Решение по заявлению прокурора о признании недействующим акта органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                              6 декабря 2010 года

Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей Шохиной Т.Н.

С участием помощника прокурора <адрес> Шарина С.С.

при секретаре Петряниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании положения п.1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках администрации муниципального района <адрес>» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района <адрес>, противоречащим закону и не действующим с момента принятия,

УСТАНОВИЛ:

     

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании положения п.1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках администрации муниципального района <адрес>» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района <адрес>, противоречащим закону и не действующим с момента принятия.

В судебном заседанием помощник прокурора <адрес> Шарин С.С. заявление поддержал, уточнил в порядке ст.39 ГПК РФ свои требования и пояснил, что распоряжением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок взаимодействия администрации муниципального района <адрес> с контролирующими (надзорными), правоохранительными органами и органами прокуратуры при проведении плановых и внеплановых проверок, предоставлению информации.

Данное распоряжение в части противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

В ст. 22 данного ФЗ указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Ст. 6 предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Из вышеизложенного следуют, что действующим законодательством РФ не предусмотрен предварительный порядок уведомления органами прокуратуры РФ при осуществлении надзорных полномочий администрацию района.

Таким образом, принятое главой муниципального района <адрес>
распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках администрации муниципального
района <адрес> содержит противоречащие требованиям действующего Законодательства РФ положения.

В связи с тем, что обжалуемое распоряжение органа местного самоуправления муниципального района <адрес> является ненормативным правовым актом, поскольку нарушает только права и законные интересы органов прокуратуры, порядок производства по такой категории дел регламентируется ст.39 ГПК РФ он просит суд удовлетворить ходатайство об изменении заявленных прокурором требований, то есть считать, что основанием для предъявления в суд заявления о признании недействующим вышеуказанного акта органа местного самоуправления с момента принятия является ст.ст.45, 254 ГПК РФ

Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права органов прокуратуры РФ на осуществление установленных федеральным законодательством надзорных полномочий, прокурор просит:

Признать положение п. 1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ года «О проверках администрации муниципального района <адрес>» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района <адрес> противоречащим закону и недействующим с момента принятия.

Представитель Администрации муниципального района <адрес> Гришина И.В. заявление не признала и пояснила, что свои требования по признанию пункта 1 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках в администрации муниципального района <адрес>» прокурор основывает на положениях Главы 24 ГПК РФ, а именно статьях 251, 252, 253 ГПК РФ, которые регулируют производство по делам о признании недействующим нормативных правовых актов полностью или в части.

Под нормативным правовым актом, в соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ», понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В вышеназванном постановлении Пленума Верховного суда нормативный
правовой акт понимается как результат правотворческой деятельности
компетентных органов и должностных лиц государственной власти и органов
местного самоуправления, он содержит в себе общеобязательные правила
поведения (нормы), которые неперсонифицированы, адресуются неопределенному кругу лиц, рассчитаны на постоянное и длительное применение. Что же касается актов, то самым общим образом сущность ненормативного правового акта определена в его названии «ненормативный», то есть это такой правовой акт, который не содержит перечисленных признаков нормативного акта.

Ненормативные (правоприменительные) акты носят индивидуально-определенный характер и принимаются в основном по организационно-распорядительным вопросам. Кроме того, нормативный правовой акт подлежит обязательному официальному опубликованию, что следует из положения части 1 статьи 251 ГПК РФ, на которой прокурор основывает свои требования в заявлении.

Поскольку распоряжение Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержит признаков нормативного правового акта (а именно: является руководством к действию лишь руководителям управлений, комитетов и начальникам отделов администрации района, регулирует организационно-распорядительные вопросы в деятельности администрации района, не подлежало официальному опубликованию), следовательно, ссылка прокурора в заявлении на главу 24 ГПК РФ (ст.ст. 251-253 ГПК РФ) является несостоятельной и не обоснованной и не может быть принята судом во внимание.

Кроме того, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. ( пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 года « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

Кроме того, распоряжение Главы района не противоречит требованиям действующего законодательства и не подлежит отмене по основаниям, изложенным в статье 77 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьях 9, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на которую ссылается прокурор в своем заявлении, поскольку данное распоряжение не ограничивает в действиях органы прокуратуры и контролирующие органы при осуществлении возложенных на них функций.

Необходимо отметить, что статья 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» определяет полномочия прокурора при проведении контроля и надзора за соблюдением и исполнением федеральными министерствами, государственными комитетами, и органами местного самоуправления Конституции РФ и законов только в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о таких фактах нарушения закона, а не предоставляет прокурору права на произвольное без законного основания, проведение проверки деятельности юридических лиц, в том числе и органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, она просит в удовлетворении заявления прокурора отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения прокурора, представителя Администрации муниципального района <адрес>, изучив распоряжение Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках в Администрации муниципального района <адрес>», суд считает, что заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В судебном заседании было установлено, что распоряжением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок взаимодействия администрации муниципального района <адрес> с контролирующими (надзорными), правоохранительными органами и органами прокуратуры при проведении плановых и внеплановых проверок, предоставлению информации.

Данное распоряжение в части противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

В ст. 22 данного ФЗ указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Ст. 6 предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Из вышеизложенного следуют, что действующим законодательством РФ не предусмотрен предварительный порядок уведомления органами прокуратуры РФ при осуществлении надзорных полномочий администрацию района.

Таким образом, принятое главой муниципального района <адрес>
распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках администрации муниципального
района <адрес> содержит противоречащие требованиям действующего Законодательства РФ положения.

В связи с тем, что обжалуемое распоряжение органа местного самоуправления муниципального района <адрес> является ненормативным правовым актом, поскольку нарушает только права и законные интересы органов прокуратуры, порядок производства по такой категории дел регламентируется ст. 254 ГПК РФ.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить ходатайство об изменении заявленных прокурором требований, то есть считать, что основанием для предъявления в суд заявления о признании недействующим вышеуказанного акта органа местного самоуправления с момента принятия является ст. 254 ГПК РФ

Учитывая, что указанными обстоятельствами нарушены права органов прокуратуры РФ на осуществление установленных федеральным законодательством надзорных полномочий, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению полностью.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197, 198, 254 ГПК РФ, ст.ст.22, 33, п.1 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре РФ», ст.77 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд

РЕШИЛ:

Признать положение п. 1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «О проверках администрации муниципального района <адрес>» в части допуска органов прокуратуры к проведению проверок после надлежащего уведомления и с разрешения главы муниципального района <адрес> противоречащим закону и недействующим с момента принятия.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                             Шохина Т.Н.