решение о включении в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности, перерасчете пенсионных выплат



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2012 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Лузянина В.Н.,

при секретаре Синчук Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1459/2012 по иску

Осколкова Владимира Николаевича к

ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Серове и

<адрес>»

о включении в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности, перерасчете пенсионных выплат

с участием: представителя истца Федоровой С.Н., доверенность <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Мирошниченко Н.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Осколков В.Н. обратился в Серовский районный суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о включении в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности и перерасчете пенсионных выплат.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Осколкову была установлена 2 группа инвалидности по причине «Заболевание получена на ЧАЭС», на основании чего ему была назначена пенсия и выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по возрасту, однако период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж не включен.

Осколков В.Н. обращался к ответчику о включении в общий трудовой стаж периодов нахождения на инвалидности, на что получил отказ.

На основании изложенного просит обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес>» включить в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и провести перерасчет пенсионных выплат.

В судебном заседании истец Осколков В.Н. и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. В обосновании требований пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Осколков является инвалидом второй группы по причине «Заболевание, полученное на ЧАЭС». На основании Закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении» от ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия как инвалиду второй группы вследствие трудового увечья. По достижению 50 лет Осколкову назначена трудовая пенсия по старости, однако период нахождения на инвалидности в общий стаж не включен. Добровольно ответчик включать его не желает. Считают, что отказ ответчика включить период нахождения Осколкова на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не основан на законе. До ДД.ММ.ГГГГ при включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо руководствоваться Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает различий в установлении размера пенсии по инвалидности в зависимости от причины инвалидности, т.е. не предусматривает каких-либо особенностей установления пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями ознакомлена, с иском не согласна. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Осколкову была назначена пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания. ДД.ММ.ГГГГ причина инвалидности была исправлена на «Увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС».

С ДД.ММ.ГГГГ Осколков является получателем трудовой пенсии по старости на основании пп.3 п.1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Письмом Министра труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены разъяснения по вопросу зачета в общий трудовой стаж времени нахождения на инвалидности первой и второй группы вследствие Чернобыльской катастрофы.

В соответствии с пунктами 3,4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в общий стаж включается период пребывания на инвалидности, полученной вследствие увечья связанного с производством или профессионального заболевания. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу этого закона.

До ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления и подтверждения общего трудового стажа определяется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому под увечьем понимается несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошедший в ситуациях прямо предусмотренных в данном Законе. Наряду с термином «Увечье, связанное с производством» в упомянутом Законе использовался и другой термин – «Трудовое увечье» указанные термины не являются равнозначными. Термин «Трудовое увечье» подразумевает более широкий спектр значений, в которые входит понятие «увечье, связанное с производством». Инвалидность гражданина считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай вызвавший повреждение здоровья произошел не только на производстве, но и при выполнении государственных обязанностей, заданий государственных организаций и гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Инвалидность, наступившая вследствие катастрофы на ЧАЭС, в случаях определенных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», может считаться инвалидностью вследствие трудового увечья, но не увечья, связанного с производством. Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если вызвавшее ее заболевание признается профессиональным в установленном законом порядке.

Министерством социального обеспечения РСФСР предложено в случае установления рабочим и служащим инвалидности по последствиям профессионального заболевания, вызванного воздействием радиации при ликвидации аварии на ЧАЭС при наличии соответствующего заключения учреждений здравоохранения в справках ВТЭК и в выписках из Актов освидетельствования указывать причину инвалидности «профессиональное заболевание вызвано аварией на ЧАЭС». Причинную связь инвалидности с профессиональным заболеванием можно подтвердить лишь соответствующим государственным учреждением МСЭ.

Период нахождения на инвалидности может быть засчитан только при условии подтверждения в установленном порядке причинной связи инвалидности у конкретного гражданина с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.

Осколкову В.Н. установлена причина инвалидности «Увечье, получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС» и право на зачет периода нахождения на инвалидности в общий стаж на него не распространяется.

На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В судебном заседании установлено, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на что указывает Удостоверение получателя пенсии Серии от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что пенсия назначена по инвалидности 2 группы «ЧАЭС инвалид» (л.д.16).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ , действие настоящего Закона распространяется на инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.

Из предоставленных истцом Справок следует: Осколкову В.Н. ДД.ММ.ГГГГ установлена степень утраты профессиональной 100% по заболеванию на ЧАЭС – Справка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5); Справкой серии ВТЭ-137 от ДД.ММ.ГГГГ Осколкову В.Н. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности «Заболевание получено на ЧАЭС» (л.д.4); Справкой серии МСЭ-010 от ДД.ММ.ГГГГ Осколкову В.Н. подтверждена вторая группа инвалидности, причина инвалидности установлена «Увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы связано с аварией на ЧАЭС», степень утраты профессиональной трудоспособности 80% (л.д.6); Справкой серии МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается вторая группа инвалидности по причине «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с катастрофой на ЧАЭС, инвалидность установлена бессрочно (л.д.7); Справкой сери МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ Осколкову В.Н. в связи с пребыванием на ЧАЭС степень утраты профессиональной трудоспособности установлена 80% бессрочно (л.д.8). Таким образом из всех предоставленных документов следует, что причиной инвалидности послужило воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Из копии трудовой книжки усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Осколков уволен в связи с несоответствием выполняемой работе вследствие состояния здоровья п.2. ст. 33 КЗоТ РФ и более не был трудоустроен (л.д.13). Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются и признаются представителем ответчика.

Согласно пч.1 ст. 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантировано назначение пенсии по инвалидности либо пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ в часть первую данной статьи внесены изменения, данной категории граждан пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу назначаются по желанию граждан в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Закона «О государственном пенсионном обеспечении» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Осколкову В.Н. назначена пенсия как инвалиду 2 группы вследствие заболевания полученного на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ причина инвалидности исправлена на «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС». С ДД.ММ.ГГГГ Осколков В.Н. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж не засчитан.

Истец обратился в ГУ УПФР Российской Федерации в городе Серове и <адрес> с заявлением о зачете в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но в удовлетворении заявленных требований ему было отказано.

Согласно пп. 3,4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются в том числе, период пребывания на инвалидности первой и второй группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Аналогичное правило было предусмотрено пунктом «а» ст. 92 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Осколков В.Н. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего стал инвалидом, то на него распространяются положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец относится к категории лиц, поименованных в ст. 13 указанного Закона.

В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан ВОВ и гражданской войны, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ст. 14) либо заболевания, полученного в период военной службы (ст.42).

В п.1 ст. 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Данная редакция базового закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ, в котором п.1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС до ДД.ММ.ГГГГ считалась пенсией следствием трудового увечья (профессионального заболевания), требования истца о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению при этом не имеет правового значения отсутствие Акта формы Н-1, поскольку в силу закона таковая инвалидность признавалась трудовым увечьем.

Кроме того, причина инвалидности – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, была установлена только в 2001 году, при определении причины инвалидности в 1997 году органы ВТЭК и МСЭ не определяли причину инвалидности как связанную с исполнением иных обязанностей военной службы, указывая, что причиной инвалидности является заболевание на ЧАЭС и увечье, связанное с аварией на ЧАЭС, что по действовавшему на то время законодательству относилось к профессиональному заболеванию или трудовому увечью.

Ссылка ответчика, на то, что в случае определения в качестве причины инвалидности в спорный период профессионального заболевания Осколков утратит право на получение двух пенсий, не может быть принят во внимание, поскольку согласно п.2 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно-правовому статусу, а не по причине определения инвалидности – военная травма.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В силу норм ч.2 ст. 23 поименованного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Поскольку Осколков получал пенсию по старости в меньшем размере по вине ответчика вследствие нарушения последним требований пенсионного законодательства, суд считает необходимым обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> произвести перерасчет трудовой пенсии истца по старости начиная с ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с ч.2 ст.45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, истец вправе был обратиться за помощью к квалифицированным юристам (адвокатам), в прядке ст.ст. 182, 185ГК РФ, ст.48ГПК РФ, что и было сделано.

Согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ и Осколковым В.Н. оплачены юридические услуги представителя Федоровой С.Н. адвоката Коллегии адвокатов «Екатеринбургская адвокатская лига» в размере 10 000руб. Истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг юриста в размере 10000 рублей. Суд принимая во внимание обстоятельства дела, по которому судебное заседание с участием представителя истца Федоровой С.Н. состоялось один раз, а также учитывая сложность спора, наличие четырех аналогичных дел в производстве Серовского районного суда с участием Федоровой, статус ответчика, финансируемого из Федерального бюджета, результат судебного решения, суд считает разумным удовлетворить заявленные требования истца о взыскании расходов на услуги представителя в размере 5000 рублей.

С учетом изложенного исковые требования Осколкова В.Н. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осколкова Владимира Николаевича к ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>» - удовлетворить.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>» зачесть в общий трудовой стаж Осколкова Владимира Николаевича период нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсионных выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>» в пользу Осколкова Владимира Николаевича судебные расходы в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Серовский районный суд.

Судья Серовского районного суда В.Н. Лузянин

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ