. Если у представительного органа Серпуховского муниципального района имелось такое намерение, то надо было так и формулировать своё постановление, например, указав в нём о том, что принято решение об обращении к соседнему муниципалитету с предложением об изменении смежных границ.

В соответствии с ч.2 ст.251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Как уже было указано ранее, в соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Суд считает, что оспариваемое Главой города Серпухова решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района №9/57 от 28.11.2011 года «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов»» нарушает компетенцию Главы города Серпухова, поскольку решение было принято минуя его компетенцию, так как отсутствует соответствующий нормативный правовой акт представительного органа городского округа Серпухова, который при согласии с ним подписывается Главой города Серпухова в соответствии со ст.33 Устава муниципального образования "Город Серпухов" Московской области" (принят решением Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 26.01.2006 N 91/11), предусматривающей, что глава подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов города.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим, после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт. Поскольку оспариваемое решение было опубликовано в газете «Ока-информ», решение суда после вступления в законную силу должно быть опубликовано в полном объёме в этой газете, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот-же срок.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и не действующими с момента принятия решение Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области №9/57 от 28.11.2011 года «Об уточнении границ муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», смежных с муниципальным образованием «Городской округ Серпухов»».

Настоящее решение суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в течение десяти дней в газете «Ока-информ» (зарегистрирована в ЦТУ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ПИ 1-50675 от 08.04.2004 года) – официальном печатном издании администрации Серпуховского муниципального района, а также на официальном сайте Администрации Серпуховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в тот-же срок.

На решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.

Председательствующий В.А.Коляда