Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Сергиевск 22 ноября 2010 года Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Копытина А.В., при секретаре Чеботарь Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконными бездействия администрации с.п.Воротнее по непринятию мер по устранению нарушений пожарного законодательства УСТАНОВИЛ: Прокурор Сергиевского района обратился в Сергиевский районный суд с иском о признании незаконными бездействия администрации с.п.Воротнее м.р.Сергиевский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений пожарного законодательства, в исковом заявлении указал - прокуратурой Сергиевского района проведена проверка исполнения пожарного законодательства сельским поселением Воротнее, по факту исполнения требования первичных мер пожарной безопасности. В ходе проверки установлены факты ненадлежащего исполнения указанного законодательства. В соответствии со ст. 42, Конституция РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч.1 ст. 132, Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со п.9 ст. 14, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии со ст. 20, 69-ФЗ, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Во исполнение данной нормы был принят Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, в котором были утверждены правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) ОГПН муниципальных районов Сергиевский и Исаклинский № от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес главы сельского поселения Воротнее, ФИО2 было выписано предписание для устранения следующих нарушений: ДД.ММ.ГГГГ была произведена проверка соблюдения первичных мер пожарной безопасности сельским поселением Воротнее по результатам, которой было выявлено неисполнение требований предписания ОГПН муниципальных районов Сергиевский и Исаклинский № от ДД.ММ.ГГГГ, ранее направленного в адрес главы сельского поселения Воротнее, ФИО2 На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Правонарушения в сфере пожарной безопасности затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются судом незаконными при наличии одновременно двух необходимых условий: такие решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и они нарушают права и законные интересы граждан (неопределенного круга лиц). Таким образом, непринятие мер администрацией сельского поселения Воротнее муниципального района Сергиевский по выполнению требований ОГПН муниципальных районов Сергиевский и Исаклинский может привести к чрезвычайной ситуации, в результате которой пострадают граждане РФ. Бездействие администрации сельского поселения не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану, жизни, здоровья, принадлежащего им имущества. Также бездействием прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ и единообразного применения действующего законодательства на всей территории РФ. В судебном заседании помощник прокурора Сергиевского района Щербаков К.Г. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, при этом отказался от исковых требований в части обязания администрации с.п.Воротнее возле водоисточников оборудовать площадки с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки АЦ, так как пруд в настоящее время без воды. Представитель ответчика глава с.п.Воротнее ФИО4 исковые требования не признал, пояснил, что работа по устранению выявленных нарушений ведется, Из-за отсутствия денежных средств в местном бюджете исполнить единовременно предписания отдела ГПН - не представляется возможным. Представитель третьего лица ФИО5 просил исковые требования удовлетворить, считает, что установить систему оповещения не требует больших затрат. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме при этом суд исходит из следующего. Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства. Согласно ст. 2 и ч.1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка,(л.д.8-11) в результате которой были установлены факты ненадлежащего исполнения администрацией с.п.Воротнее законодательства в сфере пожарной безопасности. Статья 12 ГК РФ перечисляет способы защиты гражданских прав и указывает, что их защита осуществляется (в том числе) путем пресечения действия, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, другими способами, предусмотренными законом. Согласно ст. 19, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии со п.9 ст. 14, ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Сам по себе факт наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования не может быть поставлен в зависимость от обоснованности предъявленных требований, дальнейшего принятия мер по соблюдению первичных требований пожарной безопасности. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья, принадлежащего им имущества. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались. В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. На основании изложенного в соответствии ст.ст. 56, 67, 194-198, ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации с.п.Воротнее м.р.Сергиевский Самарской области по непринятию мер по устранению нарушений пожарного законодательства - незаконным. Обязать администрацию с.п.Воротнее м.р.Сергиевский Самарской области устранить выявленные нарушения: На территории с. Воротнее м.р.Сергиевский Самарской области установить систему оповещения и звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре (ППБ 01-03 п.114) Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней. Судья А.В.Копытин