Дело № 2-1646/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2012 года Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Цыцаркиной С.И., при секретаре судебного заседания Мершеевой Р.А., с участием истца Кудряшова А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова А.В. к Комитету по управлению имуществом города Серпухова Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Истец Кудряшов А.В. обратился в суд с иском и просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>. Свои требования истец мотивирует тем, что ему был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем между истцом и КУИ г.Серпухова был заключен договор аренды земли <номер> от <дата> Согласно выписке из ЕГРП правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация. На данном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации. Наличие в ЕГРП записи о зарегистрированном праве федеральной собственности на земельный участок порождает противоречие между зарегистрированным и фактическим правом. Внесение в ЕГРП записи о праве собственности Российской Федерации было вызвано необходимостью государственной регистрации права собственности арендодателя при государственной регистрации договора аренды. В связи с тем, что на момент заключения договора аренды право государственной собственности на землю не было разграничено, а Правилами ведения Единого государственного реестра прав внесения в ЕГРП такого вида права, как государственная собственность не предусматривалось, то при регистрации такого оправа вносилась запись о праве собственности Российской федерации, как наиболее близкой к определению государственной собственности. С момента заключения договора аренды истец нес все расходы по содержанию арендованного земельного участка, поддерживал его в надлежащем состоянии, вносил обязательные платежи, вел работу по благоустройству. Наличие в ЕГРП записи о собственности Российской Федерации на землю лишает истца возможности надлежащим образом исполнять свои обязанности по договору аренды земли, а также распорядиться своим имуществом. В судебном заседании истец Кудряшов А.В. заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель ответчика Комитета по Управлению имуществом г.Серпухова Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, также полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии у Российской Федерации законных оснований для распоряжения спорным земельным участком. Представитель ответчика Территориального управления по Московской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, сведений об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Возражений относительно заявленных требований суду не представлено. Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области отдел по г.Серпухову в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ранее представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ. Выслушав истца, проверив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что предметом спора является земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах Муниципального образования «город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>. Постановлением Главы г.Серпухова от <дата> <номер> спорный земельный участок предоставлен Кудряшову А.В. в аренду на десять лет с <дата> по <дата> для индивидуального жилого дома (л.д.14). На основании указанного выше постановления главы г.Серпухова <дата> между КУИ г.Серпухова и Кудряшовым А.В. заключен договор аренды земли <номер> (л.д.8-10). Границы спорного земельного участка установлены и закреплены на местности, что подтверждается представленным кадастровым планом земельного участка (л.д.11-13). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата> собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является Кудряшов А.В. (л.д.18). Согласно выписки из ЕГРП от <дата>, правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (л.д.15). В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Судом установлено, что в 2004г. органом местного самоуправления истцу был предоставлен в аренду для индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенных к категории земель поселений. После заключения сторонами договора аренды земли, истец в соответствии с действующим законодательством представил данный договор для его государственной регистрации в Московскую областную регистрационную палату. <дата> была произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером объекта <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. При регистрации данного договора аренды арендодателем был Комитет по управлению имуществом г.Серпухова Московской области. Согласно выписки из ЕГРП, правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация. Указанная запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований, являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем, невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права. В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 № 154-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие. Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г. Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки. При рассмотрении настоящего спора между сторонами суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения. Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. По смыслу абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Поскольку при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду для индивидуального жилого дома в 2004г., КУИ г.Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования Кудряшова А.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке. Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду отсутствия такового. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>. Доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, суду не представлено. При указанных обстоятельствах, суд полагает правомерными требования истца о пизнании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, и подлежащими удовлетворению. Решение суда о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для индивидуального жилого дома, является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Кудряшова А.В. удовлетворить. Признать отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты>, расположенный в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья: