Дело № 2-1600/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 июня 2012 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре Крюковой И.С., с участием: старшего помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А., представителя истца – Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москве по доверенности – Куляс А.И., ответчика – Прохорова Н.А., УСТАНОВИЛ: Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) и неопределенного круга лиц к Прохорову Н.А. о понуждении разработать проект освоения лесов на лесном участке и получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов. Свои требования истец мотивирует тем, что Прохоровым Н.А. на основании договора аренды от <дата> <номер>, заключенного с Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, осуществляется пользование лесным участком, расположенным по адресу: <адрес>, номер государственного учета в лесном реестре <номер>, площадью <данные изъяты>. При пользовании лесными участками Прохоровым Н.А. не соблюдается лесное законодательство РФ, а именно: лесным законодательством РФ предусмотрено освоение лесов, которое осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а так же развития лесной промышленности. Лесным законодательством предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, порядок его разработки устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти. Государственная или муниципальная экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения не допускается. Согласно информации Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве до момента обращения прокурора с требованиями в суд ответчиком Прохоровым Н.А. проект освоения лесов на экспертизу не предоставлен, что существенно нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника арендованного лесного участка, поскольку использование осуществляется в противоречие с целями многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов. Старший помощник Серпуховского городского прокурора Кобозева О.А. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца – Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - Куляс А.И. в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Прохоров Н.А. в судебном заседании пояснил, что не возражает против разработки проекта освоения лесного участка, предоставленного ему в аренду, но до настоящего момента проект не разработан, поскольку никто из компетентных органов не дал ему разъяснения по порядку оформления проекта; стоимость оформления проекта является дорогостоящей, т.к. разработкой проекта занимаются только коммерческие организации, а не государственные. Пояснил также, что о наличии в договоре аренды земельного участка пункта о необходимости разработки проекта освоения ему было известно; просил представить срок для разработки проекта до октября 2012 года. Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему: Из представленной в материалы дела копии договора аренды лесного участка от <дата> (л.д. 9 -14) усматривается, что Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве Прохорову Н.А. в аренду передан лесной участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, номер государственного учета в лесном реестре <номер>. В соответствии с ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель Лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 12 Лесного кодекса РФ предусмотрено освоение лесов, которое осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а так же развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. В ч.2 ст.64 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии со ст. 88 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее по тексту – Порядок) утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545, применяется с 29.04.2012 года. Согласно п. 2. указанного Порядка Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 3 целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Согласно п. 5 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде. В силу п.9 Порядка экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным. В соответствии с п. 13 Порядка осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается. Согласно пп. «а» п. 10 раздела 3 договора аренды от <дата> <номер>, заключенного между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москве и Прохоровым Н.А., арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями указанного договора после государственной регистрации указанного договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № 5 к указанному договору, и предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. Договор подписан сторонами <дата>, зарегистрирован в Управлении федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области <дата> (л.д. 14). Акт приема - передачи лесного участка в аренду подписан сторонами <дата> (л.д.22). Подпунктом «в» п.11 Договора за арендатором – Прохоровым Н.А. закреплена обязанность в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Как следует из материалов дела, объяснений сторон, до настоящего момента ответчиком Прохоровым Н.А. не исполнены обязательства, взятые на себя по договору аренды земельного участка, не предоставлен проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, чем нарушено Лесное законодательство Российской Федерации. Ссылку ответчика на незнание порядка разработки проекта освоения лесного участка и его значительную стоимость изготовления проекта суд находит несостоятельной и не являющейся основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности, предусмотренной федеральным законодательством. О необходимости разработки данного проекта ответчику было достоверно известно с момента заключения договора аренды лесного участка. При таких обстоятельствах требования истца являются законными и обоснованными. Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, суд считает разумным установить срок разработки проекта освоения лесного участка до 1 октября 2012 года. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования удовлетворить. Обязать Прохорова Н.А. разработать в срок до 1 октября 2012 года проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, номер государственного учета в лесном реестре <номер>, площадью <данные изъяты>, и получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Фетисова И.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москве и неопределенного круга лиц к Прохорову Н.А. об обязании разработать проект освоения лесов и получить заключение государственной экспертизы