решение о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан-инвалидов



Дело № 2-1565/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года п.г.т.Гари

Серовский районный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Сарафинович И.В.

при секретаре Сорокиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гаринского района к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского района» и Администрации Гаринского городского округа о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан-инвалидов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гаринского района обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского района» и Администрации Гаринского городского округа о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан- инвалидов.

В обоснование исковых требований указано, что Управлением Росздравнадзора по <адрес> была проведена плановая выездная проверка в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского <адрес>», соблюдения законодательства о защите прав инвалидов на территории Гаринского городского округа. В результате проверки было выявлено, что учреждение располагается на 2 этаже здания Администрации Гаринского городского округа по адресу: <адрес>, п.г.т.Гари, <адрес>. Не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры в здание Администрации Гаринского городского округа. Отсутствуют пандусы и другие специальные устройства и приспособления. В холле административного здания отсутствует телефонный аппарат с учетом особых потребностей инвалидов по слуху и зрению. На территории административного здания не оборудованы парковочные места для специальных транспортных средств инвалидов. Проезжая часть не оснащена знаками дорожного движения о возможном пути следования инвалидов. Данные нарушения являются нарушением прав инвалидов и маломобильных групп населения, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»; ГОСТ Р 51671-200 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация, требования доступности и возможности»; ГОСТ Р52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания».

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В целях надлежащего исполнения требований названного Федерального закона приняты и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ строительные нормы и правила (СНиП) 25-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно п. 3.13 которых в любом здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При этом при ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусмотреть разделительные поручни.

Согласно п. 3.28 СНиП ширина проступей лестниц должна быть не менее 0,3 м., а высота подъема ступеней не более 0,15, уклоны лестниц должны быть не более 1:2.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Просил возложить на Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского <адрес>» и Администрацию Гаринского городского округа обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан-инвалидов- к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения <адрес> Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского <адрес> расположенному по адресу: <адрес>, п.г.т.Гари, <адрес>, а именно реконструировать вход путем установки пандуса и поручней, а также установить в холле административного здания телефонный аппарат с учетом особых потребностей инвалидов по слуху и зрению.

Представитель ответчика ГБУ СОН СО «КЦСОН Гаринского <адрес>» в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что их организация лишь арендует площадь в административном здании Администрации Гаринского городского округа. В этом здании находятся также и другие организации. По данному вопросу был сделан запрос архитектору Гаринского <адрес>. В ответе архитектора было указано, что при строительстве административного здания устройство пандуса не было предусмотрено.

Представитель ответчика Администрации Гаринского городского округа в судебном заседании исковые требования прокурора Гаринского <адрес> признал в полном объеме.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика и представителя соответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам:

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строением и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со СНиП 25-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проведенной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по <адрес> кабинеты ГБУ СОН СО «КЦСОН Гаринского <адрес>» находятся по адресу: р.<адрес> в административном здании Гаринского городского округа на втором этаже. В Центр не организована доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения – нет пандусов, лифта, пристенных поручней.

По результатам проверки в адрес ГОУСОН КЦСОН Гаринского <адрес> неоднократно выносились предписания об устранений нарушений законодательства.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе и административные здания и сооружения.

Судом установлено, что административное здание расположенное по адресу р.<адрес> Гаринского городского округа.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией Гаринского городского округа и ГБУСОН СО КЦСОН Гаринского <адрес> последняя организация арендует в административном здании по адресу р.<адрес> два кабинета.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотренного законом или договором. То есть, Администрация, как собственник нежилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, в пределах своих полномочий вправе, а в силу закона, обязана, обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла-коляски, в помещение.


Судом установлено, что в настоящее время, какие-либо меры к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, пользующихся креслами-колясками, к нежилому помещению, в котором расположен объект социальной инфраструктуры – Администрация Гаринского городского округа и ГБУСОН СО КЦСОН по Гаринскому <адрес>, не приняты, вход в помещение пандусом для инвалидов - не оборудован.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской

Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Гаринского <адрес> удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского <адрес>» и Администрацию Гаринского городского округа обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры граждан-инвалидов- к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения Гаринского <адрес>» расположенному по адресу: <адрес>, п.г.т. Гари, <адрес> - реконструировать вход путем установки пандуса и поручней, тем самым обеспечив доступ для маломобильных групп населения, а также установить в холле административного здания телефонный аппарат с учетом особых потребностей инвалидов по слуху и зрению.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд <адрес>.

Судья И.В.Сарафинович