решение по иску прокурора о понуждении обеспечить жильём детей-сирот



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года с. Сергокала

Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Магомедова И.О.,

при секретаре Магомедовой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сергокалинского района РД в интересах ФИО1 к Администрации МР «Сергокалинский район» о понуждении обеспечить жилым помещением,

установил:

Прокурор Сергокалинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации МР «Сергокалинский район» о понуждении обеспечить жилым помещением мотивируя тем, что прокуратурой района на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что ФИО1 дата года рождения с детства остался без попечения родителей. В настоящее время ФИО1 проживает у своей бабушки. Согласно данным, полученным из Сергокалинского межрайонного отдела УФРС по РД, отделения по Сергокалинскому району филиала ФГУIl «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД, а также сведений из похозяйственной книги за ФИО1 домовладение в Сергокалинском районе не значится. В соответствии с законом Республики Дагестан от 25.11.2008 № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2009 полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований. В соответствии со ст.8 Федерального закона № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления правительства РД № 161 от 02.06.2009 «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет республиканского бюджета РД» дети указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2. ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям­-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, ФИО1 органами исполнительной власти должен быть обеспечен после окончания школы жилой площадью не ниже установленной нормы. По сведениям, полученным из администрации МР «Сергокалинский район» ФИО1 состоит на учете для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целевая безвозвратная суда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан ФИО1 не представлялась. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов граждан. Руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. ст. 49, 57, 60 ЖК РФ. Согласно ст. 24 ГПК РФ данный иск подлежит рассмотрению районным судом. В соответствии со ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется по месту нахождения ответчика. Просит обязать администрацию МР «Сергокалинский район» обеспечить ФИО1 дата года рождения, жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании прокурор Сергокалинского района Шапиев М.Р. заявленные требования, указанные в исковом заявлении полностью поддержал и просил их удовлетворить.

Соистец ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с самого детства он остался без попечения родителей. дата у него умер отец, а мать бросила его в малолетнем возрасте. Ему назначена опекуном его бабушка ФИО10, у которой он проживает в настоящее время в <адрес>. Он не имеет своего жилья и как сирота был поставлен на учёт для получения жилья. Исковые требования прокурора Сергокалинского района поддерживает и просит их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика Администрации МО «Сергокалинский район» РД начальник юридического отдела ФИО5, участвующий в деле по доверенности в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора не поддерживает и просил отказать в иске. Представил в суд возражения, согласно которых требования прокурора Сергокалинского района об обязании Администрации МР «Сергокалинский район» обеспечить ФИО1 дата г.р. жилым помещением не ниже установленных социальных норм не признают по следующим обстоятельствам. В соответствии с Законом РД №57 от 4 декабря 2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики Дагестан государственными полномочиями республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны своевременно и в полном объеме обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных на осуществление государственных полномочий. В свою очередь по данному Закону органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий. В соответствии со ст.5 данного Закона общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год. Размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий, определяется по формуле:

РС = кд х (РСР х НП), где:

РС - размер субвенции муниципальному образованию Республики Дагестан;

кд - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения;

РСР - размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальному образованию, определяемый ежеквартально Правительством Республики Дагестан;

НП - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по нормативам:, утверждаемым нормативными правовыми актами Республики Дагестан.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, т.е органов государственной власти РД. В соответствии с Постановлением Правительства РД от 2 июня 2009, г. №161 Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи. Вышеуказанные ссылки на Законы и Постановления Правительства РД указывают, что переданные полномочия по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей финансируются из республиканского бюджета, а не из местного бюджета как бы это указывает прокурор в исковом заявлении. Конституция РФ предусматривает единственный способ передачи (наделения) отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления - принятие соответствующего закона (статья 132). При этом ключевым конституционным принципом делегирования государственных полномочии на муниципальный уровень является принцип достаточности материально-финансового обеспечения их осуществления. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно справки финансового управления администрации МР «Сергокалинский район» №05 от 19.12.2011 г. в бюджет муниципального района были перечислены средства на обеспечение оспариваемых государственных полномочий в 2010 г: - 2164,6 тыс. рублей, в 2011 г. - 2277,0 тыс. рублей. Соответственно в полном объеме все дети, нуждающиеся предоставлении жилья, не могли быть им обеспечены. В данном случае исковые требования не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия выделяемых на переданные госполномочия финансовых средств. В соответствии с вышеизложенным, и в соответствии со ст.ст. 35, 48, 54 ГПК РФ просит в иске отказать, а исковые требования оставить без удовлетворения.

Суд, заслушав истца прокурора Шапиева М.Р., соистца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд, возражения и доводы ответчика находит необоснованными и не основанными на действующем законодательстве Российской Федерации.

Ответчик не оспаривает факт о том, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей и не обеспечен жильём.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.

Согласно свидетельства о смерти серия номер номер выданного Сергокалинским сельским советов РД дата видно, что ФИО2 умер дата.

Согласно постановления администрации Сергокалинского района РД номер от дата «Об отмене усыновления ФИО6 ФИО2 и установлении опеки над ними» видно, что ФИО10 назначена опекуном над ФИО1 и ФИО6 ФИО6.

В судебном заседании установлено и подтверждено выше исследованными материалами дела, что ФИО1 дата г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать бросила в малолетнем возрасте, а отец ФИО2 умер дата.

ФИО1 обратился к прокурору Сергокалинского района с заявлением о защите его жилищных прав и обращении в его интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории Сергокалинского района.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильём в 2012 году по Сергокалинскому району под номером «12».

Согласно справки № 05 от 19.12.2011г. выданной руководителем ФУ администрации МР «Сергокалинский район» видно, что справка дана Финансовым управлением администрации МР «Сергокалинский район» о том, что в бюджете муниципального района были предусмотрены средства на приобретения жилья детям сиротам в 2010 и 2011 годах соответственно 2164,6 тыс. рублей и 2277,0 тыс. рублей.

Согласно справки № 05 от 21.12.2011г. выданной руководителем ФУ администрации МР «Сергокалинский район» видно, что справка дана Финансовым управлением администрации МР «Сергокалинский район» о том, что в бюджете района на 2011 год предусмотрены средства на приобретения жилья детям сиротам в сумме 2277,0 тыс. рублей, а в проекте бюджета на 2012 год предусматриваются в сумме 1821,6 тыс. руб..

Согласно данным, полученным из Сергокалинского межрайонного отдела УФРС по РД, отделения по Сергокалинскому району филиала ФГУIl «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РД, а также сведений из похозяйственной книги за ФИО1 домовладение в Сергокалинском районе не значится.

Согласно п. 1 с

т. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г.

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 собственного и закрепленного жилья не имеет, зарегистрирован по адресу: <адрес> РД.

Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрёл право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме. Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.

В соответствии с Постановлением Правительства РД от 2 июня 2009 г. № 161 «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан» дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статьи 1 Закона Республики Дагестан «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 57 от 04.12.2008г. органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Согласно статьи 5 выше названного Закона общий объём субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по муниципальным районам и городским округам устанавливаются законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления ФИО1 жилого помещения соблюдены: ФИО1 дата г.р. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечен, тогда как такое право у него возникло с дата, следовательно, жилищные права ФИО1 были нарушены.

Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, во внеочередном порядке.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления ФИО1 жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Сергокалинского района в интересах ФИО1 к Администрации МР «Сергокалинский район» о понуждении обеспечить жилым помещением удовлетворить.

Обязать Администрацию МР «Сергокалинский район» предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в Сергокалинском районе, общей площадью не ниже социальных норм.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный Суд Республике Дагестан в течение 10 дней со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.

Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.

Судья И.О. Магомедов.