Решение по иску прокурора к Б. об обязании устранить нарушения законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>         07 декабря 2010 года

      Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Копытина А.В., при секретаре Чеботарь Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к Бадиной <данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в <адрес> районный суд с иском к Бадиной <данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды., в исковом заявлении указал - проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой деятельности <данные изъяты> Бадиной Э.А., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес> и <адрес>, 1б установлено, что ответчик по указанному адресу осуществляет деятельность по розничной реализации строительных материалов с грубым нарушением норм природоохранного законодательства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения <данные изъяты> Бадиной Э.А. законодательства РФ об охране окружающей среды установлено, что у индивидуального предпринимателя при розничной реализации строительных материалов, образуются отходы различных классов опасности, в том числе: люминисцентные лампы, мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территории и помещений, отходы упаковочного картона незагрязненные, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы, отработанные электрические лампы накаливания, жидкие бытовые отходы, смет с территории и другие.

Проведенной проверкой так же установлено, что в нарушение ст.ст. 11, 14, 15, 18, 19, 21 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» у <данные изъяты> Бадиной Э.А. отсутствуют проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден; лимиты на размещение отходов не получены; паспорта на отходы I-IV класса опасности не составлены; учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов не ведется; госстатотчетность по форме 2-ТП (отходы) в государственные контролирующие органы не представляется; плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится; лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности соответствующей профессиональной подготовки не имеют.

Кроме того, в нарушение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ у <данные изъяты> Бадиной Э.А. отсутствует согласованный с федеральным органом исполнительной власти в области с обращениями с отходами порядок осуществления производственного контроля в области с обращения с отходами.

Статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В нарушение указанных требований, <данные изъяты> Бадина <данные изъяты>, ответственная за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Деятельность <данные изъяты> Бадиной Э.А. осуществляется с грубыми нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Прокурор района, подавая указанный иск в порядке ст. 45 ГПК РФ выступает в защиту интересов государства, выражающихся в установлении правопорядка и соблюдении требований закона, а также неопределенного круга лиц, выражающихся в соблюдении прав граждан на безопасную окружающую среду.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Щербаков К.Г. уточнил исковые требования, отказался от требований обязать разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить лимиты на размещение отходов, поскольку данные требования закона не распространяются в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, остальные заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Третье лицо руководитель отдела экологии управления заказчика-застройщика, архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Стрельцова И.П. исковые требования поддержала, считает, что у ответчика имеется возможность устранить допущенные нарушения.

Ответчик Бадина Э.А. в судебное заседание не прибыла, от нее поступило заявление в котором она указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме при этом суд исходит из следующего.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Согласно ст. 2 и ч.1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка,(л.д.9-26) в результате которой были установлены факты ненадлежащего исполнения <данные изъяты> Бадиной Э.А. природоохранного законодательства.

Статья 12 ГК РФ перечисляет способы защиты гражданских прав и указывает, что их защита осуществляется (в том числе) путем пресечения действия, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, другими способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.
«Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Из положений ст. 39 указанного Закона следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Часть 3 указанной статьи Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Кроме того, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Согласно, приказу Министерства природных ресурсов РФ т 2 декабря 2002 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», люминесцентные трубки относятся к I классу опасности, мусор от бытовых помещений к IV классу опасности, мусор строительный к IV классу опасности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять указанную отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Также, в соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, а также вносят плату за размещение отходов производства и потребления.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку действия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья, на безопасную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного в соответствии ст.ст. 56, 67, 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать <данные изъяты> Бадину <данные изъяты> при осуществлении деятельности по розничной торговли строительными материалами по адресу: <адрес> и <адрес>, 1б устранить нарушения действующего законодательства РФ об охране окружающей среды, а именно:

разработать и утвердить паспорта на отходы I-IV класса опасности;

разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти в области с обращениями с отходами порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;

обеспечить прохождение индивидуальным предпринимателем подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2010г.;

Заключить договоры на вывоз отходов;

Завести журнал учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                А.В.Копытин