Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Серов 20 июня 2011 года Серовский районный федеральный суд г. Серов Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеевой И.П., при секретаре Пахтусовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПРОКУРОРА в интересах неопределенного круга лиц к МУ «ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА» и АДМИНИСТРАЦИИ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ИНВАЛИДОВ, У С Т А Н О В И Л: Процессуальный истец – Серовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику – МУ «Детская городская больница» (далее МУ «ДГБ») об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений прав инвалидов – установлении внутри здания поликлиники по адресу: <адрес>, при входе на лестницу на 1 этаж перил и пандуса, возле здания поликлиники оборудовать парковку для автотранспорта инвалидов; к ответчику - Администрации ФИО1 городского округа – о выделении в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежных средств, необходимых для устранения указанных нарушений прав инвалидов. Свои исковые требования истец обосновал обязанностью ответчика – Администрации Серовского городского округа и ответчика МУ «ДГБ», как владельца здания на праве оперативного управления, в соответствии с Федеральным законодательством обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в данное помещение. В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник Серовского городского прокурора Гребёнкина А.Н. предъявленные требования поддержала, изменив срок исполнения: Администрации СГО выделить лечебному учреждению денежные средства для устранения указанных нарушений в срок к ДД.ММ.ГГГГ; МУ «ДГБ» в срок к ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные нарушения. Суду пояснила, что Серовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в МУ «ДГБ». В ходе проверки установлено, что собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, является МО Серовский городской округ. Отраслевым органом местного самоуправления «КУМИ Серовского городского округа» здание передано в оперативное управление МУ «ДГБ». В соответствии с ч. 1, 6 ст. 15 Федерального Закона РФ № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно – правовых форм, обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, должно выделяться не менее 10 % мест (но не менее 1 места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. В результате проверки выявлены нарушения ответчиком вышеуказанного федерального законодательства. Так, в нарушение п. 3.9., 3.14, 3.32 СНиП 35-01-2001 в здании при входе на 1 этаж имеется лестница из 6-ти ступеней, однако, отсутствуют перила на лестнице, не имеется бокового поручня и пандуса, кроме того, возле здания не оборудована парковка для автотранспорта инвалидов. Поскольку МУ «ДГБ» финансируется за счет средств бюджета Серовского городского округа, просит суд обязать ответчика МО СГО в лице Администрации СГО выделить денежные средства из бюджета до ДД.ММ.ГГГГ, а МУ «ДГБ», владеющее зданием на праве оперативного управления, - устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика – МУ «ДГБ» Черноок А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования признал. Суду пояснил, что собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, является МО Серовский городской округ. Отраслевым органом местного самоуправления «КУМИ Серовского городского округа» здание передано в оперативное управление МУ «ДГБ». Не оспаривает, что выявленные нарушения имеют место. Устранить их ранее за счет внебюджетных средств не представилось возможным, собственник денежных средств на эти цели не выделял. К установленному сроку намерены устранить нарушения, в случае отказа выделения средств из бюджета Серовского городскорго округа, используют собственные средства, запланированные в бюджете больницы на второе полугодие 2011 года. Представитель ответчика – Администрации Серовского городского округа Силантьев М.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с иском не согласен. Суду пояснил, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ здание детской поликлиники по вышеуказанному адресу передано в оперативное управление МУ «ДГБ». Учреждение является бюджетным, поэтому денежные средства для устранения нарушений законодательства «О защите прав инвалидов» должно выделить МО из своих фондов. Однако, постановлениями Главы администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Серовском городском округе» на 2010 и 2011 гг., соответственно, установка пандусов и оборудование мест стоянки для автотранспорта инвалидов в здании поликлиники МУ «ДГБ» были запланированы на 3 квартал 2010 года и 2 квартал 2011 года за счет внебюджетных средств. В связи с тем, что решение об источнике финансирования принято, оно должно быть исполнено. В этом случае МУ «ДГБ» обязано за счет собственных средств провести указанные мероприятия. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Серовского городского прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья... Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). Как установлено ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону, нарушает права и законные интересы других лиц. Представитель ответчика – МУ «ДГБ» – Черноок А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Серовского городского прокурора признал добровольно, в полном объёме, что отражено в протоколе судебного заседания. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, представителю ответчиков разъяснены и понятны. Поэтому подлежат удовлетворению требования Серовского городского прокурора о возложении на МУ «ДГБ» обязанности привести здание, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями ст. 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001, а именно: - внутри здания по адресу: <адрес> при входе на лестницу на 1-й этаж установить пандусы и перила; - оборудовать парковку для автотранспорта инвалидов около детской поликлиники по адресу: <адрес>. Установив, что администрацией Серовского городского округа и МУ «ДГБ» не выполнена обязанность по обеспечению доступа инвалидов в помещение, расположенное в принадлежащем МО Серовский городской округ здании по адресу <адрес>, находящимся на праве оперативного управления МУ «ДГБ», прокурором обоснованно заявлены исковые требования. Поскольку МУ «ДГБ» финансируется за счет средств бюджета Серовского городского округа, обязанность по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений, следует возложить на ответчика – администрацию Серовского городского округа. Ссылка ответчика – представителя Администрации Серовского городского округа на постановления Главы администрации Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Серовском городском округе» на 2010 и 2011 гг., соответственно, судом не принимается. Ни в 2010, ни в 2011 году согласно вышеуказанным постановления запланированные мероприятия за счет внебюджетных средств не исполнены, в связи с их отсутствием у лечебного учреждения. Следовательно, собственник здания обязан выделить средства, необходимые для устранения указанных нарушений. Руководствуясь ст. 204 ГПК РФ, определяя срок исполнения ответчиком возложенных на него судом обязанностей, суд, понимая необходимость предоставления разумного срока для выполнения работ, полагает возможным установить срок для исполнения решения по выделению денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ, по приведению здание в соответствие с требованиями закона «О защите прав инвалидов в РФ» – до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, исковые требования Серовского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Серовского городского прокурора удовлетворить в полном объёме. Обязать Администрацию Серовского городского округа выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ», МУ «Детская городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МУ «Детская городская больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести здание поликлиники, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями ст. 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001, а именно: - внутри здания по адресу: <адрес> при входе на лестницу на 1-й этаж установить пандусы и перила; - оборудовать парковку для автотранспорта инвалидов около детской поликлиники по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней, с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Серовский районный суд. Судья Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.