Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., при секретаре Пинчук Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску
Серовского городского прокурора, действующего в интересах Зарипова Алексея Азимбаевича к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации муниципального образования «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах Зарипова А.А. обратился в суд с иском к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, СО ГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации МО «Серовский городской округ» о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что Зарипов А.А. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан оставшимся без попечения родителей, так как мать ФИО4 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, место нахождения отца неизвестно. Постановлением главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье и включен во внеочередной список для получения жилья по договору социального найма. Жилой площади на территории Серовского городского округа не имеет. Несмотря на то, что в настоящее время Зарипов А.А. является совершеннолетним и по достижении 18-летнего возраста приобрел право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, жилье за счет средств областного бюджета ему не предоставлено. В связи с чем, просит обязать главного распорядителя средств областного бюджета, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство строительства и архитектуры <адрес> в течение первого полугодия 2011 года выделить и перечислить на счет СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» денежные средства, необходимые для приобретения жилого помещения Зарипову А.А. Обязать получателя средств областного бюджета СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение первого полугодия 2011 года на основании государственного контракта приобрести Зарипову А.А. жилое помещение, соответствующее установленным социальным нормам. Обязать собственника имущества <адрес> в течение первого полугодия 2011 года безвозмездно передать из казны <адрес> в собственность муниципального образования Серовский городской округ жилое помещение, приобретенное СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» за счет средств областного бюджета для Зарипова А.А. Обязать Администрацию Муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность из казны <адрес> жилого помещения, приобретенного для предоставления Зарипову А.А. заключить с Зариповым А.А. договор социального найма указанного жилого помещения.
В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора Беляева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.
Истец Зарипов А.А. и его представитель по ходатайству Полежаева В.А., в суде также исковые требования поддержали, при этом дополнив, что жилое помещение, которое было закреплено за ним в 1989 году, в настоящее время отсутствует дом разобран. По договору временного найма Администрацией Серовского городского округа ему была предоставлена лишь регистрация сроком на три года до ДД.ММ.ГГГГ также в доме, которого нет. Фактически он проживает у сожительницы и у них в ближайшее время родится ребенок.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит в иске отказать, так как обеспечение жильем Зарипова А.А. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Вместе с этим, сообщает, что на данный момент СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключены государственные контракты на строительство жилых помещений для детей – сирот в <адрес>. Министерством строительства и архитектуры <адрес> готовится к изданию приказ о распределении жилых помещений для обеспечения детей-сирот в <адрес> по согласованию с администрацией Муниципального образования «Серовский городской округ» и в пределах выделенных Правительством Свердловской области денежных средств.
Представитель ответчика СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку за Зариповым А.А закреплялось жилое помещение. Вместе с тем, Фонд не является органом исполнительной власти, на который возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, полагает является ненадлежащим ответчиком по данному иску.
Представитель ответчика Правительства Свердловской области также в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором считает требования истца к Правительству Свердловской области не обоснованными, поскольку расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъектом РФ – <адрес>ю выполняются, Правительством Свердловской области принимаются нормативные правовые акты для реализации возложенных полномочий, а обязательства по предоставлению жилых помещений за субъектами РФ, передаче приобретенных в собственность <адрес> жилых помещений в муниципальную собственность Правительством Свердловской области действующее законодательство не предусматривает. Просит в иске отказать, полагая, что является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Администрации Серовского городского округа по доверенности Силантьев М.Н. в суде исковые требования Зарипова А.А. в части заключения договора социального найма считает подлежащими удовлетворению.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель отдела опеки и попечительства ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором не возражает против удовлетворения исковых требований.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Как установлено, Зарипов А.А признан судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ оставшимся без попечения родителей. До достижения совершеннолетнего возраста его мать ФИО4 была лишена родительских прав на основании решения Серовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения отца не известно. Решением исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ за №-г Зарипов А.А. был определен в дом ребенка и за ним закреплена жилая площадь по <адрес>1 впоследствии по решению исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № переведен из Серовского дома ребенка в детский дом на полное государственное обеспечение и закреплена ранее указанная жилая площадь. Постановлением главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье и включен во внеочередной список для получения жилья по договору социального найма. Жилой площади на территории Серовского городского округа он не имеет. Закрепленное жильё по <адрес>1 в <адрес> согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, по данным БТИ <адрес>, на учете в БТИ не стоит.
Согласно справке Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, истец состоит во внеочередном списке на получение жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде под № 200. Как следует из договора найма жилого помещения № Зарипову А.А. предоставлено жилое помещение по <адрес> – 4, сроком на три года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, как следует из акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу, на момент обследования данный дом отсутствует (разобран).
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст.5 Федерального закона).
Согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» на 2010 год на приобретение жилья для детей-сирот выделено 229 370 тыс. руб.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
В силу п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 229370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из вышеизложенного, направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными <адрес>, и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> для Зарипова А.А с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность, а на Администрацию муниципального образования Серовский городской округ возложить обязанность заключить с Зариповым А.А. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
В соответствии с частью 2 ст.50, частей 5,6 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения в Серовском городском округе в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одного человека.
Исходя из вышеуказанных норм, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, определяет ещеиминимальный размер предоставляемого жилого помещения (нениже установленных социальных норм).
Требования, предъявленные прокурором к <адрес> и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» фактически описывают механизм предоставления жилья истцу за счет средств субъекта - <адрес>, который указан в Порядке обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот, утвержденном постановлением <адрес>. При этом, действующим законодательством не предусмотрено обязанности <адрес> по передаче приобретенных в собственность <адрес> жилых помещений в муниципальную собственность. Вместе с тем Правительством и СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» реализуются возложенные на них полномочия, в связи с чем, оснований для удовлетворения указанных прокурором требований к данным ответчикам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора в интересах Зарипова Алексея Азимбаевича к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры <адрес>, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Администрации Муниципального образования Серовский городской округ о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета в течение первого полугодия 2011 года жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления МО «Серовский городской округ» для Зарипова Алексея Азимбаевича с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Серовского городского округа.
Обязать Администрацию муниципального образования Серовский городской округ в течение одного месяца после получения в муниципальную собственность жилого помещения для Зарипова Алексея Азимбаевича, заключить с ним договор социального найма на приобретенное жилое помещение.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский облсуд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы в Серовский районный суд.
Судья Серовского
районного суда К.Н.Сутягина