Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Сергиевск 21 сентября 2010 года Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Копытина А.В., при секретаре Чеботарь Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора ... ... о признании незаконными бездействия администрации м.р.Сергиевский по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования населению района УСТАНОВИЛ: ... обратился в ... суд с иском о признании незаконными бездействия администрации м.р.Сергиевский по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования населению района, в исковом заявлении указал, прокуратурой ... проведена проверка исполнения администрацией муниципального района Сергиевский законодательства РФ об образовании и местном самоуправлении в части организации муниципальных дошкольных образовательных учреждений и предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, в ходе которой выявлены существенные нарушения указанного законодательства. В муниципальном районе Сергиевский функционируют следующие муниципальные дошкольные образовательные учреждения: МДОУ «Сказка» ... (предельная наполняемость согласно лицензии 240 человек, кроме того в МДОУ «Сказка» ... входит МДОУ «Радуга» с предельной наполняемостью 120 человек), МДОУ «Сказка» ..., (предельная наполняемость согласно лицензии 260 человек), МДОУ «Теремок» (предельная наполняемость согласно лицензии 100 человек), МДОУ «Аленушка» (предельная наполняемость согласно лицензии 160 человек), МДОУ «Петушок» (предельная наполняемость согласно лицензии 180 человек), структурное подразделение МОУ Серноводской СОШ - МДОУ «Ветерок» (предельная наполняемость согласно лицензии 120 человек). Таким образом, муниципальные дошкольные образовательные учреждения муниципального района Сергиевский способны обеспечить получение общедоступного бесплатного дошкольного образования 1180 несовершеннолетним лицам дошкольного возраста при численности детей в возрасте до 7-ми лет - 3382 ребенка. Установлено, что прием в детские сады осуществляется согласно очереди. Количество детей, находящихся на очереди в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на Дата обезличена года составляло 740 человек. Количество детей, которые поставлены на очередь в дошкольные образовательные учреждения в 2010 году составляет 503 человека. Согласно информации Комитета по делам семьи и детства администрации муниципального района Сергиевский численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения составляет по состоянию на Дата обезличена - 1216 человек (из них в возрасте от 0 до 1,5 лет - 408 детей; от 1,5 до 3 лет - 509 детей; от 3 до 5 лет - 235 детей; от 5 до 7 лет - 64 ребенка). Основной причиной очередности в детские сады является недостаточное количество дошкольных учреждений района для удовлетворения потребности населения. Также бездействием прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Согласно ст. 2 и ч.1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Предъявление соответствующих требований в суд в защиту прав несовершеннолетних детей их законными представителями невозможно из-за опасения родителей еще до поступления ребенка в детский сад «испортить» отношения с руководством ДОУ, создать условия для злоупотребления полномочиями со стороны работников ДОУ. Учитывая тот факт, что необеспеченность местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального района Сергиевский носит массовый характер, восстановить нарушенные права детей возможно не путем предъявления родителями единичных требований в защиту прав своего ребенка, а при помощи предоставленных полномочий по защите общезначимых интересов. В судебном заседании заместитель прокурора ... Макаров Д.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации м.р.Сергиевский Гришина И.А. исковые требования не признала, пояснила следующее, администрацией района принимаются все меры к уменьшению имеющейся очереди на прием в детские сады района. В настоящее время ведется работа по созданию 20 дополнительным мест в детском саду «Радуга» в ..., в рамках районной целевой программы «Реконструкция, строительство, ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, здравоохранения и образования, ремонт муниципальных административных зданий м.р.Сергиевский на 2010 год». Принятие мер по устранению всей очереди в настоящее время не возможно из-за отсутствия средств в районном бюджете. Представитель третьего лица Северного управления министерства образования и науки ... в судебное заседание не прибыли от них поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Суд выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению при этом суд исходит из следующего. В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 06.10.2003 года в РФ принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ который в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления. Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В ст. 6 Устава муниципального района Сергиевский закреплено, что одним из вопросов местного значения муниципального района Сергиевский является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка в результате которой было выявлена основная причина очередности в детские сады - недостаточное количество дошкольных учреждений района для удовлетворения потребности населения. Прокурором района было вынесено представление в адрес главы администрации м.р.Сергиевский об устранении нарушений законодательства об образовании. Поскольку мерами прокурорского реагирования не удалось достичь положительного решения вопроса, прокурором было подготовлено и направлено в суд исковое заявление Гражданский кодекс РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства 9п.1 ст.1 ГК РФ)не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых способов. Статья 12 ГК РФ перечисляет способы защиты гражданских прав и указывает, что их защита осуществляется (в том числе) путем пресечения действия, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, другими способами, предусмотренными законом. Согласно закона РФ «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Этим же законом закреплено, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования. В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. Указные нормы свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение доступности получения образования, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан. Сам по себе факт наличия либо отсутствия денежных средств бюджете муниципального образования не может быть поставлен в зависимость от обоснованности предъявленных требований, дальнейшего принятия мер по организации мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Вместе с тем суд при принятия решения о частичном удовлетворении требований прокурора соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в настоящее время очередь состоит в том числе и из детей желающих поступить в детские сады и в 2011 году, поэтому суд принимает во внимание информацию предоставленную ответчиком о количестве детей (386) которые на момент рассмотрения дела изъявили желание воспользоваться своим правом на общедоступное бесплатное дошкольное образование, поскольку защите подлежат нарушенные права, свободы и законные интересы граждан. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались. В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. На основании изложенного в соответствии ст.ст. 56, 67, 194-198, ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать бездействие органа местного самоуправления - Администрации муниципального района Сергиевский по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования населению района - незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Сергиевский устранить нарушения законодательства РФ об образовании - организовав на территории муниципального района Сергиевский 386 мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, для детей нуждающихся в дошкольном образовании. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Судья А.В.КопытинНесмотря на то, что в районе обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями находится на крайне низком уровне, администрацией района законодательно закрепленные обязанности не исполняются, мер по организации дополнительных объектов социальной инфраструктуры для детей не принимается. Подобное бездействие администрации органа местного самоуправления муниципального района Сергиевский недопустимо, так как нарушает гарантированные государством права детей на предоставление образования, воспитания и развития.