№2-1291/2012 по заявлению Фазулиной С.И. об оспаривании действий (бездействия) Администрации Серпуховского муниципального района Московской области и обязании осуществить формирование земельного участка



Дело № 2-1291/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

При секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А.,

с участием представителей заявителя Фазулиной С.И. – Фазулина Р.Ф., Великого С.Н., Шабанова М.М.,

представителя Администрации Серпуховского муниципального района Московской области – по доверенности Сегенюк С.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фазулиной С.И. об оспаривании действий (бездействия) Администрации Серпуховского муниципального района Московской области и обязании осуществить формирование земельного участка,

Установил:

Заявитель Фазулина С.И. обратилась в суд с заявлением и просит признать незаконными бездействия Администрации Серпуховского муниципального района, выразившееся в неуведомлении заявителя в проведении работ по формированию земельного участка и в нарушении процедуры формирования земельного участка под многоквартирным домом, установленной п.п. 2-5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, п.п. 2,5,7,8 ст. 36 ЗК РФ, ч.4 ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ, признать незаконными результаты межевания – установления на местности границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, проведенные Администрацией Серпуховского района, обязать Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области сформировать с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживает с 1986г. При указанном доме имеется земельный участок, на котором имеются строения для ведения подсобного хозяйства. С момента вселения в данную квартиру и за весь период проживания в ней, более двадцати пяти лет, она и члены ее семьи использовали указанные строения для собственных нужд и ведения хозяйства, ремонтировали их на свои средства и обрабатывали земельный участок, наряду с другими лицами, проживавшими в доме. В течение этого времени дом несколько раз менял нумерацию: сейчас ему присвоен <номер>, а ранее <номер>, а до этого назывался «совхозный дом». На остальные квартиры право собственности не зарегистрировано, и они находятся в распоряжении Администрации Серпуховского муниципального района. Решением Серпуховского городского суда от 19.12.2011г. было установлено, что для осуществления своих прав собственником квартиры необходимо совместно с собственником оставшейся части многоквартирного дома, а также со смежными землепользователями сформировать земельный участок при доме. Заявитель неоднократно обращалась в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с просьбой сформировать земельный при доме по указанному адресу, но на ее обращения ответа не последовала. <дата> из ответа Серпуховской прокуратуры на ее обращение ей стало известно о том, что проведено межевание земельного участка и согласно кадастровой выписке от <дата> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (в границах участка расположен дом <номер>), имеет кадастровый номер <данные изъяты> и площадь <данные изъяты>. Таким образом, земельный участок сформирован и все действия по формированию земельного участка были проведены Администрацией Серпуховского района без ее участия и с нарушением процедуры, установленной действующим законодательством. Порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном пунктами 2-5 ст. 16 Закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом положении пунктов 2, 5 7 и 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ и с соблюдением требовании части 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. Считает, что действия администрации по формированию участка в одностороннем порядке были произведены с целью создания препятствия для фактических землепользователей к осуществлению права на формирование земельного участка в границах существующей застройки и фактического землепользования в размере площади земельного участка равной <данные изъяты>. После вынесения решения Серпуховского городского суда от 19 декабря 2011 года, Фазулина С.И. самостоятельно и за свой счет повела работы по определению границ фактического землепользования с привлечением геодезической организации 000 «З». При проведении данных работ был составлен акт согласования местоположения границы земельного участка, прилегающего к дому по адресу <адрес>, который был подписан всеми смежными землепользователями в период с <дата> до <дата>, при этом Администрация Серпуховского района была надлежащим образом уведомлена, однако ее представитель не явился. Площадь участка согласно учетной карточки от <дата> составила <данные изъяты>, и сопоставима с размером этого участка по плану МОБТИ по Серпуховскому району от <дата> Установленный размер участка <данные изъяты> большей своей частью находится под фундаментом дома площадью <данные изъяты> и полностью исключает возможность не только пользоваться хозяйственными постройками, но и прохода к ним, а также изымает из владения и пользования собственников квартир придомовый участок много лет обрабатываемый ими. Действиями Администрации Серпуховского района по формированию земельного участка придомовой территории и неправомерному уменьшению его размера нарушены ее права как собственника, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общей долевой собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома в границах фактического землепользования с момента государственной регистрации права собственности на квартиру в данном доме.

Заявитель Фазулина С.И. в судебном заседании на стадии ходатайств просила рассмотреть дело в ее отсутствие, по причине занятости на работе, с участием ее представителей, что суд счел возможным. Ранее настаивала на удовлетворении заявления.

Представитель заявителя по доверенности Великий С.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. На предыдущих судебных заседаниях пояснял, что все распоряжение общим имуществом должно проводиться на основании общего согласия сособственников, а если оно не достигнуто, то по решению суда. В решении Серпуховского суда от 19.12.2011г., говорилось о том, что для закрепления земельного участка за частью жилого дома, находящегося в собственности истца, необходимо с сособственниками многоквартирного жилого дома, а также со смежными землепользователями решить вопрос о границах общего земельного участка при всем жилом доме, то есть сформировать земельный участок при доме, а затем производить выдел земельного участка при своей части дома, размер которого будет пропорционален части жилого дома к оставшейся части жилого дома. Ссылаясь на нормы ст. 36 ЖК РФ, указал, что в состав общего имущества многоквартирного дома входит земельный участок с элементами озеленения и устройства и иные, предназначенные для обслуживания, объекты. Поэтому, перед тем как определять границы участка, Администрация района должна была все свои действия согласовывать с собственником квартиры, даже если дом находится на балансе Администрации района. В связи с чем, считает доводы представителя Администрации о том, что заявителя не надо было извещать о предстоящем формировании земельного участка, необоснованными. Также при формировании земельного участка администрацией не были учтены элементы благоустройства, к которым относятся: территория на которой хранятся дрова для отопления дома, сарай, которым пользуется заявитель. В данном случае, Администрация сама с собой все согласовала, без учета мнения иных собственников. При указанных обстоятельствах, полагает, что бездействием Администрации района нарушены Конституционные права истца, постановление Конституционного суда от 28.05.2010 года № 12-П, ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ч.1, 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 ЗК РФ.

Представитель заявителя Шабанов М.М., допущенный судом к участию в деле в качестве представителя заявителя, по устному ходатайству последнего, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что действиями Администрации Серпуховского района по формированию земельного участка придомовой территории и неправомерным уменьшением его размера, нарушены законные права заявителя, как собственника, что противоречит действующему законодательству РФ.

Представитель заявителя по доверенности Фазулин Р.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, также поддержал доводы, изложенные представителями заявителя Великим С.Н. и Шабановым М.М.

Представитель заинтересованного лица Администрации Серпуховского муниципального района Московской области – по доверенности Сегенюк С.В. в судебном заседании заявленные Фазулиной С.И. требования не поддержала. Пояснила, что Администрация Серпуховского района, с учетом полученного представления Серпуховского городского прокурора, и в связи с тем, что дом <номер> в <адрес> включен в реестр муниципальной собственной Серпуховского района <дата> подала заявку в МУП Серпуховского района «З» о проведении работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом <номер>, которым была выполнена схема расположения земельного участка для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, фактической площадью <данные изъяты>. Поскольку проводились работы по формированию земельного участка под домом, находящегося в муниципальной собственности, то Фазулина С.И. не должна была извещаться о проведении вышеуказанных работ. Решением Серпуховского городского суда от 29.09.2011г. квартира <адрес> была признана частью жилого дома. Данное решение вступило в законную силу 14.10.2011г., то есть уже после того, как были проведены все работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом <номер>. Постановлением Главы Администрации Серпуховского муниципального района <номер> от <дата> была утверждена схема расположения спорного земельного участка, и земельный участок был поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт выдан <дата> Но указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с номером дома - <номер>. После получения из сельского поселения Васильевское информации об изменении нумерации, администрацией Серпуховского муниципального района издано постановление об уточнении местоположения земельного участка <номер> от <дата>, которое передано в Серпуховский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО. Был выдан кадастровый паспорт земельного участка от <дата> <номер>, в котором было указано местоположение земельного участка: <адрес>. При формировании земельного участка под многоквартирным домом, не учитывались сараи, поскольку на них собственности ни у кого нет, а если бы у заявителя было зарегистрировано право собственности на сарай, то она должна была оформить землю под ним отдельно от всего участка. Сам размер участка исчислялся из размера всего дома вокруг. Считает, что своими действиями Администрация не нарушала и не создавала препятствия к осуществлению Фазулиной С.И. ее прав и свобод, и осуществляла свою деятельность по формированию земельного участка под многоквартирным домом <номер> в соответствии с действующим законодательством РФ. Все действия заявителя непосредственно направлены на решение вопроса по приобретению земельного участка в собственность, о чем свидетельствуют многочисленные обращения заявителя, то есть имеется спор о праве. Дополнила, что по данным БТИ на 1988г. согласно плана земельного участка его площадь составляет <данные изъяты> с учетом построек. В 1998 году проводилась повторная инвентаризация, где также указаны все те же постройки, без изменений. В случае если межевание, проведенное Администрацией, будет отменено, то тогда земельный участок будет сформирован площадью <данные изъяты> по данным БТИ.

Выслушав представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что заявитель является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора дарения квартиры от <дата> (л.д.9) и копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д.8).

Решением Серпуховского городского суда от 19.12.2011г. исковые требования Фазулиной С.И. к Администрации Серпуховского муниципального района о признании права собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный при доме <номер> в <адрес>, об обязании произвести государственный кадастровый учет указанного земельного участка оставлены без удовлетворения (л.д.10-11).

26.01.2012г. Фазулин Р.Ф. обратился с заявлением в Серпуховскую городскую прокуратуру о нарушении Администрацией Серпуховского района действующего законодательства (л.д.12).

Согласно ответа Серпуховской городской прокуратуры от 22.02.2012г. на указанное выше обращение, в результате проверки было установлено, что 30.12.2011г. Администрацией Серпуховского района Фазулин Р.Ф. был уведомлен о проведении межевания земельного участка под многоквартирным домом <номер>, расположенном в <адрес>, и о направлении результатов межевания в ФБУ «Кадастровая палата» для постановки на кадастровый учет (л.д.13).

Из копии ответа Администрации Серпуховского района от 30.12.2011г. на обращение Фазулиной С.И. усматривается, что межевание земельного участка под многоквартирным домом, расположенным в <адрес>, проведено. Межевое дело сдано в ФБУ «Кадастровая плата» для постановки данного участка на кадастровый учет. Со дня осуществления кадастрового учета он будет считаться находящимся в общей долевой собственности всех собственников жилых помещений в указанном доме (л.д.24 об.).

Из копии кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (в границах участка расположен дом <номер>) усматривается, что данный земельный участок имеет кадастровый <номер> и площадью <данные изъяты> (л.д.14-15).

<дата> Фазулина С.И. обратилась на имя Главы Серпуховского муниципального района с заявлением о приватизации земельного участка вокруг квартиры <номер> в доме <номер> в <адрес>, которым она пользуется с 1986г. (л.д.29).

Из ответа и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района от 27.05.2011г. в адрес Фазулиной С.И. усматривается, что с заявлением о формировании земельного участва под многоквартирным домом в Администрацию должно обратиться лицо, уполномоченное на это решением общего собрания собственников помещений (л.д.30).

Согласно ответа и.о. Серпуховского городского прокурора от 29.06.2011г. на обращение Фазулина Р.Ф. от 03.06.2011г. о нарушении действующего законодательства, городской прокуратурой в адрес главы Серпуховского района вынесено представление об устранении нарушений закона, поскольку требование администрации Серпуховского района, изложенное в ответе от 27.05.2011г. на заявление Фазулиной С.И. от 28.04.2011г. противоречило п.2 и п.3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010г. № 12-П. Одновременно разъяснено, что Фазулина С.И., как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, вправе самостоятельно обратиться в администрацию с заявлением о формировании и оформлении всего земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, находящегося в общей долевой собственности собственников квартир, а не с заявлением на приватизацию части земельного участка, примыкающего к ее квартире (л.д.33-34).

Решением Серпуховского городского суда от 29.09.2011г. квартира <адрес>, признана частью жилого дома, находящегося по указанному адресу (л.д.74-75).

<дата> Фазулина С.И. на имя Главы Серпуховского муниципального района обратилась с заявлением о выделении ей в собственность земельного участка с кадастровым <номер> у ее дома <номер> в <адрес>, которым она владеет и пользуется с 1986г. (л.д.31).

На данное заявление и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района дан ответ от 27.05.2011г., из которого следует, что для рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>, ей необходимо представить в отдел земельных отношений и экологии документы о праве собственности на строение (л.д.32).

Из копии сообщения и.о. заместителя Главы администрации Серпуховского муниципального района от 06.02.2012г. в адрес Фазулиной С.И. видно, что земельный участок в <адрес> поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт выдан <дата> (л.д.37).

Из копии сообщения Серпуховского отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 23.03.2012г. в адрес Фазулиной С.И. усматривается, что земельный участок с кадастровым <номер> поставлен на учет по постановлению Администрации Серпуховского муниципального района <номер> от <дата>, сведения о регистрации права на данный земельный участок в ГКН отсутствуют. Данный земельный участок расположен по адресу: <адрес>. В Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.49).

Из выписки из распоряжения Главы территориальной администрации Васильевского сельского округа Серпуховского района Московской области от <дата> <номер> усматривается, что в <адрес> дому под номером дом совхозный присвоен новый номер <номер> (л.д.26).

Согласно справке Серпуховского одела Южного филиала ГУП МО «МОБТИ» от 27.12.2011г. <номер> право собственности на квартиры <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, не зарегистрировано. Квартира <номер> принадлежит на праве собственности Фазулиной С.И. (л.д.17).

Из ответа Администрации Серпуховского муниципального района от 24.04.2012г. следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д.<номер> (ранее <номер>), значится в Реестре муниципальной собственности Серпуховского муниципального района под реестровым номером <номер>. Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от <дата> <номер>, квартира <номер> в данном доме передана в собственность Фазулина Р.Ф. Указанный дом не закреплен за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями Серпуховского района. А включен в состав казны Серпуховского района (л.д.54).

<дата> Администрацией Серпуховского района директору МУП «З» направлено заявление с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным домом <номер> в <адрес> (л.д.42).

Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (л.д.77).

Представлена указанная схема расположения земельного участка (л.д.79).

Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> земельный участок с кадастровым <номер> расположенным по адресу: <адрес> (л.д.80).

Согласно ответа архивного отдела Администрации Серпуховского муниципального района от 10.05.2012г. приказов директора совхоза «Молодая гвардия» по основной деятельности за 1980-1983гг., решений исполнительного комитета Васильевского сельского Совета народных депутатов Серпуховского района за 1968-1970гг., решений исполнительного комитета районного Совета народных депутатов Серпуховского района за 1968-1970гг. по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, в архивном фонде не значится (л.д.99).

В материалы дела представлены: копия технического паспорта квартиры <номер> в доме <номер> (ранее дом <номер>) в <адрес>, составленного по состоянию на <дата> (л.д.16); копия плана земельного участка, расположенного в <адрес> (совхозный дом) по состоянию на <дата> и <дата> (л.д.100, 101); копия поэтажного плана и экспликация к поэтажному плану здания (л.д.102-104).

ООО «З» в Администрацию Серпуховского района <дата> направлялось извещение для участия в установлении и согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.18).

Составлены учетные карточки на земельные участки по адресу: <адрес> с фактической площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.20, 21), акт согласования местоположения границ земельного участка площадью <данные изъяты> (л.д.23), план указанных земельных участков (л.д.24).

Представлена лицензия от <дата> на осуществление геодезической деятельности, выданная ООО «З» (л.д.25).

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На необходимость рассмотрения дела по правилам главы 25 ГПК РФ указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 9), согласно разъяснениям которого при рассмотрении заявления о незаконности ненормативного акта органа государственной власти необходимо проверить полномочия органа на принятие решения, порядок принятия решения, соответствие содержания решения требованиям закона или иного нормативного правового акта; возможность применения аналогии процессуального закона по этому вопросу Постановлением не допускается.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 названного Постановления, судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

При этом п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены п. 8-10, в том числе п. 10, которым разъяснялось право суду при наличии спора о праве, подведомственного суду, по делу, возникшему из публичных правоотношений, на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применить норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), и вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения.

Таким образом, заявление Фазулиной С.И. с учетом публичного характера спорных правоотношений подлежит рассмотрению исходя из предмета заявленного требования - об оспаривании действий (бездействия) Администрации Серпуховского муниципального района Московской области в части незаконности формирования земельного участка, в связи с чем, не может быть применена судом ч. 3 ст. 263 ГПК РФ.

Исходя из изложенного выше, нельзя согласиться с мнением представителя заинтересованного лица о наличии оснований к оставлению поданного Фазулиной С.И. заявления без рассмотрения.

Выяснению по заявлению Фазулиной С.И. подлежат обстоятельства, указанные в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2, с целью проверки того, допущено ли органами, действия которых обжалуются, нарушение принадлежащих заявителю прав, установленных законом или иным нормативным правовым актом.

Суд полагает, что срок для подачи заявления об обжаловании действий (бездействия) госоргана заявителем не пропущен, учитывая, что 22.02.2011г. Фазулина С.И. узнала о том, что земельный участок при многоквартирном доме, в котором у нее имеется в собственности квартира, сформирован, из письма Заместителя городского прокурора.

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие данного Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом содержание понятия «формирование земельного участка» раскрыто в нормах Земельного кодекса Российской Федерации, в частности в статье 30, регулирующей порядок предоставления земельных участков для строительства, формирование земельного участка определено как следующий комплекс работ:

- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

При указанных обстоятельствах понятие «формирование земельного участка» для целей определения его под объектом недвижимого имущества (жилым домом) подразумевает под собой стандартный набор работ, предусмотренных действующим законодательством, связанный с установлением границ земельного участка и его кадастрового учета.

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 данной статьи).

Согласно ч.4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010г. № 12-П впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Согласно ст. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанных выше положений законодательства, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и в заявлении указать площадь формируемого земельного участка, которая рассчитана кадастровым инженером с учетом норм действующего законодательства, на основании результатов проведенных кадастровых работ, содержащихся в приложенной схеме месторасположения земельного участка на кадастровом плане территории - кадастрового квартала.

Земельным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 36), Федеральным законом от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (ст. 16) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут иметь на земельный участок иных прав, кроме права собственности.

Приобретая право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, лицо, становится сособственником фундамента, крыши, лестничных клеток и других частей многоквартирного дома, а также земельного участка под домом и придомовой территории., учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме.

Согласно Инструкции по межеванию земель, межевание земель включает, в том числе: составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; определение площади земельного участка.

В ЖК РФ не содержится понятия нормативного размера земельного участка и особых положений о порядке определения размера и границ земельных участков под многоквартирным домом. В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.9 ст. 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из общей формулировки статьи 14 Федерального Закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007г. № 185-ФЗ, в ред с изм., внес. ФЗ от 30.12.2008г. № 323-ФЗ, до 1 января 2011 года на территории муниципального образования (территории субъекта Российской Федерации) не должно остаться земельных участков, на которых расположен многоквартирный дом, не прошедших процедуру формирования и государственного кадастрового учета.

При этом, подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

По смыслу приведенных норм, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории носит заявительный характер.

Из материалов дела следует, что истец самостоятельно подготовил проект планировки территории и проект межевания территории.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Фазулина С.И. обращалась Администрацию Серпуховского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

Принимая во внимание, что Фазулина С.И. не обращалась к заинтересованному лицу с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, рассмотрение которого обязательно для заинтересованного лица, а также, учитывая, что заявитель не является владельцем и пользователем на каком-либо праве смежных земельных участков по отношению к сформированному и поставленному на кадастровый учет по указанному адресу, а других доводов в обоснование заявления Фазулиной С.И. не указано, суд полагает, что не требовалось согласование и направления извещения в адрес Фазулиной С.И. при определении границ и размеров земельного участка под многоквартирным домом по названному адресу.

Кроме того, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено доказательств того, что при определении границ и размеров земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, соответственно, с видом разрешенного использования для «для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома» Администрацией Серпуховского района Московской области были нарушены нормы земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что оспариваемые действия (бездействие) госоргана не противоречат закону и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, как собственника квартиры, признанной частью жилого дома по адресу: <адрес>. При этом, доказательств обратного заявителем не представлено, а также не представлено доказательств невозможности использования сформированного земельного участка по его назначению - «для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома».

Кроме того, суд отмечает, что согласно представленного в дело плана земельного участка в <адрес> (совхозный дом) по состоянию на 1988г. площадь участка по договору по фактическому пользованию, в т.ч. застроенная составляла <данные изъяты> (л.д.110).

Таким образом, постановка земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет и присвоение ему кадастрового номера осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными результаты межевания – установления на местности границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, проведенные Администрацией Серпуховского района, об обязании Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области сформировать с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не имеется.

Принимая во внимание, что заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь ст. 98 ГПК РФ, не усматривает оснований для взыскания в пользу заявителя госпошлины в размере 200 рублей, уплаченной при подаче заявления.

Руководствуясь Гл. 25, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Фазулиной С.И. об оспаривании действий (бездействия) Администрации Серпуховского муниципального района Московской области и обязании осуществить формирование земельного участка с установлением разумного срока выполнения данного вида работ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: