приговор в отношении Корнеевой



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об освобождении от уголовной ответственности

и о применении принудительной меры медицинского характера

город Серов «05» августа 2011 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи - Коваленко О.А.,

с участием государственного обвинителя помощника Серовского городского прокурора Кузнечевского Д.М.,

лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние Корнеевой Зои Федоровны,

защитника Никитиной Я.В., предоставившего удостоверение и ордер ,

законного представителя Бронниковой О.Ю.,

при секретаре Максимовой Ю.М.

рассмотрев в закрытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

КОРНЕЕВОЙ ЗОИ ФЕДОРОВНЫ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, проживающей в <адрес> – 3, не содержащейся под стражей по данному делу,

совершившей запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд

УСТАНОВИЛ:

Корнеева З.Ф. совершила запрещенное уголовным законом деяние, связанное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровья, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах:

В период с 18:30 часов ДД.ММ.ГГГГ до 06:00 часов ДД.ММ.ГГГГ, Корнеева З.Ф., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в <адрес>, на почве вне­запно возникших личных неприязненных отношений к ФИО7, действуя умышлен­но, из личной неприязни, с целью причинения вреда здоровью, нанесла последнему мно­жество ударов кочергой в область головы и тела, причинив телесные повреждения в виде: закрытой травмы правого плечевого сустава (разрыв капсулы и связок сустава, вывих го­ловки правого плеча, обширные кровоизлияния в мягкие ткани вокруг сустава) - которые у живых лиц оцениваются по исходу и наступившим последствиям, на трупе достоверно определить степень тяжести указанных повреждений не представилось возможным; мно­жественных кровоподтеков верхних конечностей, внутрикожных кровоизлияний, крово­подтека в области шеи, множественных кровоподтеков передней и правой боковой по­верхности груди, кровоподтеков, ссадин в области обеих голеней, не расценивающихся как вред здоровью; закрытой черепно-мозговой травмы в виде травматической острой субдуральной гематомы в правой теменно-затылочной области объемом 20 мл в виде бле­стящих темно-вишневых пластинчатых сгустков крови, кровоподтеков левой теменной области на волосистой части головы, кровоизлияний в мягкие ткани головы в правой те­менно-затылочной области, кровоподтека, травматического отека мягких тканей в обла­сти век правого глаза и правой височной области, ушибленных ран левой щечной обла­сти, левой подбородочной области, кровоподтека в области левой ушной раковины, кро­воподтеков, ушибленной раны, ссадин слизистой оболочки верхней и нижней губы, жидкая кровь в полостях сердца, венозное полнокровие внутренних органов, осложнившейся набуханием вещества головного мозга и его оболочек, отеком легких, являющейся опасной для жизни и оценивается как причинившая тяжкий вред здоровью потерпевшего и со­стоящей в прямой причинной связи со смертью ФИО7

Лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние Корнеева З.Ф. в судебном заседании вину не признала и показала, что телесных повреждений ФИО7, от которых наступила смерть последнего, в своей квартире не причиняла, считает, что повреждения ему были причинены неизвестными лицами, у неё не было мотива для совершения преступления. Обнаруженные на её одежде, обуви пятна крови могли образоваться вследствие того, что она совместно с соседями ночью перетаскивали ФИО7 в квартиру.

Законный представитель Бронникова О.Ю. в судебном заседании показала, что Корнеева З.Ф. не состоит на учете в отделе опеки и попечительства, поскольку над ней не оформлялось попечительство. Согласно заключению экспертов Корнеева З.Ф. страдает хроническим психическим расстройством и нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре.

Совершение Корнеевой З.Ф. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается совокупностью исследованных судом допустимых доказательств.

Представитель потерпевшего ФИО6, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показал, что погибший ФИО7 его брат, о смерти которого узнал от сотрудников милиции. Брат злоупотреблял спиртными напитками, но на женщин руки не поднимал, не оскорблял. Ему стало известно, что брат умер от травм (л.д.131-133).

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ на трупе ФИО7 обнаружены повреждения, которые по признаку опасности для жизни, расцениваются как тяжкий вред здоровью. Смерть ФИО7 наступила вследствие закрытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся набуханием вещества головного мозга и его оболочек, отеком легких. Кроме того, на трупе ФИО7 обнаружены другие телесные повреждения, которые как вред здоровью не расцениваются. Повреждения, обнаруженные при судебно-медицинском исследовании трупа Ши­мова Н.Н., могли быть получены при ударном воздействии тупым твердым предметом (предметами), имеющими в своем строении продолговатую ограниченную площадь со­прикосновения, а также несколько приостренную грань (л.д.55-58).

Согласно заключению эксперта био от ДД.ММ.ГГГГ на куртке, половнике и сапогах обнаружена группа крови человека соответствующей Корнеевой З.Ф. и ФИО7 На куртке, пальто и кочерге найдена кровь человека, при установлении групповой при­надлежности которой был выявлен лишь антиген Н, характеризующий ту же группу кро­ви. То есть полученные результаты не исключают происхождения крови на куртке, паль­то, кочерге, половнике, скатерти и сапогах как от ФИО7 и Корнеевой З.Ф., так и других лиц, имеющих аналогичную группу крови (л.д. 68-73).

Согласно заключению эксперта мг от ДД.ММ.ГГГГ на представленной кочерге обнаружена кровь, которая на 99,9999999% при­надлежит ФИО7 (л.д. 80-93).

Согласно заключению эксперта м/к от ДД.ММ.ГГГГ следы вещества красно-бурого цвета, обнаруженные на правой поле пальто Корнеевой З.Ф., являются помарками с эле­ментами пропитывания и элементами мазков, которые могли образоваться в результате попадания (контакта) некоторого количества вещества красно-бурого цвета с последую­щим динамическим контактом с поверхностью (участком поверхности) какого-либо предмета и частичным впитыванием в ткань пальто вещества красно-бурого цвета за счет капиллярности материала.

Следы вещества красно-бурого цвета, обнаруженные на зимних сапогах Корнеевой З.Ф. являются помарками с элементами пропитывания, мазков, потеков и затеков, кото­рые образовались в результате попадания (контакта) некоторого количества вещества красно-бурого цвета с последующим динамическим контактом с поверхностью (участком поверхности) какого-либо предмета, частичным впитыванием в ткань сапога и пере­мещением (стекания) следообразующего вещества красно-бурого цвета под действием силы тяжести у отдельных следов.

Кроме того, на правом сапоге обнаружена брызга, которая образовалась от попада­ния на поверхность подошвы с предварительным ускорением, в направлении снизу вверх и сзади наперед.

Следы вещества красно-бурого цвета, обнаруженные на правом рукаве куртки ФИО7 являются помарками с элементами пропитывания, мазков и потеков, кото­рые образовались в результате попадания (контакта) некоторого количества вещества красно-бурого цвета с последующим динамическим контактом с поверхностью (участком поверхности) какого-либо предмета, частичным впитыванием в ткань куртки и пере­мещением (стекания) следообразующего вещества красно-бурого цвета под действием силы тяжести у отдельных следов.

Кроме того, на правой поле верхней трети куртки обнаружена брызга, которая обра­зовалась от попадания на поверхность куртки с предварительным ускорением, в направле­нии справа налево и спереди назад (л.д. 100-110).

Свидетель ФИО8, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показал, что ДД.ММ.ГГГГ в 18:10 часов в дежурную часть Восточного ПОМ обратилась Корнеева З.Ф. и сообщила, что в <адрес>, в <адрес> умер ФИО7 Он совместно со старшим оперуполномоченным Восточного ПОМ ФИО9, а также с Корнеевой З.Ф. прибыли по указанному адресу, где в кухне квартиры на полу, между кро­ватью и печью, лежал ФИО7 без признаков жизни. На голове и лице ФИО7 имелись телесные повреждения в виде ссадин и кровоподтеков. ФИО7 ле­жал ногами к выходу. При визуальном осмотре кухни на половиках и скатерти были обнаружены пятна буро­го цвета, похожие на кровь. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что вечером ДД.ММ.ГГГГ Корнеева З.Ф. приходила в магазин , у нее на верхней одежде были пятна бурого цвета, похожие на кровь. Корнеева З.Ф. вела себя неадекватно, пела песни, была в состоя­нии алкогольного опьянения. В ходе осмотра места происшествия были обнаружены и изъяты предметы и вещи, на кото­рых имелись пятна бурого цвета, похожие на кровь: жен­ские сапоги, куртка черная мужская; пальто женское; полотенце; половики; скатерть с кухонного стола; половник; кочерга (л.д.140-141).

Аналогичные показания дал свидетель ФИО10, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.142-143).

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в осмотре­нном одноэтажном деревянном строении по адресу: <адрес>, в <адрес> были обнаружены и изъяты одежда, вещи и предметы, на которых имелись пятна бурого цвета, похожего на кровь. Данные предметы были осмотрены (л.д.19-27, 28-31).

Согласно протоколу осмотра трупа от ДД.ММ.ГГГГ, на трупе ФИО7 обнаружены множественные повреждения в области головы, лица, тела, конечностей, одежда трупа – рукав куртки имеет участки подсохшей крови (л.д.29-35).

Свидетель ФИО11, допрошенная в ходе предварительного расследования, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показала, что около 21 часа ДД.ММ.ГГГГ в магазин, где она работает, пришла в нетрезвом состоянии Корнеева З.Ф., у которой на пальто, под правым карманом, были видны следы крови в форме брызг. Она спросила у Корнеевой, почему у той одежда в крови, на что последняя ответила, что ФИО7 поранился и его надо полечить. Взяв бутылку водки, Корнеева З.Ф. ушла. ДД.ММ.ГГГГ между 9 и 10 часами Корнеева З.Ф. вновь пришла в магазин, попросила бутылку водки в долг. Одета Корнеева была в фуфай­ку черно-серого цвета, на голове была солдатская шапка, а на ногах сапоги синтетические синего цвета, на которых были следы крови. Она обратила внимание, что кровь несве­жая. У Корнеевой З.Ф. она спросила о состоянии ФИО7, на что та ответила, что ФИО7 находится у неё дома, его избили подростки (л.д.149-151).

Аналогичные показания дала свидетель ФИО12, допрошенная в ходе предварительного расследования, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.146-148).

Свидетель ФИО13, допрошенная в ходе предварительного расследования, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показала, что ДД.ММ.ГГГГ вечером употребляла спиртное совместно с Корнеевой, ФИО6 и ФИО15 в доме у последнего. Конфликтов в ходе распития спиртного не возникало, у ФИО7 телесных повреждений она не видела. Уходя от ФИО15, она пошла по <адрес> в сторону дома, а ФИО6 и Корнеева свернули на <адрес> в <адрес> (л.д.152-154).

Свидетель ФИО14, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ употребляли спиртное вместе с ФИО7, Корнеевой З.Ф. и ФИО13, после чего все ушли. ДД.ММ.ГГГГ днем от соседа ФИО15 узнал, что ФИО7 вероятно находится у Корнеевой З.Ф., также тот рассказал, что с сожительницей помогал затаскивать ФИО7 в квартиру к Корнеевой З.Ф., как он по­нял, ФИО7 был жив, в состоянии алкогольного опьянения, и шевелился (л.д.155-157).

Свидетель ФИО15, допрошенный в ходе предварительного расследования, показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показал, что в период с 04:30 до 05:00 часов ДД.ММ.ГГГГ по просьбе Корнеевой З.Ф. помог вместе с сожительницей перетащить ФИО7 домой. Обнаружили ФИО7, лежащим в коридо­ре возле сеней. Голова у него была направлена в сторону кухни, ноги к выходу. Они занесли ФИО7 на кух­ню и положили на пол, на спину, вдоль печи. У ФИО7 он заметил разбитые в кровь губы, других телесных повреждений не ви­дел, крови на полу в кухне и на одежде ФИО7 не было. Полагал, что ФИО7 пьян, поэтому не мог передви­гаться сам (л.д.158-160).

Свидетель ФИО16, допрошенная в ходе предварительного расследования, показания которой оглашены в судебном заседании с согласия сторон в соответствии со статьёй 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации показала, что ДД.ММ.ГГГГ из разговора с Корнеевой З.Ф. узнала, что ФИО7 к ней подкинули, а она занесла его домой (л.д.161-163).

Факт совершения именно Корнеевой З.Ф. запрещенного уголовным законом деяния подтверждается тем, что телесные повреждения ФИО7, от которых наступила его смерть, были причинены потерпевшему в <адрес> в <адрес> – то есть по месту жительства Корнеевой З.Ф., о чем свидетельствует наличие на обнаруженных и изъятых с кухни и комнаты квартиры – половиках, половнике, кочерге, скатерти, полотенце, обуви, пальто, куртке, следов бурого цвета, похожих на кровь. Согласно заключениям экспертов на куртке, половнике, сапогах, пальто, скатерти и кочерге обнаружена кровь человека, которая не исключается от ФИО7, при этом на кочерге обнаружена кровь именно потерпевшего, что определено заключением эксперта с вероятностью 99,9999999%.

Исходя из показаний свидетелей Рассказовой, ФИО12 в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ Корнеева З.Ф. приходила в магазин в одежде, на которой имелись пятна крови в виде брызг, а утром ДД.ММ.ГГГГ на неё обуви свидетели видели следы крови, при этом согласно заключению эксперта на сапоге и куртке обнаружены брызги, которые образовались от попадания на поверхность с предварительным ускорением, что может свидетельствовать об образовании указанных брызг вследствие нанесения потерпевшему ударов кочергой с повреждением кожного покрова и последующим разбрызгиванием крови.

Исходя из показаний свидетеля ФИО15, в ночное время ДД.ММ.ГГГГ, в момент перемещения ФИО7 из коридора возле сеней до кухни квартиры, на лице последнего каких-либо телесных повреждений, кроме повреждения губ, не было, в то время как при осмотре трупа и экспертом обнаружены у ФИО7 значительные повреждения в области головы и лица, что свидетельствует о получении всех обнаруженных у него повреждений, после перемещения ФИО7 в квартиру по месту жительства Корнеевой З.Ф., где кроме последней, никого из посторонних лиц, как установлено судом, не было.

Таким образом, оценив исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу о том, что именно ФИО1 умышленно причинен тяжкий вред здоровью ФИО7, повлекший его смерть, то есть ею совершено запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

Согласно заключению комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Корнеева З.Ф. во время инкриминиру­емого ей деяния обнаруживала и в настоящее время обнаруживает признаки хрони­ческого психического расстройства: органическое заболевание головного мозга сложного генеза (врожденная недостаточность, последствия черепно-мозговой травмы, хроническая алкогольная интоксикация), выраженный психоорганический синдром, смешанный вари­ант (органическое расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями, F 07.18 по МКБ-10). Не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Корнеева З.Ф. нуждается в применении принудительных мер медицинского характе­ра в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа (л.д.115-117).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 441-443, 444 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом «в» части 1 статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить КОРНЕЕВУ ЗОЮ ФЕДОРОВНУ от уголовной ответственности за совершенное запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Применить к КОРНЕЕВОЙ ЗОЕ ФЕДОРОВНЕ принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Меру пресечения в отношении Корневвой З.Ф. подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить при помещении её в психиатрический стационар.

Вещественные доказательства: мужскую куртку, хранящуюся в камере хранения Серовского межрайонного следственного отдела – передать представителю потерпевшего ФИО6; женское пальто, сапоги зимние синего цвета, хранящиеся в камере хранения Серовского межрайонного следственного отдела – передать Корнеевой З.Ф.; половник, кочергу, скатерть, хранящиеся в камере хранения Серовского межрайонного следственного отдела – уничтожить по месту хранения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения. При подаче кассационной жалобы Корнеева З.Ф. вправе ходатайствовать о своем участии, а также законного представителя и защитника при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья О.А.КОВАЛЕНКО

Постановление изготовлено в совещательной комнате на компьютере.