Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов 30 марта 2011 года
Серовский районный федеральный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеевой И.П.,
при секретаре Рычковой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску
ЩЕТИХИНОЙ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ к
ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в <адрес> и <адрес>»
О ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРИОДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ и
ВОССТАНОВЛЕНИИ ВЫПЛАТЫ ДОСРОЧНО ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
ПО СТАРОСТИ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Щетихина И.П. обратилась в суд с иском к ГУ «УПФР в <адрес> и <адрес>» о зачете в специальный трудовой стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периодов трудовой деятельности:
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – в должности зубного врача МП «Стоматологическая поликлиника»;
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – отпуска без сохранения заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – вынужденный отпуск по инициативе администрации;
и восстановлении выплаты досрочно льготной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ПФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением ответчика ей была назначена льготная пенсия и выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной деятельности – 30 лет на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж определен – 26 лет 09 мес. 01 дня, в зачете вышеуказанных периодов отказано. С данным решением не согласна, т.к. с 1975 года работала в одном и том же лечебном учреждении – стоматологической поликлинике.
В судебном заседании истец Щетихина И.П. предъявленные требования поддержала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ «УПФР в <адрес> и <адрес>» с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, с ДД.ММ.ГГГГ пенсия была назначена и выплачивалась в течение года. Повторным решением ПФ № от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием необходимого специального стажа лечебной деятельности – 30 лет на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж определен – 26 лет 09 мес. 01 дня, в зачете вышеуказанных периодов отказано. С данным решением не согласна. С 1975 года работала в одном и том же лечебном учреждении – стоматологической поликлинике, сначала в должности медицинской сестры, затем зубного врача. В период с 1993 по 1998 гг. поликлиника являлась Муниципальным предприятием, однако, в работе данного учреждения, её должностных обязанностях ничего не изменилось. Характер её деятельности не зависел от названия учреждения и его организационно-правовой формы. С ДД.ММ.ГГГГ решением КМИ <адрес> деятельность МУЗ «Стоматологическая поликлиника» была приостановлена в связи с невозможностью финансирования. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было образовано МУЗ «Поликлиника №». На период реорганизации все сотрудники с 06 по ДД.ММ.ГГГГ были отправлены по инициативе администрации в отпуск без содержания. Данный отпуск являлся вынужденным, поэтому считает, что эти дни подлежат зачету в стаж работы по специальности. С ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации. В 1989 году проходила переквалификацию в Свердловском УПК при больнице № по специальности «зубной врач». В 2010 году – в <адрес>вом центре повышения квалификации работников здравоохранения по направлению «стоматологическая помощь населению». Обязательным условием осуществления трудовой деятельности является прохождение повышения квалификации через каждые 5 лет. Периоды болезни - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были оформлены как отпуска без сохранения заработной платы.
Представитель ответчика – Мирошниченко Н.Н., действующая на основании доверенности, явилась в судебное заседание, с требованиями не согласна. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Щетихиной И.П. были представлены заявление и документы для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Первоначально, УПФР в <адрес> и <адрес> было вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Щетихиной пенсии, её специальный трудовой стаж составил 30-0-0, общий трудовой – 31 год 06 мес. 24 дня. При дополнительном рассмотрении документов истца, согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Щетихиной в назначении пенсии. Из специального стажа истца исключены периоды отпуска без сохранения заработной платы; курсов повышения квалификации, вынужденного отпуска по инициативе администрации, поскольку их включение в специальный трудовой стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В зачете периода работы в должности зубного врача МП «Стоматологическая поликлиника» отказано, т.к. действующими нормативными документами в стаж на соответствующих видах работ включается работа только в учреждениях здравоохранения, в указанный период «Стоматологическая поликлиника» по организационно-правовой форме являлась предприятием.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Щетихиной И.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
По смыслу названной нормы, досрочная трудовая пенсия по старости назначается при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения…, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – в должности зубного врача МП «Стоматологическая поликлиника», были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений …, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены «Поликлиники всех наименований»; в разделе «Наименование должностей» - «врачи – специалисты всех наименований».
Как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными документами, с ДД.ММ.ГГГГ Щетихиной И.П. решением ГУ «УПФР в <адрес> и <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Повторным решением № от ДД.ММ.ГГГГ решение № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято решение о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии истцу было оказано. Из стажа трудовой деятельности исключены оспариваемые Щетихиной периоды.
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ суд считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке, уточняющей справке № от ДД.ММ.ГГГГ Щетихина И.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в стоматологической поликлинике <адрес> в должности медицинской сестры; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности зубного врача. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с приостановкой деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника» находилась в отпуске по инициативе администрации; в отпуске без сохранения заработной платы - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. А также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на курсах повышения квалификации.
Кроме того, в вышеуказанной справке № указано, что ДД.ММ.ГГГГ Стоматологическая поликлиника <адрес> реорганизована в МП «Стоматологическая поликлиника»» на основании решения КМИ № от ДД.ММ.ГГГГ, по организационно – правовой форме являлась учреждением. МП «Стоматологическая поликлиника» ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в МУЗ «Стоматологическая поликлиника» на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Стоматологическая поликлиника» приостановила свою деятельность на основании Решения № от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ была образована в МУЗ «Поликлиника №».
Согласно справке МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника №» №, № от ДД.ММ.ГГГГ, Уставу от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие «Серовская стоматологическая поликлиника» являлось самостоятельным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению <адрес>. Учредителем являлась Администрация <адрес>.
Согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ основной задачей зубного врача является оказание в амбулаторных условиях квалифицированной лечебно-диагностической и профилактической помощи пациентам с заболеваниями зубов и полости рта.
Как было указано выше, условием для включения периода в стаж работы является в силу подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" осуществление лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.
При оценке требований истца о включении периода трудовой деятельности в должности зубного врача в специальный стаж, суд исходит из характера выполняемых им в тот период обязанностей и осуществляемой Щетихиной И.П. лечебной деятельности.
При таких обстоятельствах, учитывая специфику условий труда и профессии, и выполняемые истцом функции, которые ответчиком не оспариваются, суд считает необходимым требование о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (4-6-7)– в должности зубного врача МП «Стоматологическая поликлиника», зачесть в стаж работы истца по специальности.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период –18.06.-ДД.ММ.ГГГГ (0-2-3), при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется рабочее место (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, действующее на период предоставления и использования истцом времени для курсов повышения квалификации законодательство не содержало прямого указания на исключение данных периодов из специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (0-0-14), при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Анализ вышеназванной правовой нормы подразумевает, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от основной работы – трудовой договор с работником не прекращается и по завершению обучения он возвратится к месту основной работы, соответственно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает сохранение (на время обучения) места работы (должности). На указанный период за работником также сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием для выполнения работы, Щетихина направлялась на курсы повышения квалификации распоряжениями работодателя.
Как установлено, курсы повышения квалификации были необходимы истцу для дальнейшей работы, после их прохождения Щетихиной выданы свидетельство и удостоверение о прохождении повышения квалификации. В данные периоды ей начислялась заработная плата, сохранялось рабочее место.
Суд считает, что оспариваемые истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации, всего 0-2-17 подлежат зачету в специальный трудовой стаж.
Согласно ч. 1 ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочим признается не только время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять трудовые обязанности, но также иные периоды, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Согласно законодательству такими периодами являются: простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК).
Судом установлено, подтверждается копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, что с ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Стоматологическая поликлиника» приостановило свою деятельность. Во время нахождения работников Стоматологической поликлиники в вынужденном прогуле по инициативе администрации, за всеми, в том числе и Щетихиной И.П., была сохранена заработная плата, вины работника в невыполнении непосредственно лечебной деятельности нет.
Поэтому, суд считает, что период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ№ – вынужденный отпуск по инициативе администрации, не был включен в специальный трудовой стаж истца необоснованно.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды отпусков без сохранения заработной платы не подлежат зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, так как в эти периоды Щетихина И.П. не выполняла работу, дающую ей право на льготное исчисление пенсии.
Решением УПФР истцу зачтён специальный трудовой стаж 26 лет 09 мес. 01 день.
По решению суда подлежит зачету период – 4 года 09 мес. 0 дн. (4-6-7 + 0-2-17 + 0-0-7 = 4-9-0).
Всего специальный трудовой стаж Щетихиной, на дату обращения в ПФ – ДД.ММ.ГГГГ составлял 31 год 6 мес. 01 день.
Таким образом, выплату пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ следует возобновить.
На основании изложенного, исковые требования Щетихиной И.П. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Щетихиной Ирины Петровны удовлетворить частично.
Обязать ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ в <адрес> и <адрес>» зачесть ЩЕТИХИНОЙ ИРИНЕ ПЕТРОВНЕ в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – в должности зубного врача МП «Стоматологическая поликлиника»;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – вынужденный отпуск по инициативе администрации.
Обязать ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ в <адрес> и <адрес>» возобновить ЩЕТИХИНОЙ ИРИНЕ ПЕТРОВНЕ выплату трудовой пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Серовский районный суд.
Судья подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
КОПИЯ ВЕРНА
СУДЬЯ И.П. ТИМОФЕЕВА.