дело 2-1662/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 мая 2012 года город Серпухов Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Коляды В.А., при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.Ю., с участием: заявителя Руденко Г.В. и её представителя Жировой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Руденко Г.В. о признании незаконными действий должностных лиц ОУФМС России в г.Серпухове об отказе в замене паспорта гражданина Российской Федерации, установил: Руденко Г.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ОУФМС России в г.Серпухове об отказе в замене паспорта гражданина РФ и обязании заменить паспорт гражданина РФ. Свои требования мотивирует тем, что она родилась <дата> в <адрес>. Со дня своего рождения проживала в РФ вместе с родителями на территории закрытого военного городка по месту прохождения военной службы отца, уволенного в запас в 1992 году. <дата>, по достижению 14-ти летнего возраста, ею был получен паспорт гражданина РФ в ТП ОВД г.Серпухов-15. В августе 2010 года она обратилась в ТП УФМС с г.СМерпухов-15 с необходимыми документами для замены паспорта гражданина РФ, в связи с достижением возраста 20-ти лет. Документы были приняты, но в сентябре её вызвали в ТП УФМС в г.Серпухов-15, где было отказано в замене паспорта, с мотивировкой об отсутствии сведений о её принадлежности к гражданству РФ и рекомендовано обратится в суд, для установления юридического факта постоянного проживания в РФ на дату 06.02.1992г. Не согласившись с этим, она отправила письменное заявление на имя начальника ОУФМС по г.Серпухову, с требованием выдать ей паспорт гражданина РФ, где ссылалась на то, что является гражданкой России по рождению согласно ч.2 ст.13 Закона «О гражданстве РФ» 1991г. и ст.12 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ» от 2002г. Письмом от 26.04.2012г., ей сообщено, что согласно заключению от 21.09.2011г. в рамках проведенной проверки она считается не приобретшей гражданство РФ, ссылаясь на п.51 и 52 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утвержденного Указом Президента РФ №1325 от 14.11.2002г., а в апреле 2012 года установили, что паспорт выдан в нарушении установленного порядка. Ей предложили обратится в Межрайонный ОУФМС России по МО в городском округе Серпухов за разъяснениями о порядке приобретения гражданства РФ. Считает отказ в замене паспорта по достижению 20-ти лет незаконным, так как она родилась на территории РФ, являлась гражданкой СССР как и её родители. Её отец Р. родился <дата> в <адрес>, является гражданином РФ и на момент её рождения постоянно проживал в г.Серпухов-15, то есть на территории РФ. Гражданство ею приобретено с момента рождения по «праву почвы» и по «праву крови» и на момент вступления в силу действующего закона она уже являлась гражданкой РФ. Она не нарушала порядка выдачи паспорта гражданина РФ, обращалась только в полномочные органы, а гражданство РФ ею приобретено в силу закона. Считает, что действиями и решениями должностных лиц ОУФМС по г.Серпухову нарушены её права и свободы, так как согласно действующему Положению паспорт гражданина РФ является основным документов, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Нарушается её право иметь действительный документ, удостоверяющий ее личность и гражданство, право на свободы передвижения и выбор места жительства, а также затруднена реализация других прав связанных с наличием действительного паспорта гражданина РФ. В судебном заседании Руденко Г.В. и её представитель Жирова Л.А. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить. Представитель заинтересованного лица ОУФМС России по МО в г.Серпухове в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке ст.167 ГПК РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Из материалов гражданского дела судом установлено, что Руденко Г.В. родилась <дата> в <адрес> (свидетельство о рождении – л.д. 4). В материалы гражданского дела заявителем представлена ксерокопия паспорта серии <номер> на имя Руденко Г.В., выданного <дата> <номер> отделением милиции Серпуховского УВД (л.д.5). Согласно справки начальника ТП в г.Серпухов-15 ОУФМС России по Московской области от 06.09.2010г. замена паспорта Руденко Г.В. невозможна в связи с отсутствием сведений, устанавливающих её принадлежность к гражданству РФ. Рекомендовано обратится в судебные инстанции для подтверждения факта постоянного проживания на 06.02.1992г. в Российской Федерации (л.д.6). После отказа в замене паспорта Руденко Г.В. обратилась в ТП УФМС России по МО с требованиями о немедленной замене паспорта, в связи с достижением ею 20-ти лет и тем самым прекратить нарушение её конституционных прав (л.д.7). Из заключения УФМС России по МО об определении наличия или отсутствия гражданства РФ у гражданки Руденко Н.В. от 21.09.2011г. усматривается, что должностные лица УФМС установили, что Руденко Г.В., <дата>, уроженка <адрес> прибыла с территории <адрес> для постоянного проживания в Российской Федерации <дата> и была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. По достижению 14 летнего возраста, <дата> была документирована паспортом гражданина РФ серии <номер> выдан <номер> отделением милиции Серпуховского УВД Московской области. В связи с достижением 20 летнего возраста обратилась в Межрайонный отдел УФМС России по МО в городском округе Серпухов по вопросу обмена паспорта. Согласно сохранившихся архивов сведений о постоянном проживании на 06.02.1992г. не имеется, сведений о приобретении гражданства РФ – отсутствуют. Хотя Руденко Г.В. и является на момент рождения членом семьи военнослужащего Вооруженных сил РФ, но сведений регистрации на территории РФ до 06.02.1992г. – нет, следовательно, данный факт нарушает условия определения наличия гражданства у членов семьи военнослужащего. По базам УФМС России по МО и АС ЦБДУИГ приобретение гражданства РФ Руденко Г.В. не значится. На основании изложенного, указанным заключением сделан вывод о том, что Руденко Г.В. не является гражданином РФ. Из заключения УФМС России по МО проверки обоснованности выдачи паспорта от 12.04.2012г. усматривается, что должностные лица УФМС установили, что <дата> в связи с достижением 14 лет гражданка Руденко Г.В., <дата>, уроженка <адрес> документирована паспортом гражданина РФ серии <номер> выдан <номер> отделением милиции Серпуховского УВД Московской области на основании свидетельства о рождении серии <номер>, выданного <дата>. Бюро ЗАГС г.Серпухов Московской области. Заключением УФМС России по МО от 21.09.2011г. установлено, что гражданка Руденко Г.В. не является гражданкой РФ. На основании изложено установлено, что паспорт гражданина РФ серии <номер> выдан <номер> отделением милиции Серпуховского УВД Московской области считается выданным с нарушении установленного порядка, объявлен в розыск, сведения внесены в ASBASE, гражданке Руденко Г.В. необходимо объяснить процедуру получения гражданства РФ (л.д.21-22) В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Согласно статье 11 указанного Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 года №232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации. Во исполнение вышеприведенного поручения Правительством Российской Федерации 8 июля 1997 года принято Постановление №828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", пунктом 7 которого (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 779) закреплено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт. Следует отметить, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2007 года по делу №ГКПИ07-787 по заявлению гражданина об оспаривании нормативного правового акта - абзаца первого пункта 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 года №339, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" признан соответствующим действующему законодательству Российской Федерации. При этом в судебном решении указано, что эта норма предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяется на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании. Между тем, статьёй 250 ГПК РФ предусмотрено после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. Кроме того, в силу положений ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Таким образом, для оценки вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2007 года по делу №ГКПИ07-787 по заявлению гражданина об оспаривании нормативного правового акта следует применять вышеуказанные правила. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. В силу п. «а» ст.5 и ч.7 ст.4 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. В этой связи суд отмечает, что согласно статье 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Таким образом, исходя из вышеназванных законоположений, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. При рассмотрении настоящего гражданского дела суд установил, что в основу решения начальника Межрайонного ОУФМС России по Московской области в городском округе Серпухов об отказе в замене Руденко Г.В. паспорта, положено ранее принятые 21.09.2011 года и 12.04.2012 года заключения Межрайонного ОУФМС России по Московской области в городском округе Серпухов, утверждённые соответственно Начальником и Заместителем начальника УФМС России по Московской области (л.д.19-22). Таким образом, оспариваемые Руденко Г.В. действия начальника Межрайонного ОУФМС России по Московской области в городском округе Серпухов обусловлены решениями УФМС России по Московской области от 21.09.2011 года и от 12.04.2012 года, которые заявителем в установленном федеральным законом не оспаривались и которые не являются предметом оспаривания по настоящему делу. Для правильного разрешения заявления Руденко Г.В. следует руководствоваться требованиями п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №1545), согласно которому при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. При таких обстоятельствах суд считает, что заявление Руденко Г.В. о признании незаконными действий должностных лиц ОУФМС России в г.Серпухове об отказе в замене паспорта гражданина Российской Федерации не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Заявление Руденко Г.В. о признании незаконными действий должностных лиц ОУФМС России в г.Серпухове об отказе в замене паспорта гражданина Российской Федерации, ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. На решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд. Председательствующий В.А.Коляда