решение о признании недействительными справки МСЭ,



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Серов «31» января 2012 года

Серовский районный федеральный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Лузянина В.Н.,

при секретаре Синчук Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-169/2011 г. по иску

Еремина Юрия Алексеевича к

ФГУ Главному бюро медико-социальной экспертизы по

Свердловской области о

признании недействительными справки МСЭ,

суд

УСТАНОВИЛ:

Еремин Ю.А. обратился в суд с заявлением к Главному бюро МСЭ по <адрес> о понуждении изменить решение МСЭ в части указания причины заболевания на «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанно с катастрофой на Чернобыльской АЭС» с установлением процента утраты трудоспособности.

В обосновании требований указал, что является инвали<адрес> группы, в следствие ЧАЭС. С 1998 года и по настоящее время Еремина не допускают к работе по профессии – водитель автомобиля, ссылаясь на заключения МУЗ ГП <адрес>. На обращение Еремина к ответчику пояснить заключение, получил отказ. Решением Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дело диагноз истца, вынесенный МУЗ «Городская поликлиника » признан не полным.

На основании изложенного Еремин Ю.А. просит обязать Главное бюро МСЭ по <адрес> пересмотреть справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, признать связь инвалидности с ликвидацией на ЧАЭС, установив степень утраты профессиональной трудоспособности.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по предмету и основаниям в полном объеме.

В обоснование своих требований суду пояснил, что он является инвали<адрес> группы ЧАЭС. В направлении на МСЭ в марте 1998 и октябре 1999 в качестве основного заболевания было указано заболевание «нейроциркулярная дистания по гипертоническому типу средней тяжести, астения 2 степени», посчитав указанный диагноз не полным, обратился в суд. Решением Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установленный диагноз МУЗ «Городская поликлиника » в направлении на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части указания основного диагноза признан неполным; постановлено считать правильной формулировку основного диагноза в направлении на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ «Вегетативная дистония по гипертоническому типу средней степени тяжести, Астения 2 ст., Атеросклероз сосудов головного мозга, Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст.»; считать правильной формулировку основного диагноза Еремина Ю.А. в направлении на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ «Вегетативная дистония по смешанному типу. Кризовое течение, Астения 2 ст., Атеросклероз сосудов головного мозга, Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст.». указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., комиссия МСЭ отказывается пересматривать свои решения от марта 1998 года, марта и октября 1999 года.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен о дате времени и месте рассмотрения иска. На дату рассмотрения поступил отзыв, в котором ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве пояснили, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, на основании приказа Федерального медикобиологического агентства от ДД.ММ.ГГГГ у «О переименовании и утверждении Устава Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>».

В связи со вступившим в законную силу решения Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, изменившим формулировку диагнозов в направлении на медико-социальную экспертизу Еремина Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» признает исковые требования Еремина Ю.А. в полном объеме.

Третье лицо – Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу Серову и <адрес> в судебное заседание не явилось, извещено о дате, времени и месте рассмотрения иска.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Истец просит обязать Главное бюро МСЭ по <адрес> изменить решения МСЭ, указав связь инвалидности с ликвидацией аварии на ЧАЭС и установить процент утраты профессиональной трудоспособности.

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, на основании приказа Федерального медикобиологического агентства от ДД.ММ.ГГГГ у «О переименовании и утверждении Устава Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>». В силу ч.1 ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. В связи с чем, суд считает возможным заменить, ответчика ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» на процессуального правопреемника ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>».

В решении Серовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Экспертного Совета Еремину установлена причинная связь заболевания Энцефалопатии 2 ст. (имевшей место в марте 1998 года) с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Также указанным решением установлено наличие у Еремина диагноза «Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст. с синкопальными состояниями, церебрастения 2 ст. с мнестическими расстройствами, стоматическая астения 2 ст. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Серовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГподтверждены диагнозы Еремина: по направлению на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ «Вегетативная дистония по гипертоническому типу средней степени тяжести, Астения 2 ст., Атеросклероз сосудов головного мозга, Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст.»; в направлении на МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ «Вегетативная дистония по смешанному типу. Кризовое течение, Астения 2 ст., Атеросклероз сосуд головного мозга, Дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст.».

В силу ст.24 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) при установлениями учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ, ранее ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 данного Закона, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В п.3 ч.1 ст.13 Закона указаны, в том числе, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986-1987г.г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Согласно ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с последующими изменениям инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (ранее Государственной службой медико-социальной экспертизы).

В соответствии со ст.8 названного закона в редакции, действовавшей на момент освидетельствования Гесс МСЭ, на Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагались, в том числе, определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утвердивший указанный Перечень и приказ Министерства здравоохранения РФ от 19. 08.1997г. , вносивший изменения и дополнения в названный приказ, были признаны незаконными (недействующими) решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Названными приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были признаны утратившими силу приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , которыми ранее утвержден Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Таким образом, с момента вынесения решения Верховным Судом РФ от ДД.ММ.ГГГГ была восстановлена юридическая сила приказов Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации оказания медицинской помощи и установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационному воздействию" и от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений и дополнений к этому приказу.

Эти акты признаны утратившими силу только ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра здравоохранения РФ . (Бюллетень ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 6-8, определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В05-9).

Следовательно, в период освидетельствования Еремина Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ подлежал применению приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

В Приложении к приказу Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ содержатся заболевания, имеющиеся у заявителя - Энцефалопатия II-III ст., прогрессирующее течение, астено-депрессивный синдром.

Новый Перечень вновь был утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которому не была придана обратная сила (Бюллетень ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст.37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в том числе, в случаях прохождения военных сборов; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварии и катастроф.

Кроме того, в период освидетельствования Еремина Ю.А. действовали Разъяснения и Указания соответствующих Министерств о порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы.

В соответствии с Указанием Министерства социальной зашиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ -У в случае признания инвалидами военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в 1986-1987г. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, причина инвалидности устанавливается: "Увечье связано с аварией на ЧАЭС", "Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС"".

Аналогичные разъяснения об установлении причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС безусловном порядке (по любому заболеванию) без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, ВВК в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ содержались в Указании Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ -У.

Заболевания, установленные по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ у Еремина Ю.А. не изменились.

Суд полагает, что поскольку имеющиеся у Еремина Ю.А. и указанные выше заболевания, включены в Перечень заболеваний утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , то у лица подпадающего под действие п.3 ч.1 ст.15 Базового закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и в силу ст. 24 ч.10 этого Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала необходимость в установлении причины заболевания в межведомственном экспертном совете. Причина инвалидности лиц участвующих в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежала установлению в безусловном порядке.

Таким образом, у учреждения медико-социальной экспертизы при освидетельствовании истца ДД.ММ.ГГГГ, 31.03-ДД.ММ.ГГГГ, 25.10.-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не имелось оснований для установления причины инвалидности по общему заболеванию.

При постановлении решения специальных медицинских познаний суду не требуется, поскольку требования истца в целом носит общеправовой, а не специальный медицинский характер.

В соответствие с п.п. 2, 12 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для обеспечения беспрепятственной возможности истцу получать ежемесячное возмещение вреда и иные выплаты в возмещение вреда здоровью в соответствие с Базовым законом через территориальный отдел социальной защиты населения, формулировка причины инвалидности Еремина Ю.А. в соответствии с действующим законодательством должна быть «заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Поскольку на основании п. 25 ст. 14 Базового Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то в обязанности ответчика ФГУ «ГБ МСЭ по СО» в соответствие с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , входит определение утраты истцом профессиональной трудоспособности. Таким образом на ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по СО» надлежит возложить обязанность установить истцу с момента первичного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ процент утраты профессиональной трудоспособности.

Руководствуясь ст.98 ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Еремина Юрия Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» – удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» - установить Еремину Юрию Алексеевичу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ причину инвалидности – «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанно с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное Бюро Медико-Социальной экспертизы по <адрес>» определить Еремину Юрию Алексеевичу, процент утраты профессиональной трудоспособности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и выдать надлежащие подтверждающие документы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.

Судья В.Н. Лузянин

Мотивированное решение изготовлено на компьютере ДД.ММ.ГГГГ