решение по иску пркурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» декабря 2011 года с. Сергокала

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,

при секретаре Гусейновой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергокалинского района РД в интересах муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района и неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района о признании бездействия главы администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района незаконным (не соответствующим федеральному законодательству РФ) и, обязании главы администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района исполнить требования федерального законодательства РФ,

установил:

Прокурор Сергокалинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района и неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района о признании бездействия главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района незаконным (не соответствующим федеральному законодательству РФ) и, обязании главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района исполнить требования федерального законодательства РФ. Свой иск прокурор Сергокалинского района мотивировал тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка состояния исполнения законодательства, направленно на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Проведенной проверкой установлено, что, несмотря на ранее принятые меры, по-прежнему не обеспечено охрана многих объектов культурного наследия, расположенных на территории района, в частности МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Сергокалинского района РД. Федеральными законами от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 9.10.1992 года № 3612 – 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 14 и 40 соответственно) к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесены вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана памятников культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. Согласно статьям 6 и 33 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Конституцией Российской Федерации (статья 44) гарантировано право каждого на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Граждане обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со ст. 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленным законом. Кроме того, каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объектах культурного наследия в порядке, установленном законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно Закону (статьи 20, 21, 27, 34, 35) ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение реестра и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Согласно ст. 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования – в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Право собственности муниципальных образований на объекты, включенные в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочии, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Законом также предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Проведенной прокуратурой района надзорной проверкой установлено, что главой муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» требования указанных выше федеральных законов не исполняются. Предусмотренные указанными федеральными законами полномочия по обеспечению государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, не исполняет. В данном МО СП какой-либо правовой базы, регулирующей эти вопросы, в том числе порядок их реализации на уровне исполнения, не имеется. В бюджете МО СП на 2011 год финансирование этих вопросов также не предусмотрено. Имеющиеся на территории МО СП объекты культурного наследия являются объектами муниципальной собственности данного сельского поселения. Глава МО СП не обладает полной информацией обо всех объектах материальной культуры, расположенных на их территориях, и представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии и антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Не занимается глава МО СП и вопросами, связанными с паспортизацией объектов культурного наследия, установлением границ объектов, информационных надписей и обозначений на них, заключением охранных обязательств, оформлением на объекты правоустанавливающих документов. Таким образом, по указанным вопросам установлено полное бездействие со стороны главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский». Помимо этих норм закона право на судебную защиту муниципального образования и органов местного самоуправления гарантировано ст. 133 Конституции Российской Федерации. Интересы муниципального образования заключаются в соблюдении установленных федеральным и региональным законодательством требований. Не соблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст. ст. 130-132 Конституции РФ, федеральным и республиканским законодательством о местном самоуправлении, остается без выполнения задача по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая законом определена одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. Кроме того, непринятие главой МО СП «сельсовет Ванашимахинский» мер по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) нарушает и не обеспечивается на уровне этого поселения законом гарантированная гражданам РФ сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ, а также их право на доступ к объектам культурного наследия. Данные права и гарантии имеют не только граждане, непосредственно проживающие в данном сельском поселении, но все проживающие в РФ лица, круг которых, безусловно, является неопределенным. В силу изложенных выше оснований, бездействие со стороны главы МО СП «сельсовет Ванашимахинский» по неисполнению требований вышеуказанных федеральных законов, должно быть признано незаконным. В связи с изложенным прокурор района просит обязать главу администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» исполнить требования федеральных законов от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона от ДД.ММ.ГГГГ – 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в части решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселения: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; в указанных целях образовать комиссию МО СП с участием депутатов, старейшин, специалистов истории и науки для определения объектов культурного наследия муниципального образования, находящихся на территории поселения, их учета и определения правового статуса, а также включения в реестр; с учетом требований указанного выше законодательства решить вопрос о принятии МО СП нормативного правового акта «Об объектах культурного наследия селения Ванашимахи Сергокалинского района», в котором предусмотреть перечень этих объектов, их правовой статус, границы, значимость, иные паспортные данные, установленные законом. Данный нормативный правовой акт опубликовать в районной газете либо иным предусмотренном в Уставе МО СП порядке довести до сведения граждан; завершить разрешение процедурных вопросов по оформлению права собственности муниципального образования сельского поселения на объекты, находящиеся на территории поселения (в том числе получения и выдачи охранных обязательств собственника), включению объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальным образованием установленных федеральными законами полномочий, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в бюджете МО СП на 2012 года предусмотреть финансирование мероприятий, связанных с исполнением полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Сергокалинского района Гасанбеков М.Т. заявленные требования, указанные в исковом заявлении полностью поддержал и просил их удовлетворить.

В судебное заседание глава администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» Ибрагимов М.Х. не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть иск прокурора района без его участия.

Выслушав мнение истца помощника прокурора Сергокалинского района Гасанбекова М.Т., а также исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Сергокалинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 2 ГПК РФ являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Федеральный закон Российской Федерации № I31-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Федеральный закон от 9.10.1992г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (статьи 14 и 40 соответственно) к вопросам местного значения поселения в числе прочих отнесены вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана памятников культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Суд, в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание, что на исполнение вышеуказанных требований прокурора района главе администрации МО СП «сельсовет Ванашимахинский» Ибрагимову М.Х. необходимо определенное время, суд считает возможным и необходимым дать ответчику срок до 1 июня 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, районный суд

решил:

обязать главу администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ванашимахинский» в срок до 1 июня 2011 года исполнить требования федеральных законов от 6.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона от 9.10.1992 года № 3612 – 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», закона от 25.06.2002 года № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» в части решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения поселения: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

в указанных целях образовать комиссию МО СП с участием депутатов, старейшин, специалистов истории и науки для определения объектов культурного наследия муниципального образования, находящихся на территории поселения, их учета и определения правового статуса, а также включения в реестр;

с учетом требований указанного выше законодательства решить вопрос о принятии МО СП нормативного правового акта «Об объектах культурного наследия селения Ванашимахи Сергокалинского района», в котором предусмотреть перечень этих объектов, их правовой статус, границы, значимость, иные паспортные данные, установленные законом. Данный нормативный правовой акт опубликовать в районной газете либо иным предусмотренном в Уставе МО СП порядке довести до сведения граждан;

завершить разрешение процедурных вопросов по оформлению права собственности муниципального образования сельского поселения на объекты, находящиеся на территории поселения (в том числе получения и выдачи охранных обязательств собственника), включению объектов, необходимых для обеспечения осуществления муниципальным образованием установленных федеральными законами полномочий, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в бюджете МО СП на 2012 года предусмотреть финансирование мероприятий, связанных с исполнением полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Республике Дагестан в течение 10 дней со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.

Судья Ю.А. Магомедов.