РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2011 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Лузянина В.Н., при секретаре Синчук Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению О постановке на кадастровый учет земельного участка суд УСТАНОВИЛ: Полухин С.В. обратился в Серовский районный суд с исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Серовский отдел о постановке на кадастровый учет земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. в октябре 2010г. ООО «Кадастр-сферой» были проведены межевые работы, постановлением администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ схема межевания была утверждена. После проведения межевания земельного участка в Межрайонный отдел № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> подано заявление о постановке земельного участка на кадастровый учёт. ДД.ММ.ГГГГ получено решение № об отказе в проведении кадастрового учета объекта недвижимости. Просит суд обязать Межрайонный отдел № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> осуществить постановку земельного участка площадь 2000кв.м. расположенного по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что на основании договора дарения является собственником жилого дома под номером 26, расположенного по <адрес>. С момента государственной регистрации права на объект недвижимости, какие либо изменения ограждении земельного участка не производил. Границы участка сформированы задолго до оформления дарственной, определены по периметру забором. При межевании земельного участка его границы согласованы со смежными землепользователями, каких либо споров не зафиксировано. Само по себе превышение площади земельного участка от допустимых величин не изменяет границы участка, готов выкупить площадь земельного участка превышающего нормативную величину в собственность и оплачивать земельный налог со всей существующей и сформировавшейся площади земельного участка. Ответчик в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и разрешить спор на усмотрение суда. В обоснование законности отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет предоставлен отзыв, из которого следует: На обращение Полухина в результате выполнения кадастровых работ установлено образование земельного участка расположенного по адресу: <адрес> путем перераспределения двух участков : 1. ранее учтенного земельного участка с КН 66:61:0221001:22 и 2. части земельного участка государственной собственности, не закрепленного за третьими лицами кадастрового квартала 66:61:0221001 В приложении к межевому плану имеется схема расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории на земельный участок по адресу: <адрес>, ул. 1-я <адрес>ю 2000 кв. м., согласованная Главным архитектором Серовского городского округа, утвержденная постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. По рассмотрении представленных документов принято решение об отказе в проведении кадастрового учета объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что постановление Администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Полухину Сергею Вячеславовичу по содержанию не соответствует требованиям законодательства, ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ. Отказано на основании ч. 2 п 2 ст. 27 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Площадь земельного участка по адресу: <адрес> в БД ГКН поданным МИ ФНС России № кв.м. По результатам межевания ООО «Кадастр-Сфера» уточнена площадь земельного участка 2000 кв. м. <адрес> согласно ч. 1 п. 5 ст.27 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» не может превышает установленные законом требования на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. На территории Серовского городского округа установлен минимальный размер предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 600 кв. м. (решение Думы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ) Таким образом, внести изменения в ГКН можно на площадь не более 1850 кв. м (1250 +600). <адрес> земельного участка по существующему деревянному забору 2000км. м. Постановлением администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждается схема расположения земельного участка, образованного путем перераспределения двух участков: ранее учтенного земельного участка государственной собственности площадью 1250кв. м. с КН 66:61:0221001:22 и части земельного участка государственной собственности, не закрепленного за третьими лицами площадью 750 кв. м. На основании письма ФГУ ЗКП по <адрес> №@ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении сведений о «земельных участках госсобственности» из государственного кадастра недвижимости» должностным лицом МО № ФГУ ЗКП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о снятии с государственного кадастрового учета «земельных участков госсобственности» с изменением статуса сведений о таких участках на «архивный». Таким образом, часть земельного участка государственной собственности, не закрепленного за третьими лицами площадью 750 кв. м. кадастрового квартала 66:61:0221001 снята с кадастрового учета. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и принятые в его развитие нормативные правовые акты не содержат норм, предусматривающих формирование земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами. Согласно ст. 11.2 ЗК РФ предусматривается возможность образования земельных участков, в т. ч. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.. Перераспределение земельных участков в соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ допускается только смежных участков, на одном праве, с одним разрешенным использованием. Перераспределять земельные участки и земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности не допустимо. Таким образом, исходя из вышесказанного, решение об отказе принято МО № ФГУ ЗКП по <адрес> правомерно. Исходя из сложившийся ситуации, принятие решения о постановке на кадастровый учет в судебном порядке является единственно возможным. Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Суд, заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему. В силу ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Пунктом 2 указанной статьи Закона, предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. В силу п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены уполномоченным органом. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, частности, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением, в частности случая перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса. В силу положений ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев: 1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса. В случаях, указанных в пункте 3 поименованной статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением. При этом на основании с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Судом достоверно установлено, истец на основании договора дарения является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно технической инвентаризации домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь земельного участка 1515кв.м. + 101 кв.м. под плодовоягодными насаждениями. В октябре 2010 года истец обратился в ООО «Кадастр-Сфера» с целью проведения межевых работ. Постановлением администрации Серовского городского округа за № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 2000 кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома образованного путем перераспределения двух участков: 1) ранее учтенного земельного участка государственной собственности с кадастровым номером 66:61:0221001:22, площадью 1250 кв.м. внесен в ГКН без графических материалов, 2) части земельного участка государственной собственности, не закрепленного за третьими лицами кадастрового квартала 66:61:0221001. Однако, ни дополнительный участок площадью 750 кв.м., ни ранее учтенный в ГКН земельный участок мерою 1250кв.м. не были сформированы в установленном законом порядке. В связи с чем, разрешение вопроса о перераспределении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не представляется возможным. Определение площади земельного участка осуществлено ООО «Кадастр-Сфера» по результатам уточнения, сама по себе ссылка в Постановлении Администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков, не влечет отказ в постановке ГКН уточненного земельного участка, и не относит его к числу земельных участков поименованных в п.8 ст.28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Абзацем 2 пп. 1 п.1 Решения Думы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размер предоставления земельных участков под существующими домовладениями, право на которые не было оформлено надлежащим образом до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации определяется по фактическому использованию. В силу п.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. В соответствии с п.п.5, 6 данной статьи, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, в силу п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия. Истец является собственником расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества – жилой дом, получив органе местного самоуправления необходимые документы, которыми земельный участок не отнесен к категории земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, указанных в п.8 ст.28 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждение которых не допускается, имеет право на приобретение в собственность земельного участка, занятого данным объектом недвижимости. Ссылки ответчика на невозможность предоставить истцу в собственность земельный участок, более чем на 10 процентов превышающий площадь ранее предоставленного, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п.3 ст.33 названного Кодекса. В соответствии с п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. На территории Серовского городского округа установлен минимальный размер предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 600 кв. м. (решение Думы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ). <адрес> спорного земельного участка по существующему деревянному забору 2000км.м. Таким образом, применительно к п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внести изменения в ГКН можно на площадь не более 1850 кв. м (1250 +600), а по информации технической инвентаризации домовладения 2216кв.м. (1616+600). Действительно согласно ранее учтенного в ГКН земельного участка мерою 1250кв.м. по адресу <адрес>, площадь земельного участка предъявленного к постановке на кадастровый учет с учетом положения п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" превышает допустимую норму, вместе с тем из пояснений истца следует, что жилой дом им был приобретен в собственность на основании договора дарения, и с момента его ввода в эксплуатацию границы земельного участка не подвергались изменениям. Согласно межевого плана, а так же кадастрового паспорта земельного участка последний отражен в увязке с существующей застройкой, между двумя другими уже застроенными земельными участками жилой <адрес>, № <адрес>, а так же ограничен красной линией, в связи с чем возможность соблюсти установленную норму представления земельного участка без нарушения целостности существующей застройки у истца отсутствует. В противном случае, при постановке земельного участка на ГКН мерою 1850кв.м., останется невостребованным земельный участок 150кв.м., который в качестве самостоятельного объекта земельных правоотношений не может быть сформирован, так как его площадь меньше минимального размера утвержденного п.4 решения Думы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального гаражного строительства, может быть осуществлена также в случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном в соответствии с настоящей статьей документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка. Абз.4 ч.6 ст.12 данного закона предусмотрено, что сведения о площади земельного участка вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании данных, содержащихся в кадастровом плане такого участка. Согласно п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Из анализа указанных норм в их совокупности усматривается, что превышение фактической площади земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса РФ, указанного в его кадастровом паспорте, площади земельного участка, указанного в правоустанавливающем документе на него, на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, не является препятствием для передачи ему данного земельного участка в собственность. Как было установлено в судебном заседании, превышение размеров земельного участка, установлено по результатам уточнения (межевого плана) и произошло вследствие увязки земельного участка домовладения № по <адрес> с уже существующей застройкой домовладений №, 28 по <адрес> (границы со смежными землепользователями согласованы) и красной линией, то указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка, занятого находящимся в его собственности жилым домом, равно как и постановке указанного земельного участка на государственный кадастр недвижимости. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Полухина Сергея Вячеславовича - удовлетворить. Обязать межрайонный отдел № ФГУ ЗКП по <адрес> осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельный участок по адресу: <адрес>, мерою 2000кв.м. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с даты составления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы в Серовский районный суд. Судья Серовского районного суда В.Н. Лузянин Мотивированное решение изготовлено на компьютере 24.06.2011г.