Дело № 2-2476/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 октября 2012 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И., с участием: Представителя истца Андреева А.Б. по доверенности и ордеру – адвоката Валикова В.А., Представителя ответчика Администрации г.Серпухова по доверенности – Паранина М.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева А.Б. к Администрации г.Серпухова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма У с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском и просит обязать Администрацию города Серпухова Московской области предоставить истцу на семью из 3-х человек жилое помещение – <адрес> по договору социального найма. Свои требования истец мотивирует тем, что ему совместно с семьей в составе супруги Андреевой И.Р. и дочери Осиповой Е.А. было предоставлено жилье в виде <данные изъяты> комнатной квартиры по адресу: <адрес>, на основании ордера <номер>, выданного согласно Постановления главы города Серпухова <номер> от <дата>. В апреле 2012 года истец обращался на имя главы города Серпухова с просьбой предоставить жилье по основанию социального найма. Однако, письмом от <дата> <номер> истцу было отказано в этом в связи с отсутствием оснований. Истец со своей семьей пользуется данным жилым помещением на законных основаниях, не ущемляя прав иных граждан и организаций. Принимая во внимание обстоятельство предоставления истцу жилья как нуждающемуся в жилом помещении, учитывая, что он со своей семьей не может быть выселен из спорной квартиры, имеются все основания для предоставления истцу с семьей жилья по указанному адресу на основании договора социального найма. Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, его интересы по доверенности и ордеру представлял адвокат Валиков В.А., который заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их, пояснив, что указанное жилое помещение было предоставлено истцу как работнику администрации, статус жилого помещения – общежитие. В настоящее время истец не состоит в трудовых отношениях с ответчиком, но поскольку он вместе с семьей был вселен в спорное жилое помещение до принятия нового Жилищного кодекса РФ, то не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Поскольку истцу негде больше проживать, кроме как в данном жилом помещении, то он является нуждающимся в получении жилого помещения. Поскольку истцу было предоставлено спорное жилое помещение как общежитие, то он не стал вставать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель ответчика Администрации г.Серпухова по доверенности – Паранин М.И. возражал против заявленных требований, пояснив, что жилое помещение имеет статус общежития. Жилое помещение предоставлялось истцу в связи с его трудовой деятельностью в администрации г.Серпухова с целью приближения места жительства истца к работе. Истец не состоит на учете в Администрации г.Серпухова в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не является малоимущим. Из спорного жилого помещения истца никто не выселяет. Третьи лица Андреева И.Р., Осипова Е.А. в суд не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц. Выслушав участников процесса, рассмотрев дело по представленным сторонами доказательствам в обоснование заявленных требований и возражения, суд приходит к следующему выводу. Спорным является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности г.Серпухова от 20.09.2012г. – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, основание приема в муниципальную собственность - Постановление главы администрации от <дата> <номер>, балансодержатель - Комитет по управлению имуществом.. Постановлением Главы города Серпухова Московской области от <дата> <номер> «Об организации муниципального общежития по адресу: <адрес> в квартире <адрес> организовано муниципальное общежитие для проживания специалистов». В соответствии с ордером на жилую площадь в общежитии <номер> от <дата>, выданного на основании Постановления главы города от <дата> <номер>, Андрееву А.Б. по списку администрации города предоставлены 2 комнаты на 3-и человека в общежитии муниципальном по <адрес>. В материалы дела представлена архивная выписка из Постановления главы города Серпухова Московской области от <дата> <номер> «Об утверждении списков администрации города на заселение муниципальных общежитий», в соответствии с которым утверждены списки МУЗ ЦРБ, администрации города на предоставление жилой площади в муниципальных общежитиях. Приложением № 2 к данному постановлению является список администрации города на 2 семьи. Под № 2 в данном списке указан наниматель Андреев А.Б., жена Андреева И.Р., дочь Андреева Е.А., которым предоставляется жилая площадь в связи с приближением к месту работы по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> в данной квартире с <дата> зарегистрированы Андреев А.Б., Андреева И.Р. , Осипова Е.А. . Согласно записей в трудовой книжке Андреева А.Б. он с <дата> года по <дата> года работал <должность> в А. откуда был уволен по собственному желанию, в настоящее время работает в ООО «М. » водителем в отделе экспедиции и клиентуры. 19 марта 2012 года Андрееву А.Б. председателем Комитета по управлению имуществом г.Серпухова дан ответ на его заявление о снятии статуса общежития с двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, из которого следует, что Комитет по управлению имуществом города Серпухова не имеет намерений снять статус общежития с вышеуказанной квартиры. На аналогичное обращение истца Главой города Серпухова 27 апреля 2012 года дан ответ, что Администрация города Серпухова не имеет намерений снимать статус общежития с квартиры, которую предоставить истцу по договору социального найма оснований не имеется. В материалы дела представлена справка Отдела учета и распределения жилой площади Администрации города Серпухова Московской области о том, что Андреев А.Б., зарегистрированный по адресу: <адрес>, на учете нуждающихся в жилых помещениях при Администрации г.Серпухова не состоит. Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений суд находит заявленные требования истца не подлежащими удовлетворению. Согласно ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В ст.93 ЖК РФ закреплено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. В силу положений ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Как указано в ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В силу ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В силу ст.5 Федерального закона № 189 «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, когда были вынесены Постановление главы города Серпухова «Об организации муниципального общежития по адресу: <адрес>» № 285 от 24.02.2005г., и Постановление № 286 от 24.02.2005г. «Об утверждении списков администрации города на заселение муниципальных общежитий», служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Как установлено в ходе рассмотрения дела, спорная квартира является собственностью муниципального образования, отнесена к специализированному жилищному фонду Постановление главы города Серпухова «Об организации муниципального общежития по адресу: <адрес>» и имеет статус общежития. Жилое помещение было предоставлено истцу именно как общежитие с целью приближения места жительства истца к месту его работы. Доказательств того, что спорное жилое помещение имело иной правовой статус или в настоящее время данный статус жилого помещения изменен, материалы дела не содержат, стороной истца не представлены. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. На основании ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ч.1 ст. 60 ЖК Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем. Согласно ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В ч.3 ст.40 Конституции РФ закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В развитие названных конституционных положений ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ). Закон Московской области от 12 декабря 2005г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят Постановлением Московской областной Думы от 30 ноября 2005г. № 7/160-П) устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данным законом в органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, создаются общественные комиссии по жилищным вопроса (ст.1 Закона). В статье 2 Закона указан порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и перечень документов, которые прилагаются к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 27 января 2009г. № 96 «Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Серпухова и состава общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Серпухова» утверждены Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам, в соответствии с которым Комиссия рассматривает заявления и документы граждан для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по учетной норме общей площади жилого помещения для постановки на учет, и последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма (п. 3.1. Положения), Решения Комиссии оформляются протоколом заседания, который подписывается всеми членами Комиссии, присутствующими на заседании (п. 4.8 Положения). Решения Комиссии носят рекомендательный характер и служат основанием для принятия правового акта Главой города (п. 4.10 Положения). Из материалов дела следует, что, истец Андреев А.Б., которому спорное жилое помещение, имеющее статус общежития, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма не стоит, в связи с чем требования истца об обязании ответчика предоставить истцу по договору социального занимаемое им жилое помещение, имеющее статус общежития, не имеется. В соответствии с действующим жилищным законодательством после прекращения служебных и трудовых отношений право пользования предоставленным служебным жилым помещением и жилым помещением в общежитии сохраняется гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст.103 ЖК РФ), которые в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены из занимаемых служебных помещений без предоставления другого жилого помещения социального использования, о чем указано в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". В ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.). В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ, или имеющие право состоять на данном учете согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Доводы представителя истца в обоснование заявленных требований передачи занимаемого истцом жилого помещения по договору социального найма о том, что истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения, предоставленного в качестве общежития до введения в действия ЖК РФ, не имеют правового значении для рассмотрения настоящего дела, поскольку ответчиком не заявлялось требование о выселении истца и членов его семьи из занимаемого ими жилого помещения. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Андреева А.Б. к Администрации г.Серпухова о предоставлении по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: И.С.Фетисова