о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2012 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., с участием помощника Серовского городского прокурора Долматовой Е.В., при секретаре Пинчук Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2012 по иску

Серовского городского прокурора, действующего в интересах Корепановой Ольги Дмитриевны к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Серовский городской прокурор, действуя в интересах Корепановой О.Д. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации МО «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска ссылаясь, что Корепанова О.Д. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как у неё умерла мать ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 лишен родительских прав решением Серовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была определена в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школу на полное государственное содержание и за ней была закреплена жилая площадь по <адрес> в <адрес>. Постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в ранее вынесенное постановление в части закрепления жилой площади и указано, что жилой площади Корепанова О.Д. на территории Серовского городского округа не имеет. Учитывая, что она состоит на учете на получение жилого помещения, достигла совершеннолетнего возраста, обладает правом на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения вне очереди и включена во внеочередной список, просит обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> в течение 2012 года приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Корепановой О.Д. не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО «Серовский городской округ» с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность. Обязать администрацию муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность из казны <адрес> жилого помещения, приобретенного для предоставления Корепановой О.Д. заключить с ней договор социального найма на приобретенное жилое помещение.

В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Истец Корепанова О.Д. в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии.

Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит о рассмотрении дела без его участия, в удовлетворении иска просит отказать, ссылаясь на отсутствие в законе прямого указания об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в течение определенного срока с момента приобретения статуса. Полагает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, не противоречит жилищному законодательству, и заключается в возможности получения лицом жилого помещения вне общей очередности, а не в возможности получить жилое помещение в определенный ограниченный срок, связанный с датой принятия соответствующего решения.

Представитель администрации Серовского городского округа в судебное заседание не явился, предоставив отзыв в котором указывает, что исковые требования Корепановой О.Д. в части обязанности администрации Серовского городского округа на заключение с Корепановой О.Д. договора социального найма на жилое помещение, считает подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения процессуального истца, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст.5 Федерального закона).

Как установлено судом Корепанова О.Д. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ею совершеннолетнего возраста мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № I-АИ 699558 от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО5 лишен родительских прав решением Серовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Корепанова О.Д. определена в муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школу на полное государственное обеспечение, за ней закреплено жилое помещение по <адрес> в <адрес>. Постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно п. 2 изложен в следующей редакции; «Считать, что Корепанова О.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Серовского городского округа жилья и имущества не имеет».

Поскольку в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны основания внесения изменений, истцом дополнительно были представлены сведения филиала СОГУП «Областной Центр недвижимости» «Серовское БТИ и РН» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что собственником дома по <адрес> является ФИО7 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснил, что отец Корепановой О.Д. приходится ему пасынком, в его доме он никогда не проживал, так же как и его дочь, она была только зарегистрирована с его согласия, но членом семьи не является и он намерен предъявить требования о снятии её с регистрационного учета. Ему не было известно о закреплении его дома за Корепановой О.Д.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения» в соответствии с которым органы местного самоуправления, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес> которое и является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретённых за счёт средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счёт средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Исходя из вышеизложенного, направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными <адрес>, и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные помещения передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> для Корепановой О.Д. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность, а на администрацию муниципального образования Серовский городской округ возложить обязанность заключить с Корепановой О.Д. договор социального найма на приобретенное для неё жилое помещение.

В соответствии с частью 2 ст.50, частей 5,6 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.

Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одного человека.

Исходя из вышеуказанных норм, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, определяет ещеиминимальный размер предоставляемого жилого помещения (нениже установленных социальных норм).

Доводы представителя Министерства строительства и архитектуры <адрес> судом во внимание приняты быть не могут, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Правила ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серовского городского прокурора в интересах Корепановой Ольги Дмитриевны к Министерству строительства и архитектуры <адрес>, Администрации Муниципального образования Серовский городской округ о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета в течение 2012 года жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО «Серовский городской округ» для Корепановой Ольги Дмитриевны с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Серовского городского округа.

Обязать Администрацию муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность жилого помещения для Корепановой Ольги Дмитриевны, заключить с ней договор социального найма на приобретенное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский облсуд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.

               

Судья Серовского

районного суда                                                                                                    К.Н.Сутягина