РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2011 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Лузянина В.Н., при секретаре Синчук Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № – 944/2011 по иску: Десятковой Валентины Николаевны, Крыловой Александры Александровны, Казакова Николая Ивановича, Рудакова Юрия Садоковича к ТОИОГВСО – Управление социальной защиты населения <адрес> и <адрес> О выплате ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес> УСТАНОВИЛ: Десяткова В.Н., Крылова А.А., Казаков Н.И., Рудаков Ю.С. обратились в Серовский районный суд с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Министерства социальной защиты населения <адрес> – Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> о выплате ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес>. В обоснование требований указано, что истцы являются ветеранами труда и инвалидами, до получения инвалидности они пользовались правом на ежемесячное пособие на проезд, после получения инвалидности стали получать только ежегодное пособие на проезд. При обращении в УСЗН о восстановлении ежемесячного пособия получили отказ, так как ежемесячное пособие на проезд как получателям мер социальной поддержки по ФЗ им не назначалось и не выплачивалось. На основании изложенного просят возобновить ежемесячные выплаты пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, взыскать с УСЗН по <адрес> и <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, оплату услуг юриста в размере 1500 рублей. В судебном заседании Десяткова В.Н., Казаков Н.И., Крылова А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснили, что до получения инвалидности получали пособие на проезд в соответствии с Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» после получения инвалидности выплата на проезд перестала им выплачиваться, выплачивали только ежегодное пособие на проезд, как инвалидам. Считают, что они как ветераны труда имеют право на получение ежемесячного пособия на проезд в соответствии с Постановлением Уставного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ При обращении в УСЗН <адрес> и <адрес> получили отказ, по причине того, что они ни когда не являлись получателями ежемесячного пособия на проезд, поэтому нормы решения Уставного суда на них не распространяется. Отказ в выплате пособия на проезд как ветеранам и инвалидам нарушает их социальные права и противоречит <адрес>. Федеральные законы не предписывают субъектам Российской Федерации в принимаемых ими нормативных правовых актах ограничивать право лиц, имеющих статус ветеранов труда, и инвалидов, на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты из средств федерального бюджета и мер социальной поддержки из средств бюджетов Российской Федерации. Истец Рудаков в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения иска. На дату рассмотрения требований предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает. Представитель ответчика Лысенкова И.Г. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании с исковыми требованиями ознакомлен, с ними не согласен. Суду пояснил, что ответчики являются ветеранами труда и инвалидами по общему заболеванию. Право на получение мер социальной поддержки предоставлено им как ветеранам труда и инвалидам. Ранее в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было предусмотрено предоставление инвалидам ряд льгот, в том числе и транспортное обслуживание, однако Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введена ст. 28.1., в соответствии с которой в состав ЕДВ, выплачиваемой инвалидам за счет средств федерального бюджета, включены компенсации расходов по оплате за ранее предоставляемые льготы в натуральной форме. В соответствии со ст. 6.1., 6.7. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ инвалиды также имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который также включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в соответствующее УПФ РФ, получив при этом стоимость набора социальных услуг вместе с ЕДВ. Истцы включены в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как инвалиды и получают меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, которая с ДД.ММ.ГГГГ составляет: у Десятковой – 1447,37 рублей, в том числе социальная услуга по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно 89,46 рублей; у Рудакова – 2532,78 рубля, в том числе социальная услуга по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно 83,07 рублей; у Казакова – 1447,37 рублей, в том числе социальная услуга по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно 83,07 рублей; у Крыловой – 1808,80 рублей, в том числе социальная услуга по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно 83,07 рублей, все указанные льготы предоставляются в виде социального пакета. В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которые относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации» истцы обратились в ТОИОГВ СО – УСЗН по <адрес> и <адрес> за назначением пособия на проезд по <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов. На основании указанных заявлений принято решение о назначении истцам пособия на проезд, которые ими получается ежегодно. По Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП <адрес> «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации» ежемесячное пособие Десятковой, Рудакову, Казакову, Крыловой не назначалось и не выплачивалось, так как на момент принятия постановления их статус был – инвалид. Часть вторая ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, предусматривающая право инвалида на получение разных видов денежных выплат и компенсаций, с ДД.ММ.ГГГГ признана утратившей силу. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ не предусмотрено право инвалидов получать компенсации по указанному закону и другим правовым актам. Установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки инвалидов, в том числе ЕДВ, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В тоже время в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов и тружеников тыла относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» для ветеранов труда и тружеников тыла предусмотрены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации. По мнению Министерства финансов <адрес>, в соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет бюджетов двух уровней бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, не могут устанавливаться и финансироваться одновременно за счет средств федерального и областного бюджетов меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Федеральные законы не предусматривают право ветеранов и инвалидов дублировать аналогичные льготы по разным законам и возможность двойной компенсации одних и тех же понесенных инвалидами расходов из бюджетов разных уровней. На основании изложенного просит в удовлетворении требований отказать. Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что истцы являются инвалидами по общему заболеванию: Крылова А.А.- 2 группы, дата установления ДД.ММ.ГГГГ пожизненно; Рудаков Ю.С. – 1 группы дата установления ДД.ММ.ГГГГ пожизненно; Десяткова В.Н. – 3 группы дата установления ДД.ММ.ГГГГ пожизненно; Казаков Н.И. – 3 группа дата установления ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, одновременно все имеют звание «Ветеран труда» (л.д. 9, 11, 15, 16, 22). В настоящее время истцы зарегистрированы как получатели мер социальной поддержки по Федеральному закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Десяткова В.Н. получает ежемесячную денежную выплату в размере1447,37 рублей, в том числе ей оплачивают набор социальных услуг на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую и обеспечение необходимыми лекарственными средствами рецептам врача 578,30 рублей, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 89,46 рублей, социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 83,07 рубля, предоставляется в виде социального пакета, от которого истец не отказался. Казаков Н.И. получает ежемесячную денежную выплату в размере1447,97 рублей, в том числе ему оплачивают набор социальных услуг на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую и обеспечение необходимыми лекарственными средствами рецептам врача 578,30 рублей, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 89,46 рублей, социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 83,07 рубля, предоставляется в виде социального пакета, от которого истец не отказался. Крылова А.А. получает ежемесячную денежную выплату в размере1808,80 рублей, в том числе ей оплачивают набор социальных услуг на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую и обеспечение необходимыми лекарственными средствами оп рецептам врача 578.30 рублей, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 89,46 рублей, социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 83,07 рубля, предоставляется в виде социального пакета, от которого истец не отказался. Рудаков Ю.С. получает ежемесячную денежную выплату (далее по тексту ЕДВ) в размере1447,97 рублей, в том числе ему оплачивают набор социальных услуг на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую и обеспечение необходимыми лекарственными средствами оп рецептам врача 578.30 рублей, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 89,46 рублей, социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 83,07 рубля, предоставляется в виде социального пакета, от которого истец не отказался. По обращению истцов ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении пособия на проезд по территории СО на всех видах городского и пассажирского транспорта, применительно к п.4 Порядка и условий назначения и выплаты, индексации ежегодного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП) принято решение о назначении ежегодного пособия на проезд, которое истцы получают: за 2009г. в сумме 600руб.; за 2010г. в сумме 660руб.; за 2011г. в сумме 703руб.. Положениями статей 7,39 Конституции Российской Федерации предусмотрены основы социальной защиты, включая социальное обеспечение инвалидов и пожилых граждан, так же статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрена координация по вопросам защиты и социального обеспечения инвалидов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 10, ст. ст. 20 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Ветераны труда не получают ЕДВ, а пользуются мерами социальной поддержки в части в натуральном выражении и в части в денежном выражении. Ветераны труда, до ДД.ММ.ГГГГ пользовались бесплатным проездом на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и Законом СО от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О внесении изменений в Закон СО «О социальной поддержке ветеранов в СО» (подпункты 22, 26 статьи 1) было введено ежемесячное денежное пособие на проезд в размере 275 рублей. Его размер, порядок, условие назначения, выплаты и индексации устанавливаются нормативными правовыми актами <адрес>. Указанные изменения были внесены в пределах полномочий, предоставленных <адрес> как субъекту РФ п.п. 24 п. 2 ст. 26,3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также статьями 20,22 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено предоставление инвалидам ряда льгот, таких как санаторно-курортное лечение, транспортное обслуживание, изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ были признаны утратившими ряд статей Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие предоставление ряда льгот. В то же время в действие данного закона введена статья 28.1., предусматривающая ежемесячную денежную выплату инвалидам, что в соответствии с концепцией закона обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты инвалидов в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, в состав ЕДВ, выплачиваемой инвалидам за счет средств федерального бюджета, включены компенсации расходов по оплате за ранее предоставляемые льготы в натуральной форме. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них и при этом по выбору гражданина. Судом установлено и не опровергается истцами, что они в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» получают ежемесячную выплату денежных средств. При этом на основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренного статьей 6.2. данного закона и включающего: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предоставлении при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В силу статьи 6.5. вышеуказанного Закона оплата гражданину социальных услуг производится в размере 641 рубля в месяц, в том числе на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение 570 рублей, на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте и обратно 71 рубль. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О социальной поддержке ветеранов в <адрес>» для ветеранов труда установлены меры социальной поддержки в виде месячного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном <адрес>, ежемесячного пособия на пользование услугами местной телефонной связи, ежемесячного пособия на пользование платными услугами телевизионного вещания, бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, бесплатного проезда по территории <адрес> на автомобильном транспорте, оплаты 50 процентов стоимости проезда по территории <адрес> на железнодорожном и водном транспорте и другие. При этом Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации» установлен размер ежемесячного пособия на проезд на территории <адрес> на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в суме 275 рублей. На основании подпункта 4 пункта 9 поименованного Постановления выплата ежемесячного пособия на проезд, на предоставление которого претендуют истцы, прекращается в случае если гражданин приобрел право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством, за исключением лиц, указанных в подпунктах 1,2,4,9,10 пункта 2 настоящего порядка, а именно: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; лицам, которым присвоено почетное звание <адрес> "Почетный гражданин <адрес>"; лицам, награжденным знаком отличия <адрес> "За заслуги перед <адрес>ю" I степени в случае, если им не присвоено почетное звание <адрес> "Почетный гражданин <адрес>". Постановлением Уставного Суда СО от ДД.ММ.ГГГГ, подпункт 4 пункта 9 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП признан противоречащим <адрес>. Во исполнение постановления Уставного Суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление №-ПП, которым подпункт 4 пункта 9 был признан утратившим силу. Поэтому в соответствии с данным изменением получателям ежемесячного пособия на проезд в городском транспорте при приобретении ими прав на ЕДВ после ДД.ММ.ГГГГ не будет прекращаться выплата ежемесячного пособия на проезд. Изменений, касающихся права выбора инвалидов на вид пособия на проезд в городском транспорте, в постановления <адрес> №-ПП и №-ПП не внесено. Поэтому на дату судебного заседания отсутствуют правовые основания для назначения ежемесячного пособия на проезд как ветерану труда. Само по себе Постановление Уставного суда СО от ДД.ММ.ГГГГ не изменяет положения ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» согласно которых: если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Федеральному закону №181-ФЗ, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты); при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. ЕДВ получаемое истцами по своей природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являющихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ №-О от ДД.ММ.ГГГГ №-О от ДД.ММ.ГГГГ. Истцы получает ЕДВ без учета набора социальных услуг, поскольку от него отказались письменно. В набор социальных услуг включается в том числе и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Также им с ДД.ММ.ГГГГ установлена дополнительная мера социальной поддержки – ежегодное пособие на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, которое истцы так же получают. С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований Десятковой В.Н., Крыловой А.А., Казакову Н.И., Рудакову Ю.С. надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Десятковой Валентины Николаевны, Крыловой Александры Александровны, Казакова Николая Ивановича, Рудакова Юрия Садоковича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу Серову и <адрес> о выплате ежемесячного пособия на проезд по территории <адрес> – отказать. Решение может быть также обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы в Серовский районный суд. Судья подпись КОПИЯ ВЕРНА СУДЬЯ СЕРОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА В.Н. ЛУЗЯНИН Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ